Музей в чемодане

За тридцать лет иркутянин Михаил Алешков собрал больше пятисот пивных этикеток

В квартире Михаила Юрьевича Алешкова — как в музее. Здесь хранится несколько разных коллекций — книги, инструменты, марки, все выпуски любимых газет. А самая необычная — этикетки с пивных бутылок — занимает целый чемодан. Если разложить их на полу, ступить будет негде — экспонаты занимают всю комнату.

Первый экспонат — этикетка от чешского пива — появился у Михаила Алешкова еще в советское время. Тогда он учился в девятом классе. В те времена шутили, что в стране есть пиво двух сортов — разбавленное и неразбавленное. Оба из бочки. Остальное в дефиците. Поэтому красочная бумажка, снятая с импортной бутылки, казалась нереально красивой. «Как-то приехал в гости к другу. Разговорились. Он-то и похвастался этой этикеткой, которую снял с бутылки пива у отца. Я, как увидел ее, сразу понял, что хочу собирать пивные этикетки. Кое-как уговорил приятеля, чтобы тот мне ее подарил», — улыбается Михаил Юрьевич.

Коллекция собиралась с трудом — такого огромного разнообразия, как сейчас, в магазинах не было. Поэтому за несколько лет удалось накопить всего лишь несколько этикеток. Но коллекционер рассказывает, что ему еще повезло — в то время он жил в геологическом поселке под Краснокаменском, который находился на спецснабжении, поэтому иногда в местную лавку забрасывали дефицитный импорт. Благодаря этому, например, в его руках оказалась этикетка от бутылки монгольского пенного напитка.

Но сложности были не только в этом. До свободной покупки пива тогда наш герой недотягивал по возрасту. И хотя он пытался убедить, что не употребляет алкоголь, а хочет купить пиво ради этикетки, бдительные советские продавщицы ему не верили. Приходилось договариваться со старшими товарищами. «Давал им деньги. Мне покупали бутылку. Я снимал этикетку, а пиво отдавал им. Если не хотели, то выливал, а бутылку выбрасывал», — вспоминает Михаил.

Выручало и то, что в те годы Михаил серьезно занимался самбо, вместе с командой ездил в разные города на соревнования, после которых успевал забежать в магазин и скупить все новые образцы: «Тренер, конечно, ничего не знал. Ведь бегать за пивом недостойно для спортсмена. Парни из команды были в курсе, но ничего ему не говорили». Настоящее раздолье для коллекционера началось после перестройки, когда полки магазинов завалили разными товарами, в том числе и пивом. Сначала Михаил скупал все подряд, а когда понял, что у него есть ярлычки почти со всех видов этого напитка, стал увеличивать коллекцию по другому принципу — историческому: «Вот на этой этикетке (Михаил показывает наклейку известной российской марки пива. — Авт.) еще нет медалей. Значит, оно только начало производиться. А через год уже появилось две медали. Потом прибавилась еще одна. Сейчас наград уже пять. А вот это новогодний спецвыпуск такой же марки — в уголке нарисованы снежинки и написано поздравление с Новым годом, а эта, с ромашками, — к Дню всех влюбленных».

Некоторые этикетки Михаилу Алешкову подарили его друзья и знакомые, которые знают об этом необычном увлечении. Например, одну из них прислали родственники из Читы. Наверное, производитель рассчитывал, что это пиво будет пользоваться особой популярностью у мужчин — на этикетке изображена женщина, на которой из одежды лишь черные чулки. «Бутылки с такими этикетками существовали и до перестройки, только женские прелести покрывали специальным непрозрачным составом, как на лотерейных билетах, чтобы на полке магазина все смотрелось прилично. Стирался он легко — монеткой или ключом», — рассказывает Михаил Алешков.

Несколькими этикетками коллекционер особенно дорожит. Это штучные экземпляры, случайно найденные на улице. Пивную этикетку с романтическим названием «Наталья» он нашел на центральной площади Читы несколько лет назад, а две наклейки с белорусского пива — совсем недавно возле своего гаража. Кстати, только на белорусском пиве есть предупреждение, что этот напиток вреден подросткам, беременным женщинам и людям с заболеваниями нервной системы. «Батька позаботился!» — смеется Михаил Юрьевич.

Удивительно, но, собирая пивные этикетки, коллекционер совсем не любит этот напиток. «Могу попробовать, если уж что-то совсем необычное, но вообще-то предпочитаю что покрепче. Да и то только в праздники», — говорит он.

А что у вас в коллекции?

Если в вашем доме есть необычная коллекция, звоните в редакцию «Пятницы» по телефону 27-28-28. Мы с удовольствием расскажем о вашем увлечении.

Фанаты пива

* Самую большую коллекцию пивных этикеток в мире — 350 тысяч штук — собрал норвежец Ян Солберг. А самая большая в мире коллекция подставок под пивные кружки принадлежит жителю Вены Лео Пискер — 140 тысяч экземпляров. Первое место по количеству собранных металлических пивных пробок занимает датчанин Хельг Фрихольм — более 60 тысяч экспонатов из 172 стран мира.

* Есть и другие, не связанные с коллекционированием пивные рекорды, зарегистрированные в Книге рекордов Гиннесса. Так, англичанин Дин Гулд подбросил и, повернувшись на 180 градусов, поймал стопку из 102 подставок под пивные кружки. А жители австрийской деревушки Форхендорф сумели поставить друг на друга 56 пивных ящиков. Это сооружение простояло пятнадцать секунд.

* В польском городе Граньске есть «пивной колокол». С его «позволения» разрешалось раньше открывать пивные заседания в городе.

Метки:
baikalpress_id:  30 110