Жизнь — это движение

Считает начальник Восточно-Сибирской железной дороги, кандидат экономических наук Анатолий Краснощёк

Анатолий Анисимович родился в 1959 году, вырос в лесном поселке Чистые Пески Карелии. Отец работал в леспромхозе, мать занималась хозяйством. Окончил карело-финскую школу-восьмилетку, затем уехал учиться в Петрозаводский железнодорожный техникум. И с тех пор к родителям приезжал только в гости.

— Иная жизнь началась, — вспоминает Анатолий Анисимович, — когда я после окончания восьмого класса уехал от родителей из дома и когда мы — четыре молодых паренька из разных мест — поселились в общежитии. Очень скучали по дому. Возможно, это было первое испытание характера. Отслужив в войсках связи под Ленинградом, вернулся в свой поселок. Поработал монтером пути и прожил с родителями всего три месяца, потом уехал в Петрозаводск. Там устроился снова на железной дороге, только уже в движении. Наверное, это и была точка отсчета — я захотел самостоятельной жизни. Для меня было важно, что после армии не родители мне помогали, а я им! Ну а затем заочно получал высшее образование. Нелюбимых предметов не было. Но наиболее интересные — движенческие науки: организация перевозок и управление эксплуатационной работой, железнодорожные станции и узлы, организация грузовой и коммерческой работы.

В 1988 году окончил Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности «инженер путей сообщения» — по управлению процессами перевозок. Годы учебы в институте дали понимание того, что нужно постоянно работать над собой, правильно распределять свое время, ценить его. Заочную учебу совмещал с работой главным инженером станции Петрозаводск. Родились дети — Сергей, Ирина и Наталья.

— И какие дороги жизни выбрали для себя Ваши дети?

— Сын — железнодорожник. Старшая дочь в Санкт-Петербурге заканчивает в этом году экономический факультет железнодорожного университета. А младшая Наташа — десятиклассница, она у нас мечтает поступить в Санкт-Петербургский медицинский университет. К сожалению, у меня мало остается времени для общения с семьей. Привычка постоянно думать о работе — уже не привычка, а просто потребность, образ жизни. Я даже художественные книги читаю с мыслью почерпнуть что-то новое для работы. Вчера, например, сидел до двух ночи, считал-рисовал новую схему управления дорогой и застопорился. Звоню домой моему прежнему начальнику по Октябрьской железной дороге, иркутянину Геннадию Павловичу Комарову, он сейчас в Иркутске. «Можешь прийти утром ко мне?» — спрашиваю... Наутро мы с ним вместе решили мою ночную задачку! Ведь Геннадий Павлович знает ВСЖД до самых мелких тонкостей. А новые современные технологии, соединенные с опытом, могут дать быстрый эффективный результат.

Технический прогресс не остановить, его доля в достижении хороших показателей приоритетна. Например, новая технология укладки рельсов позволяет значительно увеличивать скорость движения составов и проходимость по нашему участку дороги. Бесстыковой путь железнодорожники называют «бархатным». Рельсы соединяются специальной сварочной машиной и без стыков достигают длины перегона. В 2008 году на ВСЖД «бархатный путь» составлял шестнадцать процентов протяженности ВСЖД, в 2009 году — уже двадцать шесть. Еще пример. Строительство девяти новых разъездов на БАМе дали возможность пропускать на четыре пары поездов в сутки больше.

А скоростные контейнерные поезда для перевозки высокодоходных грузов позволили увеличить их проходимость по нашей дороге в два раза. Сегодня ВСЖД находится в стадии реформирования — мы сокращаем лишнее бюрократическое звено и переходим на работу без прежних четырех отделений на станциях. В этом пилотном проекте РЖД участвуют всего три дороги: Красноярская, Октябрьская и наша — ВСЖД. Пока изменения у нас идут успешно, управление стало более мобильным. Вообще, должен сказать, что реформ, инноваций я не боюсь, а сознательно стремлюсь к ним...

— Почему на железной дороге реформы полезны, а вокруг нас, в обычной жизни, сегодня очень мало примеров созидания?

— На железной дороге сохранилось требование к дисциплине. У нас принято, что руководство минимум два раза в год посещает все наши социальные учреждения. Для создания условий детям линейных рабочих и служащих мы содержим на ВСЖД шесть школ-интернатов, детские оздоровительные лагеря, пансионаты, школы и детские сады. В Иркутске работает четыре детских садика ВСЖД. Наши отчисления в областной бюджет одни из самых высоких — в прошлом году мы перечислили 6,5 миллиарда рублей. К тому же я принял решение не отказываться от содержания стадиона «Локомотив», не закрывать в Ленинском округе Иркутска Дом культуры. К каждому объекту у нас вдумчивое отношение, я сам всюду бываю по нескольку раз в год. Поэтому реально вижу и знаю, что, где и как происходит, какие средства следует предусмотреть на следующий год...

Коллектив ВСЖД быстро понял, что мое стремление реформировать деятельность дороги не ухудшает их положение рабочих и служащих. Мы ни разу не задержали выплату зарплаты. Тяжело было, но справились. Структурные изменения мы проводим бережно, они не грозят потерей работы. При сокращении абсолютно всем предлагается трудоустройство с не меньшим содержанием.

— А что Вы цените в людях?

— Доброжелательность, взаимопомощь, уважение. Но не терплю лжи! Никогда в жизни никого не обманывал и не собираюсь этого делать! Если даже пообещал, а у меня что-то не получается, то я сам прямо говорю об этом. Прошу еще времени и продолжаю искать решение...

— Вы приняли решение побороться за место депутата от Ленинского округа Иркутска в Законодательное собрание области. В случае избрания на Вас ляжет дополнительная нагрузка и ответственность! Не боитесь?

— Я работы не боюсь, привык все делать ответственно. Мне нравится Сибирь. Мне нравится Иркутск. Но как управленец и инженер, я вижу, что его инфраструктура давно требует технологических и качественных изменений. Надо многое менять — от элементарных коммуникаций, организации безопасных дорог и общественного транспорта до мест организации отдыха, где люди могли бы гулять с детьми, встречаться с друзьями. Жители Ново-Ленино, Иркутска II, близлежащих к Иркутску поселков — Кирова, Жилкино, Бокова, Селиванихи, Вересовки, Батарейной и Ермаковского — должны иметь гораздо более качественную среду благоустройства. Вообще, Иркутск старинный требует к себе глубокого и вдумчивого внимания. Существуют инженерные решения для сохранения красоты. И у меня в этом есть практический опыт.

Еще в советское время, когда я работал в Петрозаводске, мы, городские депутаты, решили, что нельзя бездействовать, глядя на разрушаемый временем город. Он тоже старинный — заложен еще Петром Первым, хранит в себе историю трех столетий. Нами совместно с историками был разработан архитектурный план, и мы его успешно реализовали. Петрозаводск стоит на берегу, многие деревянные дома бережно перенесли на остров Кижи, воссоздали там историческую среду. По сути — спасли деревянные сараюшки от разрушения. Сегодня это стало самым любимым местом отдыха и жителей Петрозаводска, и гостей со всего мира. На остров каждые два часа ходит быстроходный катер «Ракета», там всегда многолюдно.

На освободившихся местах широкие проспекты и качественные коммуникации позволили городу вдохнуть свежего воздуха и создать качественную городскую среду с парками, удобными дорогами и площадями. Облик Петрозаводска никак от инженерных решений не потерял своей истории, красоты, выглядит удобным и современным. Я не говорю, что в Иркутске нужно что-то разрушать или повторять опыт Петрозаводска. Каждый город требует индивидуального решения. Но время Иркутска стать краше и удобнее для жизни людей явно пришло. Если еще промедлить, то все остатки его былой красоты разрушатся сами. Тогда нечего будет восстанавливать и спасать...

— Что Вы считаете самым важным в депутатской работе?

— Я знаю не понаслышке беды и чаяния избирателей. Я каждый день встречаюсь с множеством людей, выслушиваю их просьбы, погружаюсь в их заботы. Депутат обладает неизмеримо большими возможностями для решения всех проблем населения, чем руководитель даже очень крупного предприятия. Но рассматривать выборный орган как дополнительный довесок к власти не верно. Восточно-Сибирская железная дорога всегда умела и не разучилась сегодня зарабатывать средства себе и области, даже несмотря на финансовый кризис. Это очень важно — зарабатывать столько, чтобы хватило на все потребности, то есть планомерно работать над увеличением доходной части бюджета. Но не менее важно и то, как распределяется заработанное! Для меня возможность работать в Законодательном собрании означает поручение от народа контролировать эффективное использование общественных средств. По справедливости их может разделить только тот, кто понимает, как эта копеечка зарабатывается. Можно ведь вложить финансы в сомнительный проект, а можно создать проекты с быстрой окупаемостью. Именно этим славится наша дорога. Именно этот опыт я хочу перенести и на законотворческую деятельность. Общеизвестно — кто мало делает, тот много говорит. Я предпочитаю больше делать, а не говорить!

Беседовала МАРИНА МИШИНА. Фото А. Бызова. Оплачено из фонда кандидата в депутаты Законодательного собрания Иркутской области первого созыва по одномандатному избирательному округу № 3 Краснощёка Анатолия Анисимовича

Метки:
baikalpress_id:  12 567