Два часа с гением

Михаил Козаков представил иркутянам спектакль об Иосифе Бродском

На этой неделе в Иркутске вновь выступил блистательный актер и талантливый режиссер, создатель всенародно любимого фильма «Покровские ворота» Михаил Михайлович Козаков. Он представил уникальный спектакль «Концерт для голоса и саксофона». На саксофоне играл молодой музыкант Алекс Новиков.

Мне нравится, что Козаков не ищет легких путей к сердцу слушателя — в прошлый раз он выступал с чтением стихов Пушкина, Ахматовой, Самойлова и Бродского, на этот раз в центре внимания был один только Бродский. Гениальный Иосиф Бродский! Прямо скажем, не каждый мастер художественного слова отважится на то, чтобы в течение двух часов исполнять со сцены сложные для восприятия стихи нобелевского лауреата. Лирика Бродского требует от слушателя особой культуры и глубины. Уже одно то, что Козаков решился на это непростое дело, заслуживает огромного уважения. К сожалению, искусство чтения стихов со сцены умирает, ценителей этого жанра раз-два и обчелся.

Тем не менее послушать великого поэта в исполнении великого — не побоюсь этого слова — актера в Иркутске собрался почти полный зал. Поразительно все-таки, как мало надо средств для настоящего искусства. Только один голос Козакова, но какой богатый тембр! В чтении стихов ему сегодня равных нет. Это такая мощь — одним словом, мастер художественного слова. Артист рассказал о судьбе и биографии поэта исключительно с помощью стихов, в которых рассыпаны приметы времени и обстоятельств жизненного пути Бродского. Козаков только предварял каждый этап короткой ремаркой: это стихотворение Бродский написал тогда-то и там-то. А дальше уже гениальное искусство перевоплощения самого артиста. За два часа мы побывали в детстве поэта, в послевоенном Ленинграде, в суде, где его судили за тунеядство, в Америке, Мексике... Козаков смог стать всеми и всем, что было в жизни поэта: он был его школьным товарищем, фонарным столбом, судьей, римским патрицием, ястребом, парящим в бездонном небе над Коннектикутом... И Козаков действительно парил в небе, постигая метафизику жизни.

Виртуозный голос Михаила Козакова вступал в диалог с не менее виртуозной игрой на саксофоне Алекса Новикова — молодого, но очень талантливого музыканта. Звучала чудесная музыка Баха, Рахманинова, Вилли Лобеса, мелодии танго, городского романса...

Кстати, Михаил Михайлович во время спектакля зажигательно танцевал танго и даже пел. И делал все с потрясающей легкостью, несмотря на то что ему недавно исполнилось 75 лет! Просто феноменально!

От Гамлета до Бродского

Михаил Козаков начал сниматься в 1956 году, его дебютом стал фильм Михаила Ромма «Убийство на улице Данте». Среди самых известных актерских работ Михаила Михайловича в кино — роли в картинах «Человек-амфибия», «Вся королевская рать», «Здравствуйте, я ваша тетя!» и многих других. Как режиссер снял фильмы «Безымянная звезда», «Тень» и «Покровские ворота». Козаков работал с выдающимися режиссерами: Эфросом, Ефремовым, Волчек. Он создал в Москве свой театр «Русская антреприза Михаила Козакова», где ставит спектакли и играет в них.

Загрузка...