Выбери лучшего учителя — 3

В Иркутске продолжается конкурс педагогического мастерства «Признание»

Любовь всей жизни

За 54 года работы учителем словесности Галина Васильевна Беломестных ни разу не пожалела, что выбрала эту профессию.

В семье, где росла Галина Беломестных, всегда существовал культ грамотной речи: «Моя бабушка была неграмотной женщиной, дед закончил два класса приходской школы, но у обоих была идеальная грамотная речь. Своим потомкам они сумели привить любовь к родному языку». Галина Васильевна рассказывает, что для нее вопрос выбора профессии был решен, когда еще училась в школе, — стать педагогом. Правда, мама и тетя, которые, кстати, сами работали учителями, отговаривали ее — не хотели, чтобы всю жизнь пришлось сидеть над тетрадками. Но девушка настояла на своем и поступила в пединститут.

С тех пор прошло больше пятидесяти лет. Теперь уже опытный учитель Галина Васильевна Беломестных говорит, что никогда не жалела о выбранной профессии: «Я чувствую себя счастливым человеком, профессионалом, когда захожу в класс и вижу своих учеников. Я счастлива, что могу передать им свои знания. Огромная радость видеть, как загораются интересом к русскому языку и литературе глаза моих школьников».

А вот как описывает этот педагог идеального ученика — неординарный, не всегда согласный с мнением учителя, ищущий, культурный, читающий. Чтобы воспитать такого ученика, учителю нужно много поработать. «Бывает, что ученик не хочет воспринимать предмет. Нельзя на него срываться. Нужно проявить педагогическое искусство — привлечь его внимание, позвать в свои союзники улыбкой, жестами, мимикой», — рассказывает Галина Беломестных.

Как и у любого человека, у нее есть своя мечта — «подольше пожить на этой прекрасной земле, чтобы почаще видеть хороших людей и общаться с ними». А еще она собирается написать книгу воспоминаний о талантливых учителях-коллегах и о проблемах школьной жизни. «Родственники мне говорят: пока не напишешь такую книгу, покоя не ищи. А я и не хочу его искать. Мне нравится жить».

И, конечно же, есть профессиональная мечта — чтобы все ученики научились владеть грамотной, развитой, образной речью, такой, какой должен владеть истинно русский человек: «Мне хочется, чтобы кто-то научился быть сильным, научился преодолевать себя и воспитывать. Да даже если бы кто-то научился размышлять и думать, то тоже бы было хорошо. Очень хотелось бы, чтобы кто-то писал письма, доверял бы себя бумаге и мне. Хранил бы школьные тетрадки с комментариями к сочинению, перечитывал бы. Хорошо, если бы спустя годы говорил: «А вот в школе у меня был учитель...»

Рекорды — не главное

Дети должны ходить на физкультуру не ради оценок, а за здоровьем, убеждена преподаватель этого предмета из школы № 14 Людмила Ивановна Ломакина.

Ранний подъем, зарядка, спортивная форма и физкультурный зал в школе. Так на протяжении уже тридцати лет проходят рабочие дни у преподавателя физкультуры Людмилы Ломакиной: «Я выросла в спортивной семье. Родители тоже преподавали этот предмет. Мама — в школе, папа — в техникуме. Поэтому получилось так, что я выросла в спортивном зале. До сих пор помню запах детства — это запах спортивных мячей».

Принято считать, что физкультура не основной предмет в школьной программе. Но Людмила Ломакина говорит, что это неправильный подход: «К сожалению, такое мнение существует. Но ведь именно занятия физкультурой делают человека здоровым, а это самое важное условие всей дальнейшей успешной жизни человека. Я всегда говорю своим ученикам: вы можете не любить физкультуру, но любите себя. Чтобы дети понимали, насколько это полезно, объясняю терапевтический эффект от каждого упражнения. Я не сторонница ставить двойки, делаю это в исключительных случаях. Надо убедить детей ходить на физкультуру не ради оценок, а за здоровьем».

Она говорит, что относится к своим ученикам не только как учитель, но и как мать — любит каждого из них: «Я помню, в какой форме многие из них, сегодня уже взрослые люди, ходили на мои уроки, когда учились в школе. Недавно встретила своего бывшего ученика. Сейчас ему уже 35 лет. И я ему напомнила, как он ходил на лыжах в теплом тулупчике и в шапке с кокардой».

Людмила Ивановна говорит, что для нее счастье — чувствовать свою профессиональную востребованность: «Когда мои знания и опыт нужны коллегам и я могу им помочь, когда ученики благодарят за урок, когда звонят бывшие ученики — это и есть настоящее счастье».

Педагог говорит, что в профессиональном плане почти все ее мечты уже сбылись: она является учителем высшей категории, награждена знаками «Отличник физкультуры», «Почетный работник общего образования РФ», стала лауреатом премии губернатора Иркутской области.

Но есть еще одна мечта, которую она хочет осуществить, — провести в нашем городе спортивный турнир памяти талантливого педагога Юрия Иннокентьевича Станиславского, также преподававшего физкультуру. «Его не стало в прошлом году. Этот человек очень много дал мне и в личном, и в профессиональном плане. Я хочу, чтобы память о нем сохранилась», — говорит Людмила Ивановна.

Отказ от стандартов

К каждому ученику должен быть индивидуальный подход, считает учитель начальных классов школы № 17 Кира Петровна Гузовская.

Ученики Киры Петровны приходят в школу совсем малышами, поэтому для них она и мама, и учитель, и пример для подражания. «До сих пор помню и люблю свою первую учительницу. Она не только научила меня писать и считать, но и заплетала косы, и старалась угостить чем-нибудь вкусненьким», — вспоминает Кира Гузовская.

Ее собственный педагогический опыт на сегодняшний день насчитывает уже сорок лет. За это время у нее, как и у всех увлеченных своей профессией учителей, появились собственные наработки и методы обучения. И один из главных выводов — нельзя всех детей равнять под один стандарт. В этом она уже давно убедилась на практике: «Каждый ребенок индивидуален. У каждого свои способности и особенности. Надо относиться ко всему этому с пониманием, нельзя из-за этого обижать. Например, один из моих бывших учеников был чересчур медлительный. Перед тем как ответить на вопрос, мог несколько минут стоять в раздумье. Я терпеливо ждала, хотя некоторые мои коллеги начинали повышать голос. Он вырос прекрасным человеком. С отличием окончил университет. Сейчас работает юристом. Еще один случай был связан с двумя девочками, которые в первом классе не смогли освоить грамоту и счет. Эксперты решили, что их нужно перевести в коррекционную школу. Я с ними спорила и в итоге настояла на том, чтобы детей оставили в обычной школе. Сейчас они учатся в старших классах. Обе без троек».

У ее учеников почти не бывает двоек, но не для того, чтобы не портить успеваемость в классе, а потому что она считает, что учитель сначала должен научить, а потом оценивать. Если ученик не успевает, его нужно не наказывать плохой оценкой, а больше с ним заниматься. Зато на хорошие оценки она никогда не скупится: «Я могу поставить пятерку даже за одно красиво и грамотно написанное слово, но обязательно объясню, за что я поставила такую оценку. Для ребенка этот будет дополнительный стимул стараться на уроках».

Кира Петровна говорит, что ее счастье — видеть победы своих выпускников: «Я горжусь своими учениками. Мне за них не стыдно. Очень многие становятся победителями олимпиад и конкурсов. Это самая большая радость для учителя — видеть результат своей работы». Несколько лет назад Кира Гузовская думала над тем, чтобы поменять профессию, но так и не смогла оставить любимую работу: «Я считаю, что учитель должен не только стоять у доски и проверять тетради. Я с детьми и в футбол гоняла, и игры устраивала. Боялась, что возраст не позволит так себя вести, а по-другому я не могу. Но поняла, что никуда не уйду из школы, потому что, как только заканчивается лето и приближается учебный год, чувствую, что тянет к детям».

Ей аплодировали стоя

Учитель химии школы № 2 Дина Викторовна Гаськова знает, как привить ученикам любовь к ее сложному предмету.

Этого педагога знают большинство жителей Синюшиной Горы. Они даже придумали поговорку — каждый первый ученик Синюшки прошел через уроки химии Дины Викторовны. Именно поэтому на сорокалетнем юбилее школы, когда назвали ее фамилию, весь зал, где были настоящие и бывшие ученики, аплодировал стоя, а ее кабинет был завален розами.

Кстати, многие ее выпускники выбрали профессию, связанную с химией. Все потому, что она знает, как привить любовь к ее сложному предмету: «Химия — наука, которую надо видеть, чтобы полюбить. Поэтому мы с учениками стараемся делать как можно больше опытов. Надо видеть, как горят глаза учеников, когда они сами делают свое маленькое открытие». Среди ее выпускников есть доктора химических наук, профессионалы, работающие на химических производствах нашей страны и зарубежья, врачи, фармакологи, студенты химических факультетов вузов.

У этого учителя нет любимчиков. Дина Викторовна говорит, что любит всех своих учеников: «Я толерантна. Люблю всех: и послушных, и непослушных. Я не требую знать высшие понятия химии со всех учеников. Понимаю, что не все могут их осилить. Мой приоритет — доступность образования для всех. Именно поэтому мои ученики не боятся уроков химии, они приходят ко мне с удовольствием».

Дина Гаськова считает, что ее счастье — в ее работе: «Я люблю работать и люблю свою работу. Очень скучаю по своим ученикам, когда долго их не вижу. А когда идет учебный год, каждое утро просыпаюсь с радостью, потому что знаю, что сейчас пойду в школу и буду с ними общаться. Это и есть настоящее счастье».

Про талант этого учителя знают родители не только ее учеников, но и первоклашек. Мамы и папы учащихся начальных классов мечтают, чтобы их дети попали в класс к Дине Викторовне. «Про нее говорят только хорошее. Она очень уважительно относится к детям. Очень терпеливо объясняет им сложные темы и делает это так, что дети все понимают», — рассказывают родители.

Коллеги уважают ее за мудрость и любовь к жизни: «Поражает идеальная дисциплина на ее уроках. Она не кричит на детей, но в классе всегда тихо. Это высокий профессионализм. И она никогда не стесняется обратиться к ученику за помощью, если он разбирается в чем-то лучше. Дети чувствуют в Дине Викторовне настоящего друга. Она и в волейбол с ними может сыграть, и в походы ходит, и танцует, и в спектаклях участвует».

Мы уже рассказывали нашим читателям о том, что им представился уникальный шанс — стать главными экспертами на городском конкурсе педагогического мастерства «Признание», итоги которого будут подведены в начале февраля будущего года. В прошлом номере «Пятницы» мы представили вам троих учителей, которые вошли в десятку финалистов конкурса «Признание». Сегодня мы представляем нашим читателям еще четырех иркутских педагогов, которые вышли в финал городского конкурса «Признание». В их числе — учитель русского языка и литературы центра образования № 47 Галина Васильевна Беломестных, учитель физкультуры школы № 14 Людмила Ивановна Ломакина, учитель начальных классов школы № 17 Кира Петровна Гузовская и учитель химии школы № 2 Дина Викторовна Гаськова.

Работа над ошибками

В последнем номере еженедельника «Пятница» за 2009 год из-за халатности технического персонала произошла досадная ошибка: были переставлены местами подписи к фотографиям двух участников конкурса «Признание». Редакция еженедельника приносит глубочайшие извинения Николаю Павловичу Кашину и Дмитрию Вячеславовичу Иевлеву. По результатам служебного расследования виновные наказаны.

Загрузка...