Выбери лучшего учителя—2

В Иркутске продолжается конкурс педагогического мастерства «Признание»

Учитель — это артист

Каждый урок проходит как спектакль, говорит учитель химии, директор лицея № 3 Николай Павлович Кашин

Сложной наукой химией будущего талантливого педагога смогла увлечь его учительница — Александра Александровна Войлошникова, которая преподавала этот предмет в иркутской школе № 12, где и учился Николай Кашин.

Поэтому после окончания школы он поступил в Иркутский государственный университет и после защиты диплома поехал работать по распределению в Институт географии Дальневосточного центра Академии наук СССР. Однако после шести лет работы в лаборатории гидрохимии Николай Кашин понял, что нужны перемены в профессиональном плане. Уволился из института и поехал отдохнуть в родной Иркутск. А здесь сама судьба подсказала ему, какую профессию выбрать. Он пришел в гости к своей школьной учительнице химии, поговорил с ней и понял, что хочет стать учителем. «Александра Александровна мой выбор одобрила и дала свои конспекты уроков. Когда я читал их, слышал ее голос, представлял, как идет урок.

Руководить лицеем № 3 Николай Павлович стал четыре года назад. И хотя у него очень много административной работы, от преподавания он не отказывается. Может быть, потому, что это дает возможность выступить в двух ипостасях: почувствовать себя не только учителем, но и немножко актером. «Я всегда очень долго настраиваюсь на каждый класс. Мне помогает опыт участия в художественной самодеятельности: я занимался во Дворце культуры имени Гагарина. Был солистом хора и танцевального ансамбля. Теперь понимаю, что каждый учитель — актер. Например, сегодня у меня были уроки в четырех седьмых классах. Это значит, что я провел четыре спектакля. Хотя иногда бывает сложно вжиться в непривычную для себя роль. Мне, к примеру, сложно повышать голос на учеников. Но в некоторых классах

Мечты этого педагога связаны с его работой, потому что она занимает главное место в его жизни: «Я бы очень хотел научить всех детей химии и поднять эту науку на тот высокий уровень, какой был в прошлые годы. И еще есть директорская мечта — чтобы у нашего лицея было новое здание. То здание, в котором он находится сейчас, старше семидесяти лет. Помещений не хватает. Очень хочется, чтобы лицей стал таким, чтобы в него не стыдно было пригласить людей».

Не хватает молодежи

Через несколько лет в школах может не остаться педагогов,

считает учитель биологии гимназии № 44 Дмитрий Иевлев

Путь в педагогику у Дмитрия Вячеславовича Иевлева был очень непростым. После школы он поступил в Иркутское авиационное инженерное училище. Но, проучившись там некоторое время, понял, что ошибся в своем выборе, и пошел учиться в Иркутский медицинский институт на педиатрический факультет.

После окончания первого курса будущего врача друзья пригласили отдохнуть несколько дней в пионерском лагере, где они работали вожатыми. Он приехал и остался на все лето. Тоже стал вожатым. «Я продолжал учиться в мединституте, но мечтал, чтобы поскорее наступило следующее лето — снова поехать в пионерлагерь», — вспоминает Дмитрий Иевлев.

Этот педагог считает, что каждый ученик имеет право высказать свое мнение, поэтому его уроки никогда не превращаются в монологи: «Я уважаю учеников, которые в споре могут отстоять свое мнение. Без споров скучно. В них рождаются новые идеи».

Дмитрий Вячеславович считает, что все главные мечты его жизни уже сбылись: есть любимая работа, которую он делает с удовольствием, выросла дочь, которая сейчас учится в медицинском университете.

Правда, есть еще одна мечта, связанная с работой, — чтобы в школу приходили работать молодые учителя: «Печально смотреть, когда идешь по школе — а молодых педагогов нет. Сейчас большинству педагогов сорок и за сорок. Если ничего не изменится, то лет через десять-пятнадцать, когда учителя нашего возраста станут пенсионерами, детей некому будет учить. Все потому, что на зарплату, которую платят начинающим педагогам, просто невозможно жить».

И еще одно пожелание чиновникам от образования, прозвучавшее от Дмитрия Иевлева, — не мешать учителям делать свое дело, заваливая их бумажной работой: «Это мнение большинства учителей, которые говорят, что на каждого педагога приходится по одному контролеру, которые следят, чтобы учитель не сделал что-нибудь не так. Вряд ли может быть хорошим учитель, работающий строго по плану. Ведь урок — это творчество. Здесь рождаются проблемы, которые решают совместно ученики и учителя. И если это удается, чувствуешь себя по-настоящему счастливым педагогом».

Работа в удовольствие

Учитель истории школы № 57 Марина Стародубцева говорит, что не уйдет из школы даже за большой зарплатой

Стать педагогом наша героиня мечтала еще со школьных лет: «Я училась в иркутской школе № 43, о которой у меня до сих пор сохранились самые светлые воспоминания, ведь с нами работали прекрасные педагоги. Историю в нашем классе вела директор Антонина Ивановна Щербина. Она сказала: Марина, тебе надо быть учителем истории. Так с ее легкой руки я выбрала эту профессии. И не жалею об этом».

С тех пор прошло уже 23 года. Конечно, за это время случалось разное. Например, однажды Марина Стародубцева решила поменять профессию и ушла работать в путевую часть железной дороги. Но уже через год снова вернулась в школу: «Конечно, на железной дороге зарплата намного выше, чем у педагогов. Я жила в полном материальном достатке. Но, отработав год, поняла, что помимо денег от работы нужно получать удовольствие. Поэтому вернулась в школу».

И ученики это оценили. Они обожают своего учителя и классного руководителя. В глазах Марины Стародубцевой появляются слезы счастья, когда она вспоминает, как ученики поздравили ее с днем рождения: «Они собрались всем классом, пришли к моему подъезду в семь часов утра и стали кричать под окнами: поздравляем с днем рождения! Все соседи за меня радовались».

Наверное, ученики любят ее за творческий подход и к урокам, и к праздникам. Например, первого сентября после линейки они отметили Новый год (именно в эту дату праздник отмечали в старину) — нарядили в классе, елку и каждый рассказал о своих достижениях.

А сами уроки истории у педагога Стародубцевой никогда не превращаются в зубрежку дат и событий: «Стараюсь увлечь ребят этой наукой. Вместе разрабатываем интересные проекты — карикатуры на известных политиков, истории названий иркутских улиц, домов и другие».

Для каждого человека счастье свое. Для Марины Стародубцевой счастье — это общение с детьми, ее учениками: «Нам всем не хватает человеческого общения. Родители моих учеников — люди занятые, часто на общение с детьми им не хватает времени. Поэтому, когда дети приходят ко мне и я могу помочь им советом, очень радуюсь. Ведь дети хотят немного. Они просто хотят быть услышанными».

Мы уже рассказывали нашим читателям о том, что им представился уникальный шанс — стать главными экспертами на городском конкурсе педагогического мастерства «Признание», итоги которого будут подведены в начале февраля будущего года. В прошлом номере «Пятницы» мы представили вам троих учителей, которые вошли в десятку финалистов конкурса «Признание». Сегодня знакомимся со следующей тройкой лидеров — учитель истории школы № 57 Марина Юрьевна Стародубцева, учитель биологии гимназии № 44 Дмитрий Вячеславович Иевлев, учитель химии, директор лицея № 3 Николай Павлович Кашин. В статье использованы выдержки из эссе финалистов конкурса «Признание». В следующем номере «Пятницы» читайте подробные рассказы еще о трех претендентах на победу в конкурсе «Признание».

Метки:
baikalpress_id:  12 268