Богатство обязывает

Когда возродится дух иркутского купечества?

Истоки русского меценатства порой трудно объяснимы с логической точки зрения. Это явление, окончательно сформировавшееся в начале XVIII века, уникально и в своем русском, где-то даже разгульном и безграничном размахе не повторилось ни в одной стране мира. А сибирское купечество, может быть, благодаря суровому климату, а может быть, особому, свободолюбивому духу, которого не было в европейской части Российской империи, проявило особенно яркие примеры этого феномена. О том, есть ли сейчас надежда на возрождение благотворительных традиций иркутского купечества, — сегодня в еженедельнике «Пятница».

Сибирский размах

Конечно, такого понятия, как меценат, в те времена не было. Было старинное русское слово «благотворительность». И многие купцы любили не просто давать деньги на благие дела — школы, церкви, сиротские дома, училища, но и лично участвовать в руководстве этими заведениями, способствуя их процветанию. Конечно, традиции благотворительности появились не на пустом месте. Прежде чем это явление обрело подлинно сибирский размах, прошел не один десяток лет и сменилось несколько поколений. Капитал и традиции торгового дела, передаваемые по наследству, требовали и определенного уровня образования.

Про богатство купцы говорили, что Бог его дал в пользование и потребует по нему отчета. Может быть, и поэтому именно в купеческой среде необычайно были развиты и благотворительность, и коллекционерство, на которые и смотрели как на выполнение какого-то свыше назначенного дела. «Богатство обязывает», — говорил банкир и предприниматель Павел Рябушинский, наставляя младших. В купеческой среде жил иной дух, совершенно отличный от нынешнего. Ими руководила не только жажда богатства. Они создавали не капиталы, а в первую очередь производства: заводы, мануфактуры.

Именно купцы создавали всю городскую среду, или, как сейчас говорят, инфраструктуру: жилье, училища, больницы, храмы, музеи, театры, картинные галереи. Достаточно представить Иркутск, каким бы он был, если бы не было огромного купеческого наследия, сформированного за два с лишним века бурной деятельности Трапезниковых, Сибиряковых, Басниных, Хаминовых, Медведниковых. Художественный музей, курорт «Ангара», драматический театр, большая часть исторической застройки улицы Большой (ныне Карла Маркса), огромное количество иркутских храмов, Ивано-Матренинская детская больница. И это перечислена лишь малая часть их исторического наследства.

Огромное количество средств выделялось купцами на научные исследования, особенно географические экспедиции. Понятно, что и здесь они действовали не без личной выгоды, находя новые рынки для сбыта своих товаров и новые товары для поставки в другие регионы. Театры, музеи и больницы действительно построены ими, но пользовалось ими все городское население. В городском бюджете тех времен подобных расходных статей не было предусмотрено. Даже наоборот, каждый городской голова, избираемый как раз из представителей купечества, считал своим долгом на собственные средства обустроить газовое освещение на улицах, содержать богоугодное заведение или обустроить библиотеку, выписывая из столиц журналы и книги не только для личного пользования.

Город населяли главным образом купцы, и правили им тоже в основном представители среднего сословия. Первую городскую думу возглавил иркутский купец Михаил Васильевич Сибиряков (1744—1814). Более сорока лет иркутяне избирали его на должности гражданского старосты, словесного судьи, бургомистра, президента губернского магистрата и городского головы. Особым шиком у сибирского купечества при открытии подписного листа для строительства нового общественного здания было проставить в нем крупную сумму на благое дело от себя, да так, чтобы ее не могли превзойти другие. Подобным образом собирались деньги и на строительство Харлампиевской церкви, которая находится сейчас на углу улиц 5-й Армии и Горького.

История храма

Михайло-Архангельская Харлампиевская церковь, как и большинство иркутских храмов, первоначально была деревянной. Ее построили в 1738 году в основном на средства мореплавателя и торговца Емельяна Югова. В деревянном виде она просуществовала почти тридцать лет. Сразу же после освящения церкви горожане начали сбор средств по подписке на строительство каменного здания. И в 1777 году на эти деньги, да еще на средства, оставшиеся от постройки деревянного здания, и на 15 тысяч рублей, пожертвованных купцом Василием Балакшиным, был заложен фундамент новой каменной церкви. К 1782 году основную часть его уже построили, и в новом здании был освящен первый нижний престол.

Северный придел, получивший имя святого Харлампия, освятили еще через два года. В 1797 году строительство закончилось сооружением колокольни и водружением на нее большого колокола весом 263 пуда 20 фунтов (почти 3,5 тонны).

Современную историю существования великолепного исторического памятника в стиле сибирского барокко можно вести с конца 90-х годов уже прошлого века, когда здание, находившееся в жутком и аварийном состоянии, все-таки вернули церкви. Но прошло еще несколько смутных лет, прежде чем, как и в старину, на народные пожертвования и при активном финансовом содействии губернатора Александра Тишанина начались активные работы по восстановлению старинного здания. Их проводили под руководством отца Василия Комарницкого. После вывоза строительного мусора в здании застеклили окна, оштукатурили стены, полностью заменили фундамент, много лет размываемый протекающими трубами теплоснабжения.

Эти работы проводил уже священник Евгений Старцев, имеющий большой опыт в строительстве. А 25 ноября 2006 года на колокольню подняли первый трехтонный колокол. Буквально на днях архиепископом Вадимом был освящен нижний придел Харлампиевского храма, названный в честь архангела Михаила. В более чем тридцатиградусный мороз на службу собралось свыше 300 человек. А если вспомнить, что в прошлом году восстановленное здание пережило и сильное землетрясение, то можно сказать, что приемку качества оно уже вполне прошло. Строители работают на совесть.

Между тем финансовая составляющая восстановления храма пока по-прежнему туманна. Это и понятно. Новое российское предпринимательство, несмотря на прошедшие с начала перестройки 20 лет, еще только проходит этап первоначального накопления капитала. Еще редки случаи, когда бизнесом начинает управлять второе поколение молодых людей, тех, кто родился уже после распада Советского Союза. Да и православие, христианство сегодня занимает далеко не ту нишу в общественном сознании, что триста лет назад. Главное, что осознавали сибирские купцы в отличие от многих нынешних, — деньги на тот свет с собой не возьмешь. А увековеченная в камне память будет еще долго служить людям. Между тем приближается юбилей Иркутска. 350 лет городу — хороший повод задуматься, где мы живем и почему Иркутск сейчас выглядит именно так, как выглядит. Восстановление Харлампиевского храма на этом историческом фоне — абсолютно здравое и справедливое решение по отношению к нашим предкам, создавшим его в то время, когда население города составляло всего 37 000 человек, а не свыше 600 000, как сейчас.

Довести дело до конца

За три года реставрации были израсходованы миллионы рублей, собранных из разных источников. Среди частных жертвователей — крупные иркутские бизнесмены Олег Геевский, Вячеслав Заец, Алексей Дорошенко, Анатолий Мырзак, Виктор Бронштейн. Но за уже выполненные работы строителям сейчас необходимо выплатить 25 миллионов рублей. На восстановление следующего придела — Харлампиевского — нужны тоже большие средства. По проекту на второй этаж нужна лестница. Роспись второго этажа и сооружение 10-метрового иконостаса, уходящего под самый купол, завершат внутреннюю отделку. Параллельно, с наступлением тепла, будут вестись работы по обустройству прилегающей территории. Смета по завершению реконструкции составляет еще около 50 миллионов рублей. Не самые большие деньги для достаточно мощного предпринимательского сообщества города.

Как рассказал в своей проповеди при освящении придела архиепископ Иркутский и Ангарский Вадим, совместно с губернатором Иркутской области Дмитрием Мезенцевым они пригласили на празднование 350-летия Иркутска Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В предварительных планах его пребывания здесь — освящение Харлампиевского храма. А значит, к 2011 году он обязательно должен быть восстановлен, причем именно на средства иркутян. Как это и было 330 с лишним лет назад.

Как помочь?

Помочь в восстановлении храма можно любым удобным для вас способом. Кружки для пожертвований установлены во всех супермаркетах сетей «Слата», «О’кей», «Цезарь», «Багира». Можно обратиться и прямо к отцу Евгению Старцеву в храм.

Реквизиты для перечисления денег:

Местная православная религиозная организация приход Харлампиевский Иркутска Иркутской епархии Русской православной церкви (Московский патриархат) 664011 Иркутск, ул. 5-о Армии, 59 ОСБ 858/0136 ИНН 3811127691 КПП 381101001 ОГРН 1093800001250 Кор/счет 40703810318350001937 n Реквизиты банка: Байкальский банк СБ РФ Иркутска ИНН банка 7707083893 БИК 042520607 Кор/счет 30101810900000000607 ОКПО банка 51514864 ОКОНХ 96130 КПП 380802001

Загрузка...