Ошибка пилота

Опубликованы итоги расследования катастрофы вертолета Игоря Есиповского

Комиссия Межгосударственного авиационного комитета завершила расследование катастрофы вертолета Bell-407 RA-01895, произошедшей 10 мая 2009 года в 45 км от аэродрома Иркутска. Такое сообщение появилось на сайте Межгосударственного авиационного комитета 22 декабря 2009 года. Сам по себе заголовок мало что говорит неспециалистам, если не учитывать тот факт, что на борту злополучного вертолета находился губернатор Иркутской области Игорь Есиповский.

По заключению специалистов, сам летательный аппарат был исправен, к катастрофе привела ошибка пилота — он решил лететь ночью в горной местности на чрезмерно низкой высоте и в итоге потерял ориентацию в пространстве. Как выяснилось, 9 мая 2009 года, перед катастрофой, губернатора в сопровождении первого заместителя председателя правительства Иркутской области Михаила Штонды и охранника Александра Шостака должны были доставить из гостиничного комплекса «Ангарские хутора» на охоту в урочище Мольты в районе поселка Кочергата (у них были лицензии на охоту). Это, кстати, опровергает официальную версию, обнародованную тогда еще первым заместителем председателя областного правительства Сергеем Соколом, о том, что Игорь Есиповский намеревался облететь поселок Большое Голоустное, где должна разместиться особая экономическая зона «Ворота Байкала».

По информации Межгосударственного авиационного комитета, полет был несанкционированным — на него не поступало заявки в органы управления воздушным движением, полет осуществлялся без радиосвязи. Когда губернатор прибыл в «Ангарские хутора» — утром 9 мая он принимал участие в торжествах по случаю Дня Победы, которые проходили в Иркутске, в вертолет загрузили три охотничьих карабина. Примерно в 17 часов 15 минут пассажиры и пилот заняли места в вертолете, при этом Игорь Есиповский сел в правое кресло пилота, предназначенное для командира воздушного судна (КВС), а Виктор Кунов занял сиденье второго пилота. Предполагалось, что в «Ангарские хутора» они вернутся в девять вечера. В 17.40 вертолет прибыл на площадку в урочище Мольты. А после ужина губернатор и Михаил Штонда (охранник и летчик остались на земле) вылетели оттуда к месту охоты, с которого вернулись уже затемно. В 23.56 9 мая вертолет взлетел и направился в «Ангарские хутора». За командирским штурвалом находился Виктор Кунов, Игорь Есиповский сидел в кресле второго пилота...

Однако до резиденции губернатора машина так и не долетела — примерно через 17 минут после взлета она врезалась в дерево на скорости чуть менее 120 км/ч. Разбившийся вертолет, который отклонился на северо-запад от маршрута полета, нашли только 17 часов спустя возле урочища Малышкино. Обгоревшие обломки машины были разбросаны на площади 1,3 тысячи кв. м, из пассажиров не выжил никто. Позднее специалисты воссоздали картину произошедшего в ночь на 10 мая. Во время левого разворота вертолет, летевший на высоте 18 м от земли, зацепился левой лыжей шасси за дерево. После этого он «клюнул» носом, резко накренился и устремился к земле, по дороге врезавшись в еще одно дерево и сломав еще три. По заключению экспертизы, летевшие на вертолете погибли при ударе о землю.

В качестве причины катастрофы эксперты назвали недостаточный для полетов на вертолете типа Bell-407 уровень подготовки пилота (он летал только на российских Ми-1 и Ми-2, а также американском Robinson R44) и его неправильное решение на выполнение несанкционированного ночного полета в лишенной ориентиров горной лесистой местности, на высоте, значительно ниже безопасной. Вдобавок он не использовал задатчик опасной высоты радиовысотомера — устройство сигнализирует о прохождении определенной отметки.

Не исключается, что пилот перестал ориентироваться в пространстве из-за того, что не имел достаточного опыта полетов по приборам на летательных аппаратах, оборудованных авиагоризонтами с прямой индикацией (по аналогичной причине 14 сентября 2008 года в Перми разбился самолет Boeing 737-500 авиакомпании «Аэрофлот-Норд»). Дело в том, что на подобных приборах при крене воздушного судна линия горизонта остается неподвижной, наклоняется только схематическое изображение машины, а на авиагоризонтах с обратной индикацией, которыми оснащено большинство российских самолетов и вертолетов, изменяется как раз положение линии горизонта.

Комментарии

Нажмите "Отправить". В раcкрывшейся форме введите свое имя, нажмите "Войти". Вы представились сайту. Можете представиться через свои аккаунты в соцсетях. После этого пишите комментарий и снова жмите "Отправить" .

Система комментирования SigComments