Выбери лучшего учителя

В Иркутске продолжается конкурс педагогического мастерства «Признание»

Повезло с Байкалом

Эколог и учитель биологии гимназии № 3 Татьяна Ковшарова считает, что иркутянам повезло с местом жительства.

Татьяна Владимировна Ковшарова считает, что не она выбрала профессию, а профессия выбрала ее. Педагогическое мастерство проявлялось у нее с самого детства — наша героиня учила читать свою неграмотную бабушку и очень радовалась ее первым успехам. Потом учеников у нее стало больше — проводила уроки с дошкольниками во дворе своего дома.

После школы поступила в Иркутский государственный университет. Из всего многообразия наук выбрала биологию: «Я родом из сельской местности. Моя семья всегда жила природой. Со стороны отца все поколения были охотниками. Мама работала в сельском хозяйстве. Но я не просто биолог, я эколог, который мечтает сохранить все, что нас окружает, для потомков». Сейчас педагогический стаж Татьяны Владимировны — больше двадцати лет. Она признается, что в трудные перестроечные времена мечтала сменить профессию, но всегда останавливали глаза учеников, их интерес к предмету: «Все складывалось легко и интересно. Мы вместе открывали для себя секреты живой природы. Все цветы, которые есть в гимназии, выращены моими руками. Это моя любовь. Мое хобби».

Ученики говорят, что общаться с ней очень интересно, потому что у предметника-биолога нет любимчиков: «Она никогда ни на кого не кричит, никого не выделяет из класса, но умеет сказать так, чтобы человек понял, что неправ».

Кстати, у Татьяны Владимировны есть свой авторский педагогический метод — выслушать критику учеников: «В конце одиннадцатого класса, на последнем уроке биологии, когда выставлены все оценки в аттестат, я захожу в класс и предлагаю своим ученикам говорить все, что они думают обо мне и моей методике преподавания. Ученик может критиковать, спорить, я все это выслушаю, но это уже никак не повлияет на его итоговую оценку».

Татьяна Владимировна признается, что любит всех своих учеников и каждый выпускной класс для нее отдается болью в сердце: «Дети растут на твоих глазах, поэтому каждый выпуск — это боль. Сейчас я классный руководитель у девятого класса. С ужасом думаю, что через два года нам придется расставаться, а это значит, что на сердце появится очередной шрамик».

А как эколог, Татьяна Владимировна считает, что иркутянам очень повезло жить на Байкале: «Пройдет немного времени, и сюда будут мигрировать миллиарды людей со всего света. Ведь это единственное место на планете, где можно выжить — чистая вода, воздух, природа. Поэтому мы — счастливые люди. С местом жительства нам повезло».

Зажечь душу

Только литература может помочь ребенку разобраться в жизни, уверен учитель русского языка и литературы гимназии № 3 Андрей Трошин.

Любовь к русскому языку, к литературному слову Андерю Трошину сумела привить его учительница из иркутской школы № 43 Ада Ивановна Юрова. Правда, сначала Андрей Трошин мечтал стать не учителем, а журналистом. Поступил на филологический факультет, но когда началась педагогическая практика в школе, понял, что «педагогика затягивает, дает ощущение нужности». Поэтому решил остаться работать в школе.

Андрей Сергеевич преподает русский язык и литературу двенадцатый год. Вот что говорят о нем ученики: «Он добрый, но строгий. И это плюс. А еще справедливый и честный. Хорошо преподает, пытается до нас достучаться. И еще Андрей Сергеевич очень веселый».

А сам Андрей Трошин признается, что хорошим учителем быть сложно: «Трудно ли сегодня быть учителем литературы? Хорошим учителем — трудно. Быть посредственным проще: пришел, отговорил, ушел. И никакого зерна в души детей не заронил, ничего после себя не оставил. А ведь литература — предмет предметов. Не потому, что она важнее, скажем, физики или химии, а потому что функция другая — глобальная: воспитание души. Технарь может научить человека водить трактор, а литератор — объяснить, зачем человеку вообще нужно за руль садиться. Да, именно в этом задача: с помощью Пушкина и Достоевского, Толстого и Тургенева помочь детям разобраться, для какой цели им вручен руль собственной жизни, какие приоритеты выбрать и как рулить, чтобы не занесло жизнь под откос».

Кстати, это один из немногих педагогов, который признает, что у каждого учителя есть свои любимчики в классе: «Учитель, конечно, может сказать, что их нет. Это неправда. Другое дело, что сильным ученикам, которые заинтересованы в предмете, в учителе, достается больше, чем остальным. Слабым даешь скидку, к работе сильных требования выше. Их работы проверяешь более скрупулезно, более строго оцениваешь их поступки».

Но после урока никакого разделения на сильных и слабых, способных и не очень уже нет. «Дети для меня все родные. Мы вместе с ними везде и всегда», — говорит классный руководитель девятого класса Андрей Трошин. Они вместе разучивают роли и ставят школьные спектакли, вместе обсуждают все футбольные матчи, прочитанные книги и все новости, которые происходят в жизни каждого из них. И он мечтает, чтобы так было всегда, ведь русский язык и литература, школа и педагогика — это для него целая жизнь: «Это то, чем я живу, чем дышу».

Музыка математики

Если ученик не любит предмет, значит, ему не повезло с учителем, считает преподаватель математики, директор лицея ИГУ Елена Кузьмина.

Для многих людей математика с ее бесконечными рядами чисел и мудреными формулами навсегда остается тайной за семью печатями. Но Елена Кузьмина не согласна с теми, кто считает, что математика — скучная наука, которой могут увлекаться только «сухари» и зубрилки.

На ее взгляд, это в первую очередь творчество, ведь эта наука не возникла сама по себе, как, например, история. Математику человек выдумал сам, как и литературу, живопись, музыку.

Кстати, именно творческий подход позволяет Елене Юрьевне заинтересовать своих учеников этим предметом, независимо от того, учатся ли они в физико-математическом классе лицея или готовятся стать, к примеру, журналистами, которые вряд ли будут использовать в своей профессии высшую математику. «Я преподавала математику на факультете журналистики. Первокурсникам я предложила вспомнить школьные годы и написать сочинение про этот предмет. Одна студентка представила своего учителя математики в виде вопросительного знака. Я себе представила его и поняла, кто именно был учителем этой девушки. Потом спросила у нее фамилию, оказалось, я не ошиблась», — рассказывает Елена Кузьмина.

Этот педагог уверен, что если ученик не любит предмет, это недоработка учителя. «Заставить ребенка полюбить предмет невозможно. Но учитель может вынудить его сделать это своим мастерством, своей любовью к детям и к предмету. Если этого нет в педагоге, если он не чувствует любви к своей профессии, а воспринимает ее как кусок хлеба, это самое печальное. Тогда свои проблемы он переносит на класс, а это значит, что ребенок не живет в школе, он переживает время и ждет, когда закончатся уроки, чтобы уйти. Ведь если в любом доме, а для ребенка школа должна быть вторым домом, уютно, чисто и тепло, в нем хочется задержаться.

Но если там нет комфорта, а вместо этого агрессия и черствость, хочется убежать», — рассуждает Елена Юрьевна. Четыре года назад Елена Кузьмина стала директором лицея ИГУ. На сегодняшний день это учебное заведение — одно из самых престижных в городе. Сюда стараются устроить школьников из разных районов города. Все потому, что педагоги лицея не выделяют в классах любимчиков. «Наши ученики говорят, что такой тройки, как здесь, нет ни у кого. И я уважаю родителей, которые согласны на такие оценки, потому что не каждый решится сделать из отличника троечника, но тем не менее даже такие оценки в нашем лицее надо заработать», — говорит Елена Кузьмина.

Мы уже рассказывали нашим читателям о том, что им представился уникальный шанс — стать главными экспертами на городском конкурсе педагогического мастерства «Признание», итоги которого будут подведены в начале февраля будущего года. В прошлом номере «Пятницы» мы познакомили вас с десятью иркутскими учителями, которые вышли в финал этого конкурса.

Сегодня мы более подробно расскажем о трех из них — это учитель математики, директор лицея ИГУ Елена Кузьмина, учитель биологии гимназии № 3 Татьяна Ковшарова, учитель русского языка и литературы гимназии № 3 Андрей Трошин. В статье использованы выдержки из эссе финалистов конкурса «Признание». В следующем номере «Пятницы» читайте подробные рассказы еще о трех претендентах на победу в конкурсе «Признание».

Метки:
baikalpress_id:  12 255
Загрузка...