Тепло для горожан

Перемены в городе начинаются с тепловых сетей

Значительный объем тепловых сетей, эксплуатируемых сегодня в Иркутске, отработал свой нормативный срок службы — 25 лет, поскольку система теплоснабжения сформировалась более 30 лет назад, в период активного развития города, а в дальнейшем развивалась очень медленно. В последние годы построены тепломагистраль № 4 от Ново-Иркутской ТЭЦ в Правобережный округ города и тепломагистраль от котельной Северного промышленного узла в микрорайоне Ново-Ленино. Эти стройки финансировало ОАО Иркутскэнерго с целью повышения надежности теплоснабжения. О том, как решается задача обеспечения надежности тепловых сетей, и о развитии системы теплоснабжения в Иркутске для обеспечения возможности подключения новых потребителей мы беседуем с начальником сектора планирования перспективного развития производственно-технической службы ОАО Иркутскэнерго Игорем Афанасьевым.

— Игорь Григорьевич, ситуация с состоянием тепловых сетей непростая. За счет каких средств удается развивать и содержать сети в нормальном состоянии?

— Существующая ситуация с регулированием тарифов не позволяет эффективно решать поставленные задачи. Предельные тарифы, установленные Федеральной службой по тарифам, не учитывают реальный уровень изношенности теплосетей. Значит, не учитывают и потребности теплоснабжающих организаций. В последние годы около трети капиталовложений ОАО Иркутскэнерго, направляемых на капитальное строительство, составляют инвестиции в систему теплоснабжения городов. Используются различные источники финансирования, в том числе амортизация и заемные средства. Кроме того, ежегодно выделяется значительный ремонтный фонд для поддержания тепловых сетей в работоспособном состоянии.

Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» от 30.12.2004 № 210-ФЗ предусматривает механизм компенсации финансовых потребностей теплоснабжающих организаций, связанных с повышением надежности, качества теплоснабжения и подключением новых потребителей, который используют органы местного самоуправления для финансирования необходимых мероприятий.

— На ком лежит ответственность за состояние тепловых сетей?

— По законодательству ответственность за инженерную инфраструктуру муниципальных образований возложена на органы местного самоуправления. Ответственность за состояние 140 километров тепловых сетей, принадлежащих ОАО Иркутскэнерго на праве собственности, несут администрация города и ОАО Иркутскэнерго.

— Диалог складывается?

— Да, совместно с администрацией Иркутска ОАО Иркутскэнерго разрабатывает инвестиционную программу по развитию, повышению надежности, экологичности системы теплоснабжения города.

— Игорь Григорьевич, расскажите об основных направлениях инвестиционной программы.

— Из основных я бы отметил три. Первое — продолжение строительства тепломагистрали № 4 от бульвара Постышева до пересечения с улицами Трилиссера и Карла Либкнехта для подключения новых потребителей на улицах Коммунистической, Дальневосточной, Трилиссера, 4-й Советской, Карла Либкнехта. Второе направление — замена действующих трубопроводов тепловых сетей в Свердловском, Правобережном округах, микрорайоне Солнечном. Третье — перевод на централизованное теплоснабжение потребителей маломощных морально и физически устаревших котельных в предместьях Рабочем и Радищево, что позволит значительно улучшить экологическую обстановку в городе. В результате реализации этих мероприятий будет создана радиально-кольцевая схема, которая обеспечит надежность теплоснабжения правобережной части города. Расширится зона централизованного теплоснабжения, будут созданы предпосылки для строительства нового комфортабельного жилья взамен частной застройки, не украшающей центр города. Достаточно большой район в центре Иркутска поменяет свой облик.

— Как повлияет реализация инвестиционной программы на тарифы на тепловую энергию?

— Выполнение мероприятий, необходимых для подключения новых потребителей тепловой энергии, будет финансироваться за счет средств застройщиков в соответствии с тарифами на подключение, утвержденными Службой по тарифам Иркутской области, по представлению администрации Иркутска, и не отразится на тарифах на тепловую энергию для существующих потребителей.

Данный механизм позволяет повысить прозрачность затрат застройщика на подключение к сетям инженерной инфраструктуры и создает механизм мониторинга выполненных мероприятий и связанных с этим затрат ОАО Иркутскэнерго. Отчетность о выполнении мероприятий будет предоставляться в администрацию города ежеквартально в соответствии с законодательством.

Таким образом, установленная система формирования платы за подключение позволяет не только уравнять затраты на подключение по городу в целом, но и повысить прозрачность в ценообразовании новостроек. Поэтому установление платы за подключение к тепловым сетям не означает повышения стоимости строящегося жилья. Мероприятия, направленные на повышение надежности и качества теплоснабжения, улучшение экологической ситуации в Иркутске, в соответствии с разрабатываемой инвестиционной программой будут финансироваться за счет инвестиционной составляющей тарифа на тепловую энергию. В соответствии с законодательством за надежность необходимо платить потребителю. Незначительное повышение тарифа на тепловую энергию позволит избежать неприятных инцидентов в системе теплоснабжения.

Себестоимость тепловой энергии от мелких котельных в разы превышает аналогичные показатели Ново-Иркутской ТЭЦ, к которой предполагается подключить потребителей этих предместий. Создание в Рабочем и Радищево системы центрального теплоснабжения позволит в итоге снизить затраты потребителей всего города на тепловую энергию и станет мощным стимулом для жилищного строительства в указанном районе Иркутска. Решение об источнике финансирования — инвестиционная составляющая либо дотации из городского бюджета — примет дума Иркутска в установленном порядке.

Хотелось бы отметить, что разработка инвестиционной программы, финансируемая за счет средств застройщиков и существующих потребителей, не означает снижения финансирования мероприятий по повышению надежности и качества теплоснабжения со стороны Иркутскэнерго.

— Схема теплоснабжения города Иркутска не разработана. Является ли данное обстоятельство препятствием для разработки инвестиционной программы?

— В соответствии с законодательством в случае отсутствия программы комплексного развития инвестиционная программа разрабатывается на основании условий технического задания, утверждаемого представительным органом муниципального образования. Задание на разработку инвестиционной программы ОАО Иркутскэнерго утверждено решением думы Иркутска.

Инвестиционная программа ОАО Иркутскэнерго разрабатывается на основе глубокого анализа состояния системы теплоснабжения Иркутска специалистами нашей компании, Института систем энергетики СО РАН имени Мелентьева и специалистами администрации Иркутска.

Мероприятия, представленные в инвестиционной программе, должны быть заложены в основу схемы теплоснабжения города, разработка которой запланирована администрацией Иркутска. Таким образом, ни юридических, ни технических препятствий для разработки инвестиционной программы я не вижу.

Шаг вперед

В европейской части России ряд крупных городов уже активно используют механизм регулирования деятельности организации коммунального комплекса через установление тарифов на подключение и надбавок к тарифам.

Метки:
baikalpress_id:  12 230