Бензин подешевел

Прошедшая неделя принесла хорошую новость иркутским автовладельцам — цены на топливо наконец-то поползли вниз. Правда, пока незначительно: наиболее продаваемый бензин марки Аи-92 подешевел примерно на 80—90 копеек. Теперь на крупных сетях АЗС он стоит от 23 рублей 60 копеек до 23 рублей 80 копеек, а на некоторых мелких заправках 22 рубля 50 копеек. Объясняется удешевление просто — оптовые цены на бензин снизились.

Нефть давно стала валютой

О том, чего можно ожидать от топливного рынка в дальнейшем, обозреватель «Пятницы» узнавал у начальника отдела продаж иркутского филиала инвестиционной компании «Брокеркредитсервис» Александра Воронова.

— Тенденция к снижению цен на бензин очевидна. Насколько, по вашему мнению, они еще могут упасть?

— Здесь уместнее спросить, насколько они выросли и насколько цена на нефть адекватна состоянию мировой и российской экономики. Такие товары, как нефть, уже давно стали валютой, есть даже такой термин — товарная валюта. В начале 2009 года, когда кризис разрастался, финансовую систему накачивали деньгами, их надо было куда-то пристраивать. Вкладывать их в реальный сектор экономики, в предприятия, производящие конечную продукцию (например, автомобили, самолеты или бытовую технику), невыгодно, ведь спрос на товары упал. Выходит, что деньги вкладывать некуда, а надо их куда-то девать. Получается товарная валюта — начали вкладывать в нефть, золото и медь как наиболее ликвидные товары. Они и начали расти в цене.

— Но в 2008 году, когда баррель нефти стоил 140—150 долларов, за 92-й бензин на заправках приходилось платить по 27 рублей за литр. А сейчас цена нефти упала вдвое, но бензин подешевел очень незначительно. В чем причина?

— Не будет никакой прямой пропорции между ценами на нефть и стоимостью бензина. Чтобы нефть подешевела в два раза и бензин подешевел в два раза — такого не бывает. Здесь формула сложная, в ней есть такие переменные, как ожидание, страх и жадность. Есть налоги, есть опасения, что цена на нефть опять резко возрастет и придется покупать ее по 140 долларов за баррель, когда бензин пришлось продавать, скажем, при цене нефти 35 долларов. Так что придется купить в два раза меньше нефти, в два раза меньше переработать и в два раза меньше продать. Поэтому нефтяники повышают цены быстро, а снижать их не хотят.

— Эксперты говорят, что высокие цены на бензин диктуют монополисты — в частности, та же Роснефть.

— Монополия сама по себе не очень хорошо воздействует на рынок, это из экономической теории всем ясно. Потому что нет конкуренции. А когда нет конкуренции, то один крупный игрок диктует всем цены.

— В октябре 2009 года Федеральная антимонопольная служба обратила внимание на то, что стоимость бензина в России сильно завышена, и потребовала объяснений от нефтяников. На некоторые компании антимонопольщики даже наложили штрафы, сейчас по этим делам идут судебные разбирательства. Почему результаты этих мер мы видим только сейчас?

— Судебный процесс — это очень долго. Антимонопольщики выписали штраф, кто-то его оспаривает, кто-то предпочел заплатить сразу... Это долго, это дорого. Так что если меры, которые были предприняты в октябре, заработали сейчас, это вполне нормально.

— Будет ли эффект от этих мер в дальнейшем?

— Во-первых, меры ФАС имеют эффект карательный, а во-вторых — предупредительный. То есть в будущем нефтяные компании еще подумают несколько раз, сойдет ли им с рук повышение цен. Но здесь действует еще такой принцип — вопрос, сколько они заработают и сколько заплатят. Если заработают гораздо больше, чем заплатят антимонопольщикам, то они будут делать так и дальше.

— А насколько завышены цены на бензин в России? Некоторые предприниматели называют цифру 20%.

— Сложно сказать. Стоимость бензина состоит из двух частей — стоимости самого топлива и стоимости акцизов. Может быть, цена на топливо и справедлива, никто ведь не задавал такой вопрос. Но есть акцизы, так что из-за них приходится платить больше. Поэтому цена на готовый бензин в тех странах, которые импортируют его, ниже. А в некоторых — наоборот.

— В последнее время складывается ощущение, что у нас сезонное повышение цен — они возрастают летом и падают зимой. Это как-то объяснимо с точки зрения экономики?

— Вполне объяснимо: высокий спрос летом и низкий — зимой. Машин зимой меньше становится на улицах, сельское хозяйство отдыхает. А снижение прибылей зимой можно запросто компенсировать повышением цен летом.

— Пока зима еще не закончилась — ожидать ли в дальнейшем снижения цен?

— Никто не знает. Это сложно предугадать, все зависит от цен на товарные валюты.

Метки:
Загрузка...