Работает ли социальная реклама?

На этой неделе больше всего в блогосфере, конечно же, обсуждали трагедию в ночном клубе «Хромая лошадь». Интернет переполнен страшными фото с места трагедии и комментариями людей на тему «Кто виноват?». Кроме обсуждения пожара в Перми исследователь блогосферы для «Пятницы» Виталий Мосеев обнаружил в Сети такие дискуссии: какие продукты употреблять не стоит, зачем платить по пять миллионов за террористов и какую социальную рекламу маркетологи считают эффективной.

Трагедия в «Хромой лошади»

Трагедия в ночном клубе «Хромая лошадь» вызвала неоднозначные реакции блогеров. Автор журнала starina-klim.livejournal.com вел прямой репортаж с места событий, а автор блога cedou.livejournal.com поделился информацией уже после трагедии... starina-klim.livejournal.com: «Судя по всему, внутри остаются люди. Все вокруг бегают без верхней одежды, выкрикивают имена и непрерывно звонят. Затушили, похоже. Вытаскивают людей. Какой-то пленкой прикрыли тела. А вытаскивать еще продолжают. «Вниманию участников тушения пожара. У кого закончился кислород, баллоны находятся в штабном автомобиле». Дым по-прежнему валит. Десятка два вытащенных тел лежат на дороге. Через них в поисках небезнадежных переступают стихийные участники. Кого-то изредка отволакивают к машинам скорой помощи.

Смерть одного — трагедия. Смерть трех десятков — статистика. Через статистику перешагивают бессильные бойцы спецслужб. А три десятка трагедий сегодня повернули жизни сотен людей. По периметру все оцепили. Эвакуируют тела». cedou.livejournal.com: «Пожар в «Хромой лошади» в Перми. 102 гарантированных трупа из 250 возможных (по последним данным, цифра быстро увеличивается). Сбежавший владелец клуба (почти сразу поймали). А вечеринка-то была по случаю 8-летия заведения, то есть «все свои». Конечно, не поджог, просто фейерверк взорвался. Взорвался и спалил примерно каждого второго гостя заведения.

Учитывая, что большинство гостей имели прямое отношение к работе заведения, конечно, не стоит рассматривать версию поджога. У нас все щас орут: «Взрыв, взрыв!» или «Не было взрыва!». Очевидцы пишут, что все заведение было деревянным, а потолок отделан соломой. Он-то и загорелся первым. Под соломой вспыхнула проводка — моментально вырубило свет, и едкий дым заполнил зал. На выходе началась давка, и люди друг друга затоптали. Все возможно. Владелец заявил, что сдавал заведение в аренду, поэтому он тут ни при чем. Короче, сидеть будет долго. СКП параллельно еще кого-то ловит. Потому что «фейерверк взорвался». А эмчеэсники грузят трупы молодых девчонок как туши на рынке». Блогеров шокировали репортажи с места событий и фотографии: «Какой-то тростниковый потолок по всей площади! С таким же успехом потолок могли обработать напалмом. Ни одна нормальная пожарная служба не допустила бы такого, поскольку там огнетушители и не помогут, хоть через каждый метр их тыкай».

«Каждый день в новостях сводки точно с фронта: погибшие, раненые... Или это гражданская война началась, и тупость, безответственность и продажность перешли в наступление по всем фронтам...» «Ни для кого не секрет, что подписание актов о противопожарной безопасности, особенно что касается частного бизнеса, стоит денег. Заплати деньги — и на все нарушения будут закрыты глаза. Похоже, что и в Перми то же самое, что в итоге и привело к гибели людей».

Что кушать не следует

Автор блога ultimaguardian.livejournal.com приводит результаты экспертизы популярных продуктов, которую провел Ростест: «В черный список попали тушенка, сардельки, сливочное масло, кефир и творог. Испытания показали, что все указанные продукты либо низкого качества, либо имеют давно просроченный срок годности, либо просто опасны для употребления в пищу. Закупленные образцы в конце ноября были переданы в испытательную лабораторию Ростеста представителями общероссийской общественной организации «Зеленый патруль». В акцию попали в общей сложности 30 магазинов.

В 70% случаев по результатам проверки было выявлено отсутствие обязательных сертификатов соответствия или деклараций, отсутствие санитарно-эпидемиологических заключений на продукцию — в 80% случаев. На часть закупленной продукции были предоставлены подложные документы, выданные на совершенно другой товар. К примеру, на «творог классический» был представлен единственный официальный документ, выданный на «кефир обезжиренный», при полном отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения. «В сардельках нами был обнаружен крахмал, хотя в составе продукта на упаковке он отсутствовал. Под видом кусковой говяжьей тушенки продавалось мясо растительное», — рассказывает начальник Испытательного центра продуктов питания и продовольственного сырья «Ростест-Москва» Ирина Васильева.

Недовольны специалисты оказались и качеством сливочного масла. Поверхность многих образцов оказалась окисленной, что говорит о неправильном хранении продукта. «По сути, маслом не может считаться до 70% так называемого натурального сливочного из-под коровки, — утверждает Ирина Васильева, — поскольку продукция наполовину состоит из растительных жиров. При этом большинство производителей этот факт тщательно скрывают». В составе творога было обнаружено превышение содержания дрожжей и плесени. Там же было найдено и пальмовое масло. Похожая неприятность случилась и с кефиром. Наличие плесени в отдельных образцах в два раза превышает норму». Блогеры добавляют к независимой экспертизе и свое мнение:

«Ну вот, а мы еще смеемся, когда в Евросоюзе предъявляют требования даже к размеру огурца... Зато уж там в колбасе точно крахмала не будет. А у нас — все что хотите. Вот этим бы Онищенко лучше занялся, а не белорусским молоком и молдавским вином...»

«99% лосося в продаже — это норвежский. С рыбных ферм и генетически модифицированный (с геном селедки, для морозостойкости). Кормят их комбикормом и костной мукой, оставшейся от переработки предыдущей партии. В Евросоюз такое поставлять нельзя, а в РФ можно». «Интересно то, что, прочитав статью, большинство читателей так и будут есть колбасные изделия, их не едят только те, кто работал на мясокомбинате и у кого богатое воображение. Сам колбасу не ем, ем мясо, довелось поработать на производстве...»

Саратовская чума

На прошлой неделе в Саратове поднялась паника. Откуда-то просочилась информация, что в городе началась легочная чума. Что говорили жители и официальные власти, рассказал автор журнала rrumil.livejournal.com: «Звонил маме в Саратов. Мама сказала, что в Саратове чума (легочная), город закрывают, как и несколько других (Самару, например), школы и вузы не работают, всем объявляют, чтобы сидели дома и над городом будет распылена противочумная сыворотка. По городу поползли слухи о распространении легочной чумы. После 21.00, говорят, будут что-то распылять над городом с самолетов.

Между тем все, что можно закрыть на карантин, уже закрыто, и идут слухи о закрытии на карантин самого Саратова. Когда я пришла домой, телефон разрывался. Маме звонили знакомые, родители бывших моих одноклассников, ее одноклассники... Она потерла морковь с чесноком и проверила, везде ли закрыты окна. К сплетням про распыление прибавились рассказы о том, что вокруг города организовали насыпь и отстреливают всех, кто покидает его границы. Какой-то мужик сел на поезд практически без багажа: «Забирайте деньги, документы и бегите, бегите быстрее отсюда! Вас в собственных домах отравят как крыс!» Лично я ничего своими глазами не видела: ни эсэмэсок от врачей или того хуже — прямо с заседания саратовского правительства, как рассказывали некоторые.

Но масштабы паники впечатляют. Главврач все опровергает, но, вспоминая Чернобыль, становится не по себе. Тогда тоже все опровергали. ГУ МЧС РФ по Саратовской области опровергло слухи о проведении в Саратове экстренной санитарной обработки. В официальном заявлении говорится: «В интернет-ресурсах появилась ложная информация о проведении эпидемиологического распыления в целях борьбы со свиным гриппом. Данная информация не соответствует действительности. Обращаемся к гражданам: соблюдайте спокойствие и не поддавайтесь провокациям». Пребывание на улицах Саратова и области безопасно, отмечается в обращении».

Пять миллионов за головы террористов

Автор журнала i-korotchenko.livejournal.com предлагает перейти к западной практике ловли террористов, когда за информацию платит государство: «Вот уже несколько дней подряд центральные телеканалы показывают сюжеты, в которых правительственные чиновники докладывают Медведеву и Путину о размере сумм компенсаций семьям погибших, а также раненым при взрыве «Невского экспресса». Между тем общество ждет совсем не этого, а решительных действий властей по поимке преступников. В этой связи необходимо совместное заявление директора ФСБ России и министра внутренних дел РФ о том, что граждане, сообщившие конкретные данные о личностях террористов и организаторах теракта, а также другую оперативно значимую информацию и способствовавшие тем самым их поимке, получат от государства денежное вознаграждение в размере, эквивалентном 5 миллионам долларов (145 миллионов рублей по текущему курсу).

При этом гарантируется полная анонимность заявителя. При необходимости будет обеспечена безопасность членам семьи заявителя и ему самому по программе защиты свидетелей, включая выезд за границу на постоянное место жительства. Как представляется, это гораздо более эффективный способ, чем составление фотороботов (то ли подозреваемых, то ли случайных свидетелей, оказавшихся в районе теракта с «Невским экспрессом»).

Кстати, именно по такому пути в свое время пошли американцы, что позволило им задержать и предать суду всех скрывшихся в подполье высших функционеров правительства Саддама Хусейна, включая самого иракского диктатора». Кое-кто из блогеров против, но есть и те, кто готов поддержать такую практику:

«Накидают ложных доносов и посадят кого попало за такие деньги». «Любой нормальный человек, если бы что-то видел, и так, наверное, сообщил бы, без всяких миллионов». «Предложение по сути верное, автор не прав только в одном: сумма слишком велика, кунаки сдадут своего за гораздо меньшую, раз в 30».

Авторитетная реклама

Маркетолог и автор журнала zykov.livejournal.com пришел к выводу, что современная социальная реклама, мягко говоря, не эффективна, и вот почему: «Социальная реклама всегда была негласным таким фестивалем креатива. Темы известны: наркотические зависимости, порядочность, отношения в семье, планета и животные. Каналы тоже известны — наиболее любимый, как и наиболее простой — печатная реклама. Эффективность измерить невозможно, поэтому принято считать удачным решением то, что вызвало наибольший резонанс в сфере креативщиков, дизайнеров, ну и, в лучшем случае, в СМИ. Как человек, поддерживающий связи с целевой аудиторией социальной рекламы (бедняками, алкоголиками, наркоманами, начинающими поэтами), хочу заявить.

Послушайте. Имеющим зависимость донести через социальную рекламу невозможно ничего. Социальная реклама о наркотиках и прочие «папа, не пей!» — бред. Тем, кто еще только подумывает приобрести зависимость (социально уязвимой группе), донести мысль в тупую голову смогут только авторитеты. Вымышленные герои или существующие люди. Если бы в каждой серии «Бригады» Саша Белый чморил бы кого-нибудь за пивко, то, возможно, сейчас все было бы иначе. И если уж о наружной рекламе, то разместить высказывания локальных авторитетов, тренеров, бизнесменов. Но никак не этих позитивных людей в стиле r’n’b».

 Обзор блогосферы подготовил специально для еженедельника «Пятница» иркутский блогер ВИТАЛИЙ МОСЕЕВ, avtor@kreatiffchik.ru

Метки:
baikalpress_id:  46 506
Загрузка...