Наука и религия за одной партой

От редакции. Разговор о преподавании религии в школе идет давно, на страницах «Пятницы» он был отражен в полной мере. И вот дискуссия в обществе по поводу преподавания детям религиозных дисциплин окончена. Об этом мы подробно написали в «Пятнице» № 46 от 20 ноября 2009 года. Многие читатели высказывали свои за и против в рубрике «Газету делает читатель».

«Пятница» в № 41 от 16 октября 2009 года опубликовала два письма об отношении к изучению «Основ православной культуры в школе». Автор письма «Чему учит церковь?» пенсионер А.И.Персиков без всяких обиняков называет себя безбожником. В советские времена его бы назвали человеком прогрессивных взглядов. Естественно, он не поддерживает идеи изучения нового предмета.

Автор письма «Религия: добро или зло?» А.А.Ильинский с одобрением отзывается о деятельности церкви. Он утверждает, что «церковь заботится о человеческой душе». Думаю, служителей церкви интересуют в человеке не столько душевные качества, сколько его мировоззрение. Если человек порядочный, но отрицает существование Бога, он не удостоится внимания церкви. О душе А.И.Персикова церковь уж точно не проявит заботы. Но церковнослужители идут к заключенным, чтобы завладеть их душами. Другими словами, чтобы сформировать у них угодное церкви мировоззрение.

Чтобы «поднять дух и укрепить веру», нужно убедить людей в существовании Бога. А как это сделать, если, например, американский мультимиллиардер Билл Гейтс заявляет (дословно): «Я не располагаю фактами существования Бога»? Но церковь не очень усердствует в поисках истины. Такие высказывания она считает богохульством, а их авторам предрекает Божье наказание.

Создается впечатление, что насаждение в обществе страха перед Божьим наказанием является основной целью деятельности церкви. Из Бога сделали какого-то деспота, который только и знает, что наказывать. Правильно заметил А.И.Персиков: взгляды прихожан во время службы всегда выражают смирение и покорность. Этого и добивается церковь. Я не понимаю, как изучение научных дисциплин может сочетаться с изучением православной культуры в школе. Ведь все события и факты церковь излагает с религиозных позиций. Например, вопреки историческим фактам она утверждает, что Отечественная война 41—45-го годов была для России карой Божьей за вероотступничество. Можно предполагать, что и у школьников могут попытаться вызвать чувство страха перед Божьим наказанием. Но это же негуманно и непедагогично — таким образом внушать детям смирение и послушание. И ведь говорят же, что «церковь плохому не научит». Еще Лев Толстой писал, что приобщение несовершеннолетних к религии есть насилие над личностью.

Сторонники православной культуры связывают ее изучение с духовным воспитанием учащихся. Все это должно создать фундамент для приобщения их к вере. Но духовное воспитание должно осуществляться в духовных учебных заведениях. В наших школах действует система светского образования, которая исключает религиозное воспитание.

Метки:
baikalpress_id:  46 501
Загрузка...