Скорпионы в банке

«Профессиональный и карьерный рост происходит только у тех людей, которые получают удовольствие от работы», — напоминает руководитель психологической студии «Пять элементов» психолог Татьяна Луковникова.

Там, где уместно

— Татьяна Николаевна, почему мы предъявляем столько требований, подчас, разумеется, завышенных, к своим коллегам по работе? Казалось бы, посторонние ведь люди, не родственники, не друзья — отработал, ушел домой и забыл об их существовании?

— Работа — это важная часть нашей жизни. И в общение с коллегами в той или иной мере включается каждый. «Какие еще отношения могут быть на работе? Работа есть работа. Нужно делом заниматься, а не ерундой». Эти или подобные слова часто можно слышать от «жестких» руководителей, и в чем-то с ними нужно согласиться. На работе действительно нужно заниматься делом. Но как писал В.Ромек: «Невозможно заниматься делом долго и продуктивно и при этом оставаться совершенно равнодушным к этому делу и к людям, с которыми мы этим делом совместно занимаемся». Мы всегда как-то «относимся» к сути нашей работы, к распоряжениям начальства и поведению подчиненных, к тем людям, с которыми делим рабочие обязанности. Конечно, межличностное и деловое, функциональное общение — это две абсолютно разные, противоречащие друг другу реальности. Но это одновременно и реальности, которые тесно связаны друг с другом. Которые друг без друга не существуют. Для того чтобы на деловые отношения перестали влиять чувства и желания людей, нужно полностью заменить их машинами. Об этом мечтали многие люди, и все эти мечты оказались утопией.

Что-либо чувствовать, как-то к кому-то относиться, хорошо или не очень, — это качества, которые делают человека человеком. Чувства бывают разные — положительные и негативные, сильные и слабые, глубокие и мимолетные. Конечно, одни и те же события или действия у разных людей вызывают разные чувства. В этом нет ничего удивительного. Именно это делает нашу жизнь насыщенной и интересной. Именно это дает нам надежду на удовлетворение одной из главных потребностей человека — потребности в эмоциональном контакте. Из этого эмоционального контакта вырастают межличностные отношения. В отсутствие эмоционального контакта межличностные отношения сохнут и умирают. Говорите открыто о своих чувствах и желаниях, пытайтесь понять чувства и желания других людей, но говорите о них тогда и там, где это уместно, и с теми людьми, с которыми хотите сохранять или развивать межличностные отношения. Дело нужно делать, но ничто не мешает при этом получать удовольствие от работы и от общения с коллегами. Никто не сможет долго работать, если работа не приносит удовольствия или хотя бы не дает надежды на это удовольствие в будущем.

Немного вежливости и дружелюбия

Ольга: «За последние три года меняю третью работу, и везде одно и то же — живем как скорпионы в банке. Коллектив женский, на работе — то чаепития, то сплетни, женщины совсем распустились, а когда я прошу оставить меня в покое, если кому хочется душевно поговорить, на меня начинают коситься. Не складываются у меня отношения и в нынешнем коллективе. Работа кропотливая, связана с цифрами, а из-за постоянного цейтнота приходится задерживаться. И дома ничего толком не успеваю, прихожу взвинченная, на детях срываюсь. Еще и муж стал поддавать, с ним ничего нельзя обсудить, ему неинтересно. Мама говорит — терпи, а сколько можно, вот из-за такого бабства и не выходит ничего путного в нашей стране».

— Ольга, вся проблема в том, что большинство женщин относятся к так называемому эмоциональному типу, а вы — к логическому. Действительно, многие женщины ходят на работу, чтобы общаться, «дружить» против кого-то, обсуждать чужие отношения. Женщины значительно чаще мужчин строят свои профессиональные отношения, полагаясь на эмоциональные привязанности. Вам, как логику, может быть трудно выстраивать отношения, это ваша особенность. Вам важно помнить, что это ваше не самое сильное место и тем женщинам действительно может быть сложно вас понять. Но они такие, какие есть. И вы такая, какая есть. Они «живые», эмоционально подвижные, как ртуть, эмоции для них — это жизнь, без эмоций их жизнь была бы мертва и суха и фактически не нужна. Для них проявленные эмоции, особенно злости, особенно неожиданной и вроде бы неспровоцированной злости (да и любой другой эмоциональной реакции) — это признак искренности.

В их системе опознавания реальности проявляешь эмоцию, общаешься — значит, искренен. Значит, верить тебе сейчас можно. Не проявляешь никаких эмоций — не искренен, и верить тебе нельзя! У вас же, Ольга, обратная система отсчета. Так как вы сама не склонны к внешнему проявлению чувств и эмоций, эмоциональность других людей вы вообще считаете слабостью, следствием плохого воспитания, а «прямо-сейчас-эмоции» почти стопроцентно считаете способом повлиять на себя и откровенной наглой манипуляцией, пустой тратой времени и сил. В общем, если хотите, чтобы ваши коллеги-женщины вам поверили и приняли за свою, — проявите эмоцию, будьте хотя бы чуточку эмоциональны. «Вежливость для человека — то же, что для воска тепло, так, даже людей сварливых и злобных немного вежливости и дружелюбия способно сделать уступчивыми и услужливыми». По-моему, стоит прислушаться к этим словам А.Шопенгауэра. Или еще как вариант — ищите работу на дому. А ваши семейные проблемы — это продолжение ваших эмоциональных проблем на работе.

Установить дистанцию

Марина: «Попросила прибавки, и начальник сказал, что не прибавки надо просить, а умолять, чтоб не уволили. Такой хам. Чуть что — уволю, уволю, а сам запрется в кабинете и пьет, а мы пашем как пчелки».

— Уважаемая Марина, с одной стороны, ваше возмущение понятно, но если немного изменить угол зрения, становится ясно, что, несмотря на то что вы пчелки, ваш начальник вовсе не беззаботный трутень. На нем лежит огромный груз ответственности. Если бы вы сами могли нести такой груз, вы бы все были начальниками, которыми подчиненные так же были бы недовольны. Начальник — не тот человек, который гребет деньги лопатой, хамит и отдает указания. Это человек, который имеет мужество, смелость, решительность нести ответственность не только за себя, но и за вас и остальной коллектив.

Это родителей не выбирают, а в отношении работы нет такой фатальной предопределенности. Если оставить в стороне идеи об увольнении, необходимо позаботиться о том, чтобы установить с ним бОльшую психологическую дистанцию, когда внешне все по-прежнему, а внутренне вы будете чувствовать себя комфортнее и свободнее. К женскому восприятию начальника часто примешиваются глубинные жесткие ожидания, что он станет вторым родителем и будет относиться к вам по-отечески в буквальном смысле этого слова. Ребенку необходим образ, который является вместилищем зла. Например, ведьма, Баба-яга, злой колдун. Так легче идеализировать собственных родителей. Тот папа, что ругался сегодня и был в страшном гневе, ассоциируется с Бармалеем, а в другой раз он добрый, любящий — читает сказку. Расщепление родительского начала может происходить и таким образом, что его положительный аспект отдается реальному отцу, а негативный — начальнику.

Естественно, что в таком случае именно на руководителя выливается ваш «праведный» гнев, изначально адресованный маме и папе. В вашем случае надо отделить образ начальника от негативного аспекта вашего родителя. Не надо так «по-родственному» относиться к своему начальнику. На работе вы не в семейном кругу, а ваш начальник — не ваш родитель, и отношения здесь должны быть другие — рабочие. Как только вы это поймете, воспринимать своего начальника вы станете спокойно, как настоящий профессионал. «Жизнь сама по себе — ни благо, ни зло; она вместилище и блага, и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили ее». М.Монтень.

Много интересного и веселого

— Татьяна Николаевна, о чем следует знать, чтобы твоя жизнь в рабочем коллективе не превращалась в скорпионью войну?

— Вряд ли я открою вам сокровенную тайну, если скажу, что для этого надо сознательно формировать у себя положительное отношение к работе и к коллегам и постоянно его поддерживать. Любое дело, даже самое скучное, приносит больше удовольствия, если сосредоточиться на положительных моментах, которые обязательно есть. Напишите список неоспоримых положительных аргументов в пользу вашей сегодняшней работы. Например, она делает вас независимым ни от кого, вы в состоянии покупать себе еду и одежду, платить за квартиру и детский сад, она обеспечивает вам определенный социальный статус, быть может, в вашем рабочем коллективе много приятных людей.

В состоянии покоя и расслабленности потратьте несколько минут на то, чтобы вспомнить первые дни пребывания на своем нынешнем месте работы. Наверное, вам в самом начале работа казалась не такой, как сейчас. Вспомните детально, как вы радовались и немного волновались в первый рабочий день, какими приятными казались вам коллеги. Вспомните даже, во что вы были одеты, как выглядели со стороны, что чувствовали, как звучал ваш голос, что вы видели вокруг. Переживите те приятные минуты прошлого, совершенно не сравнивая их с настоящим. Это вам даст определенный энергетический заряд хорошего настроя. Старайтесь в рабочем процессе замечать в первую очередь хорошее.

Всякий раз, когда поймаете себя на одном из ваших негативных размышлений, скажите себе — стоп! Не ожидайте крупных изменений немедленно, чудес не бывает. Вернее, они, конечно, бывают, на то они и чудеса, но случаются тогда, когда их не ждешь, и как сказал Луи Пастер: «Случай благоприятствует лишь подготовленным». Важно каждый день исполнять задуманное. Присмотритесь к себе внимательнее. Как вы одеваетесь и как ведете себя на работе? Вам самому хотелось бы работать с таким человеком, как вы?

Везде кроме профессионализма ценятся дружелюбие, жизнерадостность и нежелание человека сплетничать. С каким лицом вы входите в свое рабочее помещение? Ломайте стереотипы поведения: ходили все время хмурым и радовались только обеденному перерыву и пятнице? Почему бы вам не начать относиться к работе как к месту, где происходит много интересного и веселого, где можно получать удовольствие от массы вещей: неформального общения с коллегами, обмена шутками, разговора с клиентами (среди них тоже много занимательных людей). Измените свое поведение и даже, возможно, гардероб.

Помните, какой фурор произвела Людмила Прокофьевна из «Служебного романа», изменив свой облик? В конце концов, она даже судьбу свою нашла именно на работе. Многие люди убеждены, что на работе нельзя никому доверять и лучше дружеских отношений не поддерживать. Конечно, эта позиция тоже заслуживает уважения и понимания, но обычно такие люди восемь часов в день находятся как бы в вакууме, своей отстраненностью могут и оттолкнуть сослуживцев. Даже если человек считает себя независимым от мнения других людей, он все же, бесспорно, влияет даже на самого бесчувственного. Чем бы вы ни занимались и где бы вы ни работали, ощущайте себя членом коллектива. Причем помните, что в вашей власти сделать коллектив более дружным и сплоченным.

Уважаемые читатели «Пятницы»! У вас есть возможность заказывать темы следующих бесед с психологом Татьяной Луковниковой. Ждем ваших предложений и вопросов по адресу редакции или телефону 27-28-28.

Загрузка...