Мариинка потрясла Иркутск

В нашем городе впервые выступил симфонический оркестр Мариинского театра

В минувшую субботу коллектив под управлением народного артиста России Валерия Гергиева за один вечер дал в Иркутском музыкальном театре имени Н.М.Загурского сразу два концерта. Один из них был благотворительным, билеты на него раздавали преподавателям и учащимся музыкальных школ и училищ. На Событии с большой буквы побывал обозреватель «Пятницы».

Кроме преданных поклонников классической музыки в фойе театра можно было встретить и служащих администрации Иркутска вкупе с чиновниками правительства Иркутской области — появиться здесь их как минимум обязывало положение. Среди них можно было заметить руководителя службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области Виталия Барышникова, который одно время возглавлял областное Министерство культуры и архивов. В антракте он беседовал с профессором Иркутского государственного университета Болеславом Шостаковичем, который, будучи родственником композитора Дмитрия Шостаковича, на концерте тоже оказался явно не случайно. Ведь оркестр Мариинского театра среди прочего играл отрывок из концерта для фортепиано с оркестром № 1 того самого композитора.

Его исполнение слушатели встретили едва ли не самыми оглушительными овациями. Неудивительно, ведь солистом был всемирно известный и любимый на родине уроженец Иркутска — пианист, заслуженный артист России Денис Мацуев. И если Валерию Гергиеву, когда тот выходил на сцену, аплодировали весьма громко и продолжительно, то при появлении Дениса Мацуева на сцене зал буквально взорвался одобрительными возгласами.

В целом программа концерта была рассчитана как на ценителей классики, так и на новичков. То, что исполняли на сцене, не казалось тяжелым для восприятия, как того можно было ожидать от произведений Игоря Стравинского или Дмитрия Шостаковича. А завершилось выступление «Жизнью героя» Рихарда Штрауса, чье имя наверняка известно даже тем, кто в классике разбирается слабо. Как поделился с журналистами после концерта сам Валерий Гергиев, выступление было «шажочком к тому, чтобы кто-то захотел овладеть профессией классического музыканта или певца, композитора». Выиграть от него, по словам маэстро, должны были шести-восьмилетние ребятишки, чей талант разглядеть пока очень трудно и кого нужно заинтересовать классической музыкой.

— Я слушал второе отделение концерта из зала и ловил себя на мысли: «Неужели у нас все хорошо получается и мы дожили до того момента, когда к нам приезжают уникальные коллективы и уникальные дирижеры?» — рассказал Денис Мацуев. — Ведь в 90-е годы было тревожно за то, что будет дальше. Я помню свое детство, неоднократные концерты Святослава Рихтера и Григория Когана. А пропасть 90-х отразилась на всем, в том числе и на культуре. И спасибо маэстро за такой подарок, спасибо, что вы за первый концерт поняли, какая у нас трогательная и чувствительная публика — и молодежь, и те, кто еще помнит старые концерты.

Валерий Гергиев в свою очередь поделился впечатлениями от концерта со сцены. Оказалось, что для исполнителей из-за особенностей акустики зал нашего музыкального театра приспособлен хуже, чем хотелось бы. По словам дирижера, за время концерта приходилось прилагать максимальные усилия, чтобы каждая секция оркестра — струнные, духовые или ударные — оказалась в лучшей звуковой зоне. «Уже в конце мы выдвинули какие-то инструменты вперед, а какие-то — например, валторны, — наоборот, задвинули назад», — заметил маэстро. Поэтому Валерий Гергиев считает, что в Иркутске нужно построить новый концертный зал с хорошей акустикой. С таким предложением вместе с Денисом Мацуевым маэстро решил обратиться к губернатору Иркутской области Дмитрию Мезенцеву. «Может быть, это будет какой-то акустический домик, который даст возможность оркестрам, от камерных до больших, звучать. Это недорогой проект, для него нужны небольшие усилия», — заметил Валерий Гергиев.

Возвести такой концертный зал можно к 350-летию Иркутска, которое мы будем праздновать в сентябре 2011 года. По мнению дирижера, это вполне по силам. И слова Валерия Гергиева подтверждает его личный опыт — новый концертный зал Мариинского театра взамен сгоревшего в 2003 году здания возвели всего за девять месяцев. «Мы начали собирать деньги в марте 2005 года, а через три-четыре месяца уже завели на площадку строителей», — припомнил Валерий Гергиев. Еще через девять месяцев в здании, рассчитанном на 1200 зрителей, прошел акустический тест, а в ноябре 2006 года его торжественно открыли. Так что, считает маэстро, за полтора года до юбилея Иркутска вполне можно успеть.

Тем более что строительство нового концертного зала — вопрос не только удобства для музыкантов и их поклонников. Его появление выведет Иркутск в разряд мировых культурных столиц. Если честно, на первый взгляд это кажется утопией. Но на это у маэстро есть свой аргумент.

— Не так давно я был на гастролях в Испании, и там мне впервые довелось дирижировать оркестром в Валенсии, — сообщил Валерий Гергиев. — Я дирижировал в зале, построенном за три года. До этого у Валенсии не было каких-то особых культурных традиций, но они шаг за шагом построили концертный зал, театр, огромный комплекс, под анфиладами которого есть все. И вот Валенсия — город не больше Иркутска — приглашает генеральным директором главного дирижера Нью-Йоркского филармонического оркестра Лорина Мазеля. Из периферийного города она становится культурной столицей Испании. У Иркутска больше шансов, чем у Валенсии. Тем более что у вас рядом Байкал, который притягивает людей. Между прочим, правительство Иркутской области планирует построить на площади возле музыкального театра концертный зал на 1,5 тысячи мест. Возвести его предполагается при подготовке к юбилею Иркутска. Будем надеяться, что в сентябре 2011 года оркестр под управлением Валерия Гергиева даже выступит в нем. Тем более что областное правительство пригласило коллектив выступить на юбилее города.

Метки:
baikalpress_id:  29 891