Стечение обстоятельств

Мать Галю не понимает, потому что Галина мать самая старая в их классе. Кристинке хорошо, ее мама вон какая молодая и красивая, и дом у них красивый.

Только Кристинка редко Галю зовет в гости, Галя там была всего два раза. А Галя очень хочет дружить с Кристиной, и с Настей тоже, но Кристина с Настей дружат только вдвоем, они самые красивые девочки в классе. И все потому, что у них с родителями общий язык, а у Гали нет. Попробуй заикнуться матери про новые шмотки или про то, что у них дома некрасиво, Галина мать сразу начинает смеяться и обвинять Галю в мещанстве. Она элементарно не понимает, что Гале стыдно приглашать девочек. Потому что Галя и ее мать бедные. В прошлом году, когда матери исполнялось сорок пять, Галя упросила ее не собирать гостей дома, лучше в ресторан пусть идут.

Потому что придут гости и начнут смотреть везде, а у них обои отклеились в прихожей, мебель старая, холодильник и телевизор срамотные. Мать вообще за модой не следит, говорит, что журналы покупать — дурновкусие и выбрасывание денег на ветер. Галя показывает ей журналы, те, что Кристина отдает, старые, а мать даже не смотрит, говорит, что она от глянца тупеет. А какие бывают на свете дома и квартиры, не хочет знать, и про то, как вообще нужно правильно одеваться, по своему типу лица или фигуры, ей тоже неинтересно.

У Кристины и мать зовут красиво — Анжела, а Галину мать просто — Нина. Нина, Галя — какие-то старушечьи имена. Так никого не называют. А Кристинину мать зовут красиво, она и сама красивая, и дочери поэтому такое красивое имя выбрала. Вот когда Галя поедет получать паспорт, она обязательно себе выберет другое имя, еще не придумала какое. Каждый раз хочется новое, столько красивых имен на свете. Но время есть, Гале пока двенадцать. А мать старая, и подруги у нее старые, и все друзья, а были бы молодые, то жили бы все нормально — летом на пикники, на турбазу на каникулах, все девочки из класса ездят с родителями на пикники.

А Кристина с родителями уже два раза за границей была, фотографии показывала. А Галя никуда не ездила никогда, только на Байкал. Вот вырастет Галя и поедет на море, там на пляже плетут косички очень красиво, вплетают бусинки разноцветные, только голову мыть трудно. Кристина говорит, что голова все время чешется. Так что ей заплели косички, но потом пришлось расплести через три дня, потому что невозможно так ходить, да и жарко еще. Нет, наверное, Галя не стала бы плести косички, если такая морока. Но, с другой стороны, за красоту можно и пострадать.

И насчет красоты... Кристинка, если честно, вообще-то немного толстая девочка, хоть и на теннис ходит. Только все говорят в один голос, что она красивая, а красивая — это потому, что одевается модно и много у нее всего. Одних заколок, наверное, штук сто, это не считая колечек и сережек. Но учителя ругаются, если в сережках ходишь, про заколки пока молчат, но это временно. А Гале мать не разрешает уши прокалывать. И может такое случиться, что и заколки заставят снять.

У Гали есть знакомая девочка, не из их школы, так там им разрешают ходить с украшениями, а в их школе — временами. Сейчас молчат, но все может случиться буквально через месяц. Только школьная форма — и все. Хотя, наверное, так лучше — когда не разрешают, потому что есть бедные девочки, они стесняются, что им нечего надеть красивого. И дискотек у них не бывает. Даже у старшеклассников. Собираются сами кто где. Это если класс дружный. У Гали класс недружный.

Только все ждут, что Кристинка к себе позовет. Ее мать не против. Всегда улыбается, если кто приходит, и специально пирожные покупает. И не такие, что у них в кулинарии за углом — эклеры с белковым кремом, невкусные, а другие — слоеные, с желе и ягодками. Так бы и ела их по сто штук каждый день. Правда, не надоело бы. А Кристина только в прошлом году к ним в класс пришла, родители купили квартиру в Галином районе. А до этого Настя была самая главная, а потом они стали обе дружить — Настя и Кристина. И всех остальных девочек на задний план отодвинули. А позвала Кристина Галю домой только потому, что там было сложное задание по математике.

Галя сечет, а Кристина, если честно, не очень. Но не стала признаваться, что она глупая, так сказала: «Пойдем ко мне, что-то покажу». Косметику имела в виду и всякие украшения, ей мама все покупает. А Кристина хвастается. А отец у нее нормальный, только старый, как Галина мать. Но это незаметно. Только он мало разговаривает. Он тогда только поздоровался, а потом стоял в дверях молча. Но Галя почему-то его не стеснялась, хотя не любит она с взрослыми разговаривать. Потому что у них все разговоры глупые. Только про то, где мама работает и кто твой папа. А не станешь же говорить, что никакого папы нет и вроде даже не было. Тайна, покрытая мраком. Мама иногда, и то очень редко, говорит, что Галя похожа на отца, даже больше на свою бабушку — мать отца. А где они, не говорит, а Галя почему-то не спрашивает. Такая тема. Понятно, что мать ничего не скажет. Это очень обидно — когда ты на кого-то похожа, кого ты никогда и не видела.

А Галина мать не признает ничего покупного, никаких пирожных, только если сама настряпает. Но Галя знает, что это она из экономии. Галя иногда плачет, что они такие бедные, и злится тогда на мать, и огрызается. А та вообще не понимает, что происходит, и начинает сюсюкать, сюсюкать и передразнивать Галино выражение лица. Это еще с детства так было, раньше Галя смеялась, когда мать ей показывала сердитую обезьянку. Она так называла Галю. А сейчас это даже не смешно, а, наоборот, обидно. Выходит, что мать про Галю совсем не думает. Не видит, какое впечатление производят на нее слова и поступки. Невнимательная.

Сейчас у Галиной матери сидит ее подруга, тетя Люся, они долго будут сидеть. Они там на кухне заперлись и вино пьют, шампанское, а это долго. Потому что они говорят и говорят, но про неинтересное. Тетя Люся уговаривает Нину куда-то пойти и все рассказать, а мать почему-то отказывается, они там бу-бу-бу. Хорошо еще, что в этот раз не поют песню про три сосны на Муромской дорожке. Это у них коронный номер. Затянут, а потом ревут обе. Сейчас хоть не поют, соседей все-таки стесняются. Но все равно потом обе плакать начнут, обнимутся и плачут.

Еще про то, что у тети Люси сын уехал и не пишет, и звонит редко. А тетя Люся стесняется, потому что не хочет навязываться. А потом такси вызовут для тети Люси, и таксист долго будет стоять под окнами. И они напоследок говорят и говорят всякую ерунду. Они дружат еще со школы. Так-то тетя Люся добрая, только тоже мало понимает Галю и всегда материну сторону принимает. Никто Галю не хочет понять. Такое одиночество.

Галя выключает лампу и натягивает одеяло до носа. Скоро она заснет и не услышит, как мама с тетей Люсей заходят в ее комнату, смотрят на нее и тихо говорят непонятное — как она похожа на Лидию Ивановну. Галя еще хочет во сне спросить, кто такая Лидия Ивановна, но засыпает, и ей снятся сны, как она поедет на море. Они там будут кататься на теплоходе, и какой-то дяденька... На кого он похож?.. Станет кормить чаек, а чайки кричат детскими сердитыми голосами...

А в доме Кристины ее красивая мама Анжела тянет руку, чтобы выключить светильник над кроватью дочери, и шепчет вполголоса: «Как жаль, что ты, дочка, не похожа на Лидию Ивановну». А потом Анжела долго сидит на кухне, смотрит в окно и ждет, и ждет...

И мало кто из них вообще что-то понимает до конца в этой истории, поэтому так все странно и неразрешимо. А уже наступила череда совпадений, и назовется все просто — стечение обстоятельств. И эти обстоятельства жизни когда-то так сложились, что Нина, Галина мать Нина, долго и много лет любила одного человека. Звали его Олег, и он любил Нину. Он той любовью любил, когда мужчина привыкает к женщине — за долгие годы. Женщина для него привычна и, ему кажется, понятна. И все он знает наперед. И не то чтобы скучно, но ничего уже нового. А она смотрит своими карими глазами, и в глазах тревога. И он хочет что-то сказать, но все не решается.

А потом мужчина, этот Олег, приходит как-то под вечер и нервничает, хотя он вообще-то не нервный, а, наоборот, всегда спокойный и сильный. И этот мужчина говорит Нине, что она, по его мнению, должна знать: у него скоро будет ребенок, какая-то женщина его так полюбила, вот такие дела. И он обязан принять какое-то решение. Потому что там очень молодая женщина, должна родить. И так все получилось, ты же взрослая, ты же умная, давай придумаем, как нам быть. И Нина не плачет и молчит о том, что и у нее скоро родится девочка. И она знает, что девочка, и уже есть имя редкое — Галина. Почему-то Галина, так звали ее куклу в детстве. Сразу — Галина. И Нина ничего ему не говорит про свою девочку.

Только когда он придет на следующий день, прочитает записку, там все будет написано, как положено в таких случаях. Что все она понимает, все прощает, и всего ему теперь дорогого и счастливого в жизни. И спустя годы мужчина станет себя корить за малодушие. Потому что он с таким легким вздохом стал жить, так радостно забилось сердце, что не будет никаких мучительных сцен. Вот что значит встретить по-настоящему умную и любящую женщину. И ее благородство безбрежно как море. Он обещал ей когда-то, что они вместе поедут на море. Когда-нибудь, когда-нибудь...

А потом в том доме поселится красивая Анжела, и они заживут настоящей семьей. Только Олег станет натыкаться на какие-то следы бывшей любви, хотя Анжела проведет генеральную уборку и так же генерально все вынесет. Все-все поменяет, все, что напоминает о прошлом. Всю посуду и занавески. И даже мебель. Но тень прошлой любви все равно скользит и мешает уснуть, и хочется заплакать, а Анжела звонит и плачет свекрови, что Олег совсем переменился, даже называет ее Ниной.

«Объясните мне, Лидия Ивановна, кто такая Нина?» И Лидия Ивановна успокаивает и говорит положенные слова — что Олег любит только ее, Анжелу, и Кристину любит. И все хорошо. Но Лидии Ивановне самой хочется разыскать Нину и что-то сказать, объяснить. Но все как всегда — мы боимся, что станет больно, что станет настолько больно, что перехватит дыхание и уже нечем будет дышать. И Лидия Ивановна пьет таблетки, бесконечные таблетки и капли, и сердце ее колотится. Но молчит она о том, даже сыну не говорит, что приходила подруга Нины, Люся, и сказала тогда, что Нина родила девочку. Вот только денег никаких не надо, а надо так — «чтобы вы знали». И много чего сказала, несправедливые слова. И много лет Лидия Ивановна молчала, только все хотела попросить Олега, чтобы он разыскал Нину, поговорил. А сама не решалась. И такое стечение обстоятельств — Олег купил новую квартиру. И Кристину перевели в новую школу. И Лидия Ивановна увидела школьные фотографии, на которых — чуть отвернувшаяся от одноклассников девочка. Как две капли воды похожая на саму Лидию Ивановну в детстве. И на Олега, и на всю их родню. Такие же доверчивые глаза и упрямство. Двенадцать лет девочке. Столько и прошло. Столько лет. И судьба надвигается, и не спрячешься, не промолчишь, не отвернешься. И придется посмотреть в эти глаза и сказать... Что, что сказать? А назовется все просто — стечением обстоятельств.

— Анжела, ты? Это Лидия Ивановна беспокоит. А Олег дома? Ты скажи ему, пожалуйста, чтобы обязательно связался со мной. Срочно. Важный разговор. Нет. Ничего не случилось... Просто обстоятельства изменились...

Загрузка...