Религия: добро или зло?

От редакции. Сегодня мы публикуем два полярных мнения наших читателей на вопросы, поставленные в статье «Религия в школе» («Пятница» № 31 от 7 августа 2009 года), что, как и зачем нужно рассказывать школьникам о религии.

«Церковь плохому не научит» — и в этом абсолютно прав Евгений Щербаков. Ведь не от «хорошей жизни» она взяла на себя функции воспитания духовно-нравственных качеств в Российской Федерации.

Неужели только в экстремальных жизненных ситуациях мы можем за помощью обращаться к Богу? Духовно опустившихся людей (алкоголиков, наркоманов, злостных неплательщиков алиментов и т. д.) и тех стали направлять в храмы на воспитание. В армию, в тюрьмы идут батюшки-духовники поднять дух и укрепить веру. Даже в принятии законов страны (чтобы они несли духовно-нравственную основу) церковь предлагает Государственной думе свои услуги... Раз церковь заботится о человеческой душе, то без нее мы не можем оставить и свое подрастающее поколение! Если в стране нет идеологии и молодым трудно выбрать авторитет по жизни, в таком случае пускай это будет РПЦ с ее принципами и постулатами.

Мы боимся навязывания детям клерикальных взглядов — а какие взгляды им навязывает телевидение? Мы говорим о силе и загадочности русской души, не понимая, что ее основу и составляет свободная православная религия. Ведь исторически ее нам не навязывали силой ни миссионеры, ни крестоносцы, и наша наука не страдала от инквизиции!

Православная культура и ее история составляют с историей России единое целое, поэтому ее надо преподать школе как новую, доработанную, в свете современных знаний. Есть хорошая книга доктора исторических наук Сергея Перевезенцева «Россия — великая судьба» (изд. «Белый город», М., 2006 г.). Надеюсь, что наши религиоведы ИГУ подготовят такие учебники и разработают соответствующие методы обучения.

Уроки православной культуры необходимо вводить в старшие классы (7—10-е классы), т. е. детям, разбирающимся в вопросах мироздания и имеющим соответствующий кругозор. В процессе обучения их необходимо ознакомить и с другими направлениями религий (ислам, католицизм, протестантизм, буддизм и т. д.), т. е. с основами культуры исповедания мировых религий. При всем надо оставить за республиками право преподавания истории развития культуры религии своего народа.

Дети, безусловно, должны уважать свою страну, свою историю, свою культуру. И когда уже у взрослых людей возникнет потребность выбора веры, у них уже будет фундамент духовно-нравственного познания. Пусть примерами в жизни для них будут не только удачливые бизнесмены, шоумены и финансовые воротилы, а российские патриархи, святые великомученики, герои-патриоты и великие реформаторы, являющиеся опорой процветающей России!

Метки:
baikalpress_id:  46 423