Бюджет выживания

Правительство области скроило бюджет на следующий год

Кризис не пощадил никого — с этим утверждением крайне сложно спорить. И если мы, обыватели, вынуждены из-за снизившейся зарплаты резко сократить траты на что-то, кроме еды и предметов первой необходимости, то правительству Иркутской области приходится замахиваться на большее: на сокращение почти всех расходов из своего кошелька — регионального бюджета, за исключением разве что затрат на социальное обеспечение, обеспечение правопорядка и работы органов власти. Причина снижения затрат та же, что и у простых граждан, — иссякший источник дохода. Только в масштабе региона таким источником является не зарплата, а налоговые поступления и финансовая помощь из федерального бюджета. К сожалению, они неуклонно сокращаются в нынешнем году, в следующем ситуация будет ничуть не лучше — для государственных финансов кризис исключений не делает. Неудивительно, что проект областного бюджета на 2010 год губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев сравнил с кафтаном, который при шитье расползается вслед за иглой. «Хоть это и не совсем корректно звучит, но это бюджет, который мы проедаем», — констатировал глава региона на минувшем заседании правительства Приангарья, где были представлены основные положения закона о региональной казне на 2010 год. О деталях кризисного бюджета, о его дефиците и хороших-плохих новостях — сегодня в «Пятнице».

Дефицита избежать не удалось

Доходы бюджета области на 2010 год составят, как ожидается, 53 млрд 800 млн рублей, из которых 46 млрд 300 млн рублей заработаем и соберем сами в виде налогов, а 7 млрд 500 млн рублей даст федеральный бюджет (кстати, это на 6 млрд рублей меньше, чем Москва дала нам в прошлом году). Как потратятся деньги? Значительная их часть — 23 млрд 400 млн рублей — пойдет на межбюджетные трансферты, проще говоря, на помощь территориям Иркутской области. Затраты на социальную политику составят более 11 млрд рублей (выплаты жителям Иркутской области и обеспечение работы социальных учреждений). На образование планируется затратить около 4 млрд 300 млн рублей, сопоставимая сумма пойдет по статье «национальная экономика», куда входят, например, расходы на ремонт и содержание дорог, развитие промышленности и сельского хозяйства. Предполагаемые расходы на здравоохранение и развитие культуры составят менее 4 млрд рублей, на национальную безопасность и правоохранительную деятельность — 3 млрд 580 млн рублей, около 700 млн рублей предусмотрено на развитие культуры и СМИ.

Как всегда, тратить будем немного больше, чем имеем: расходы запланированы примерно в 56 млрд 600 млн рублей. Заместитель министра финансов Иркутской области Алексей Зезуля отметил, что изначально областной бюджет планировалось сделать бездефицитным. Но не вышло: от некоторых трат — на выплату той же заработной платы сотрудникам областного ГУВД — отказаться нельзя в принципе. Таким образом, дефицит бюджета выльется в 2 млрд 776 млн рублей.

Раз денег не хватает, придется одалживаться: «Если бюджет рассматривается с дефицитом, то нельзя избежать роста государственного долга» — так считает и замминистра финансов. Госдолг нашей области сейчас составляет 9 млрд 228 млн 900 тысяч рублей (на 1 октября). При этом только коммерческим банкам в следующем году нужно вернуть 2 млрд 200 млн рублей. Для того чтобы погасить эту задолженность, правительство Иркутской области планирует взять в долг по новой — у Министерства финансов РФ. Дмитрий Мезенцев заметил, что Минфин готов предоставить в кредит около 1,5 млрд рублей. Проценты по такой ссуде будут ниже, чем в том случае, если бы брать в долг пришлось у коммерческих банков.

Хорошие и плохие новости

Чем-то проект бюджета на следующий год напоминает старый анекдот про хорошую и плохую новости. И как в том анекдоте, можно начать с хорошей, даже с нескольких.

Первая позитивная новость — несмотря на снижение расходов бюджета, не сократится фактическая зарплата бюджетников. Вторая — социальные выплаты жителям Иркутской области, а также расходы на питание и покупку медикаментов для пациентов больниц сокращать тоже не планируется. Третья — средства на подготовку к зиме 2010/2011 года заложены в областном бюджете изначально, так что изыскивать их в авральном порядке перед самым отопительным сезоном не придется. Четвертая — по сравнению с нынешним годом увеличатся расходы на реализацию областных целевых программ. Пятая — на 10% планируется увеличить дотацию на поддержку тофаларов. Хотя Алексей Зезуля отметил, что в дальнейшем необходимо разработать отдельную программу содействия Тофаларии, исполнение которой необходимо контролировать с особой тщательностью.

Кроме того, областное правительство заложило в бюджет 700 млн рублей на «бонусы» для муниципалитетов. Поощрять будут территории, где местные власти действуют эффективно. А определять эффективность будут по 20 критериям, среди которых значится развитие дорожного хозяйства, малого и среднего предпринимательства, сельского хозяйства, образования, культуры и жилищного хозяйства. Учитывать будут и повышение инвестиционной привлекательности территории, доходы и здоровье населения, доступность и качество жилья, обеспечение охраны окружающей среды, качество менеджмента, а также то, как сами местные жители оценивают работу властей.

Но есть и плохие новости. Одна из них — на обслуживание госдолга Иркутской области в следующем году придется потратить около 2 млрд 200 млн рублей, хотя эти средства вполне могли бы пойти на другие, более важные для жителей региона цели. Есть еще один неприятный момент — пришлось сократить на 10% субсидии на оплату труда работникам бюджетных организаций. Правда, Дмитрий Мезенцев отметил, что сокращения необходимо достичь за счет оптимизации расходов на содержание самих бюджетных учреждений, фактическая зарплата бюджетников не изменится. И последнее из разряда плохого — скорее всего, в следующем году федеральный бюджет не выделит ни копейки на помощь жителям Иркутской области в оплате жилых помещений и коммунальных услуг, так что расплачиваться за это придется из областной казны.

Необходимо менять философию бюджета

Совокупность плохих и хороших новостей о доходах и расходах областной казны, информация о масштабе госдолга и дефиците бюджета складываются в картину довольно унылую. Вот и губернатор Дмитрий Мезенцев констатировал, что предложенный бюджет является бюджетом выживания, а не развития. «Такое ощущение, что мы алюминиевой ложкой скребем по дну алюминиевой кружки, которая почти пуста», — заметил он. При этом губернатор уверен, что саму философию бюджета необходимо менять — средства из областной казны нужно тратить максимально рационально и эффективно.

«Мы не можем мириться с той ситуацией, которая сложилась, — подчеркнул Дмитрий Мезенцев. — И хотя сейчас у нас такой бюджет, который мы проедаем, мы просто обязаны сделать так, чтобы Иркутская область с ее огромным потенциалом жила по-другому. И об этом должен говорить не только кабинет министров области, это должна быть единая позиция всей власти».

По мнению замминистра финансов Алексея Зезули, определенные финансовые механизмы для этого есть. Например, это укрупнение масштабов государственных закупок, чтобы не складывалась ситуация, когда две соседние больницы закупают одни и те же продукты по ценам, различающимся в разы. Кроме того, сами расходы на содержание бюджетных учреждений можно сократить. И еще один принцип — жесткий контроль за расходованием средств бюджета. «Тогда мы сможем в пределах имеющихся денег не допустить снижения уровня социальных услуг гражданам», — подытожил замминистра финансов.

Долг Иркутской области

Государственный долг Иркутской области на 1 октября 2009 года составил 9 млрд 228 млн 900 тыс. рублей, с начала года он сократился на 3 млрд 594 млн 100 тыс. рублей. Если взять данные Министерства финансов РФ на 1 сентября, то наш регион с задолженностью в 9 млрд 741 млн 205 тыс. рублей находился на 14-м месте по сумме госдолга в России и на третьем — в Сибирском федеральном округе. Среди регионов Сибири нас опережают только Кемеровская (16 млрд 105 млн 734 тыс. рублей) и Омская области (11 млрд 172 млн 13 тыс. рублей). Безусловными «лидерами» в России по части госдолга являются Москва и Московская область, где сумма задолженности составляет 214 млрд 5 млн 718 тыс. рублей и 161 млрд 907 млн 944 тыс. рублей соответственно.

Метки:
baikalpress_id:  11 945
Загрузка...