Блестящие книжки

Можно ли считать литературой книги с содержимым глянцевых журналов, причем наихудших образцов?

Последнее время книжные магазины Иркутска буквально ломятся от книг, авторами которых являются различные деятели шоу-бизнеса: Борис Моисеев, Валерия, Татьяна Веденеева, Андрей Малахов, Евгений Плющенко, Ксения Собчак, Тина Канделаки, Юлия Бордовских, Рома Зверь, Анфиса Чехова, Оксана Робски, Сергей Зверев... Причем книги пишут не только именитые и маститые... Выдать печатные мемуары делом чести считают юноши и девушки, которые едва только успели попасть на ТВ. Обозреватель «Пятницы» Елизавета Старшинина ввела в обиход редакции термин «глянцевая литература» и представляет вниманию читателей обзор «новинок» этой индустрии.

О мужьях-тиранах

Побродив по книжным магазинам, я выделила несколько «магистральных» направлений писательской деятельности отечественных звезд. Во-первых, это мемуары, описывающие тернистый путь к олимпу славы в жестоком мире шоу-бизнеса. О своих муках уже поведали Алена Свиридова, Андрей Малахов, Борис Моисеев и Рома Зверь, который почти на каждой странице своей книги «Дожди-пистолеты» откровенничает о том, когда, где и с кем он «бухал» и как потом болел.

Особым подразделом в этой серии следует отметить книги Татьяны Булановой, Валерии, Натальи Штурм, Жанны Эппле, в которых они делятся с читательницами тяготами семейной жизни. Причем некоторые дамы именно благодаря этим семейным тяготам и стали знаменитыми. К примеру, кто такая Яна Рудковская, чья книга «Исповедь содержанки» только-только поступила в книжные магазины Иркутска? Я провела небольшой опрос среди своих коллег. Большая часть на этот вопрос отвечала стандартно: «Это продюсер Димы Билана и жена Плющенко». Правда, один ответ навел все-таки меня на некоторые размышления: «Она (то есть Рудковская) работала в Сочи парикмахершей, потом вышла замуж за брата жены мэра Москвы, потом развелась, а он (то есть шурин московского градоначальника) забрал у нее детей...» Нам кажется, что такое бывает только в сериалах. А вот и нет. Богатые, оказывается, и в жизни иногда плачут, а потом влюбляются в фигуристов. Совет, как говорится, да любовь.

Красота-то какая...

Тяга к сочинительству не обошла стороной и Сергея Зверева, который, кстати, тоже начинал свою карьеру в качестве парикмахера. Это он уже потом стал «дизайнером причесок», «знаменитым топ-стилистом», «секс-символом», «певцом» и «королем гламура». Таким образом, в русской литературе намечается целое «парикмахерское» направление. Известно, что работа над книгой протекала не гладко. Задолго до ее выхода Сергей Зверев сетовал, что он очень занятой человек, то ему надо мыть голову, то делать укладку, то корректировать цвет и длину волос. Поэтому творить приходилось урывками. В итоге получился 318-страничный том с убийственным заголовком «Звезда в шоке».

Как остроумно заметил один рецензент, это не «Звезда в шоке» — это люди от него в шоке. По мнению критиков, это самый настоящий литературный «трэш». Пока я стояла в книжном магазине (выложить за расфуфыренного стилиста почти 500 рублей давила жаба), успела полистать «Звезду в шоке» и составить некоторое впечатление. Во-первых, очень много фотографий. Нетрудно догадаться, что эта часть книги — основная. На снимках гламурный стилист предстает в самых шикарных нарядах и без оных, спереди и сзади, в самых эпатажных позах, во всей своей «ослепительной» красе. Что касается текста: шрифт крупный, как в букваре, прочитать может без напряга любой первоклассник.

 Если повествование топ-стилиста напечатать обычным шрифтом, то книжка ужмется до объема школьной тетрадки. Тем более и писать-то «королю гламура» особо не о чем: немного детских воспоминаний, немного о муках творчества, немного об интригах... Почти на каждой странице автор к месту и не к месту замечает, что с самого рождения был звездой, тонкой натурой, нереальным красавчиком, обалденным. Как вам такой пассаж: «В общем, в детском саду было тягостно, особенно для ребенка с таким хрупким творческим звездным восприятием мира, какое было у меня. Я всегда считал, что жар-птицы стаями не летают, и мне как-то было бы лучше, если бы за мной следила бабушка или сиделка какая-нибудь». И так на каждом этапе жизни.

— Как народ реагирует, — спросила я Евгению, продавца-консультанта магазина, — кто-нибудь покупает?

— Покупают... Вот недавно зашли парень с девушкой, увидели и заахали, мол, какой молодец наш Зверев. Тут же купили. Чаще всего люди видят книгу и смеются. Нет, у меня желания ее читать нет.

Самое обидное, что книга Зверева соседствует на полках с книгой Эдуарда Лимонова «Дети гламурного рая». И цена у них примерно одинаковая. Но, извините, Лимонов — это настоящий писатель, а Зверев — парикмахер, как бы он себя ни называл.

Советы на все случаи жизни

Вторым популярным направлением у звезд являются всяческие книжки советов. Одни звезды целиком посвятили себя кулинарии. К примеру, Юлия Высоцкая, Лариса Рубальская, Дарья Донцова и Борис Бурда. Особенно плодовита по этой части г-жа Высоцкая. Она успела издать четыре огромных глянцевых фолианта. Книги, конечно, стоят недешево (от 400 рублей за экземпляр), но так ведь и Высоцкая пропагандирует кулинарию не для простого народа, а как минимум для обитателей Рублевки, которые могут позволить себе приготовить на ужин «тальятелли с грецкими орехами, пармезаном и чиабаттой».

В кулинарном разделе я нашла книги бывшего политика, а теперь гламурной писательницы Ирины Хакамады, прекрасной няни Анастасии Заворотнюк, певицы Наташи Королевой, писательницы Оксаны Робски, телеведущей Татьяны Веденеевой, а также Татьяны Толстой и Дуни Смирновой, ведущих «Школы злословия».

Рядом — раздел книг по имиджу и стилю, в которых кумиры учат делать покупки, стильно одеваться, делать макияж и, естественно, нравиться мужчинам. Здесь своя тройка лидеров: Ксения Собчак, Тина Канделаки и Лена Ленина. Собчак издала две шикарные книженции: «Стильные штучки Ксении Собчак» и «Азбука красоты», Тина Канделаки ответила не менее шикарным фолиантом «Быть Тиной Канделаки», а Лена Ленина за это время выпустила целых четыре книги, в том числе и «Тело Лениной живет и побеждает» с эротическими фото и восторженными отзывами Владимира Жириновского. В этой же нише можно найти книги Оксаны Федоровой, Оксаны Хоркиной, Анастасии Заворотнюк и Елены Ищеевой.

Еще одна подгруппа книг-советов на темы похудения, занятий фитнесом, йогой, и, естественно, книги о сексе. О нем рассказывает пышногрудая красавица Анфиса Чехова в книжке «Где, как, с кем?».

Реалити-писатели

Отдельный литературный пласт представляет собой творчество участников скандального реалити-шоу «Дом-2». На этом поприще отметились Ольга Бузова, Роман Третьяков, братья Каримовы, Александр Нелидов, Ольга Солнце, Ксения Бородина, Степан Меньщиков и Алена Водонаева... Стоят эти опусы относительно недорого — в пределах двухсот рублей. На пике популярности «Дома-2» полки буквально ломились от ярких обложек с «девчатами и парнями». По словам Евгении, продавца-консультанта «Книгомира», книги «домовцев» хорошо покупали молодые девушки от 15 до 25 лет. Оно и понятно: всем хочется «построить» свою любовь.

Но теперь жизнеописания «героев» шоу перекочевали на верхние стеллажи — верный знак того, что интерес публики несколько поутих. Скорее всего, поколение, которое балдело от Оленьки, Ромы, Алены, Степы и их отношений, просто выросло и поняло, что никакой любви не было и в помине. Зато кто-то на этой макулатуре неплохо заработал. Читать все эти писания на полном серьезе совершенно невозможно. Я почитала отрывки из книги Третьякова «Любовь онлайн» и, честно говоря, пришла в ужас. Это какая-то смесь дикого цинизма и банальных откровений типа того, как он прятал в периметре мобильник в... заднице. И все написано на уровне школьного сочинения за девятый класс. Некоторые участники шоу пошли еще дальше, к примеру, Рустам Солнцев издал книжку для детей «Приключения Ксюши и Ванды», а Ольга Бузова представила здоровенный опус «Дело в шпильке: советы стильной блондинки». Стоит эта книженция недешево — 420 рублей. Заплати — и научишься быть стильной и успешной...

Чтобы помнили...

Один китайский философ сказал: «Знающие не говорят, говорящие не знают». Относительно недавно я слушала по радио интервью с Александром Ширвиндтом. На вопрос, есть ли у него в планах написание мемуаров, он ответил, что книга — дело чрезвычайно ответственное, поэтому он не спешит. Уж, казалось, Ширвиндту есть что рассказать читателю: о встречах с самыми известными режиссерами и актерами, о работе в спектаклях и кино. Ширвиндт — это целая эпоха! Но он молчит... Считает, что еще не время. А скороспелая молодуха, только-только засветившаяся на экране, уже спешит представить широкой публике свой «шедевр». Какое время на дворе, такие и книги. Я думаю, все очень просто: «звезды» и «звездочки» пишут книги потому, что хотят славы, успеха и денег. Им хочется навсегда застолбить за собой место под солнцем. Потому что фанаты — народ неблагодарный.

Здесь все как у Ницше: «Падающего — толкни». Сегодня ты звезда, а завтра уже никто, к тому же на пятки наступают молодые и дерзкие, которым тоже хочется урвать свой кусок. Поэтому нужно постоянно напоминать о себе, нужен пиар, презентации... Книга — это отличный информационный повод, вот и выходят скороспелые опусы знаменитостей-однодневок, калифов на час. Проходит год-другой, и мы уже и лица-то кумира не можем вспомнить, не то что имени, и только книжка в дальнем углу магазина останется единственным напоминанием, что был когда-то такой персонаж... Так проходит мирская слава.

Цены в книжных магазинах Иркутска:

* «ПродалитЪ»

Саша Вертинская и Таша Строгая «Диктатура стиля» — 502

Ольга Бузова «Дело в шпильке. Советы стильной блондинки» — 420

Ксения Собчак «Стильные штучки Ксении Собчак» — 500

Ксения Собчак «Азбука красоты» — 654

Оксана Федорова «Формула стиля» — 846

Елена Ищеева «Жизнь на грани ТВ» — 440,50

Лена Ленина «Страсть короля, или Черный жемчуг Таити» — 340

Лена Ленина «Тело Лениной живет и побеждает» — 460

Светлана Хоркина «Фитнес для души и тела» — 419

Анастасия Заворотнюк «Моя прекрасная кулинарная книга» — 504

Юлия Высоцкая «Едим дома каждый день» — 416

Ирина Хакамада «Большая книга кулинарных идей» — 818,50

Наталья Королева «Праздничный стол» — 506

Сергей Зверев «Звезда в шоке» — 418

Борис Моисеев «Птичка. Живой звук» — 242

Евгений Плющенко «Другое шоу» — 266

Роман Третьяков, Ольга Бузова «Роман с Бузовой: история самой красивой любви» — 180

* «Книгомир»

Татьяна Толстая и Дуня Смирнова «Кухня «Школы злословия» — 700

Оксана Робски «Рублевская кухня» — 540

Яна Рудковская «Исповедь содержанки» — 259

Андрей Малахов «Моя вторая половинка» — 259

Татьяна Веденеева «Рецепты» — 620

Анастасия Заворотнюк «Я выбираю любовь» — 300

Анастасия Заворотнюк «Моя прекрасная диета» — 150

Юлия Бордовских «Фитнес для двоих» — 303

Юлия Высоцкая «Вкусные заметки» — 427

Ирина Салтыкова «Большой подарок для супердевочек» — 649

Ирина Салтыкова «Энциклопедия красоты» — 698

Тина Канделаки «Быть Тиной Канделаки» — 640

Тина Канделаки «Иллюстрированная энциклопедия» — 620

Светлана Мастеркова «Олимпийская дистанция красоты» — 450

Рома Зверь «Дожди-пистолеты» — 100

Светлана Хоркина «Кульбиты на шпильках» — 247

Валерия «И жизнь, и слезы, и любовь» — 229

Татьяна Буланова «Территория женщины» — 195

Марина Анисина «Точки над i» — 420

Лена Ленина «Миллионеры шоу-бизнеса» — 195

Анфиса Чехова «Где, как, с кем» — 105

Они стоят друг друга

Зачем авторы пишут, а читатели читают глянцевые книги?

Своими размышлениями с читателями поделилась иркутская писательница Наташа Левашова, автор рассказов в рубрике «Проза жизни» — одной из самых популярных в «Пятнице».

Наталья к творческим потугам звезд относится нормально, сравнивая ситуацию с Олимпийскими играми, где есть не только прыжки, но и майки... Книга, подписанная знаменитостью, — это часть рекламного проекта. Это с одной стороны. А с другой стороны — любой публичный и знаменитый человек все равно остается человеком, и ему, так же как и всем нам, необходимо видеть свое отражение в глазах других людей. Поэтому люди заводят друзей, собак, кошек... Богатые и знаменитые, пожалуй, даже больше других страдают от одиночества. Им тоже нужна ответная реакция публики, сочувствие, понимание... Закономерность: чем человек известнее, тем больше целлофана кругом... Ну а конец один: пошумели, поговорили и разошлись по своим кухням. В свое одиночество...

— И авторы этих книг, и их почитатели друг друга стоят, — считает Наталья. — Никто никого не обманывает, все по-честному. Это балаган. Но раньше балаган нужно было заслужить трудом. Люди работали, а только потом был праздник. А сейчас труда нет, есть только ярмарка. Отсутствует идея труда, уважение к труду, ценность труда. Вот это и печально. А вообще... жалко их... Звезд... Сколько их взлетело и закатилось. Сколько спилось. Поломанные они.

Просто бизнес

Раскрученные лица вынуждены собирать деньги со всех видов деятельности

Владимир Демчиков — основатель и директор уникальной книжной лавки «Марьина роща», которая вот уже больше 15 лет является центром притяжения иркутских интеллектуалов. «Марьина роща» — это не просто магазин, это, не побоюсь этого слова, культовое место. Там вы точно не найдете ярких обложек с гламурными знаменитостями, зато Владимир Демчиков знает все о технологии создания спроса на любую книгу, пусть даже совершенно бесполезную.

— Есть понятие бренда. Например, замечательный драматург Евгений Гришковец — талантливый человек, который совершил революцию в драматургии, именно он привел нового зрителя в театр. Естественно, на каком-то этапе появляется желание украсить его именем обложку книги. А почему нет? Тем более что у Евгения действительно нашлось немало читателей. Это как раз нормальный пример... Но есть бренд «Тина Канделаки», соответственно, должны быть книга, духи, туалетная вода, названные ее именем. Дальше, возможно, и какие-нибудь макароны... И кстати, она уже член Общественной палаты — то есть этот бренд продается уже и на политическом рынке. Раз есть популярные, раскрученные лица, то по закону бизнеса они должны собрать деньги со всех видов деятельности, то есть люди пытаются обналичить эту популярность, конвертировать свой бренд на разных рынках. Чем человек известнее, тем большая вероятность, что поклонники купят все, к чему он приложил свою руку, а еще лучше физиономию. Это нормальная бизнес-практика, с этим бессмысленно бороться. Правда, в результате для многих людей русские писательницы — это Юлия Высоцкая и Ирина Хакамада, а не Марина Цветаева и Надежда Мандельштам, и это, конечно, смешно.

— Раньше мемуары писали только великие и маститые, иначе считалось неприлично. А сейчас уже и двадцатилетние щеглы выдают толстенные тома из серии «Моя жизнь в искусстве». Книга стала частью шоу-бизнеса, да, собственно, уже все стало частью шоу-бизнеса, даже политика.

— Раньше читатель был более взрослый, сейчас появился потребитель молодой (на Западе это время настало лет 40 тому назад). Когда показывали «Титаник», Леонардо Ди Каприо стал мегазвездой у тинейджеров... Естественно, они покупали все, что связано с его именем. В том числе и книги. У детей появились деньги — и бизнес, ориентированный на детскую аудиторию, это давно понял. Что касается творчества участников шоу «Дом-2» — это особая тема. Я «Дом-2» не смотрю, но я видел шоу «За стеклом», и честно говорю, первые выпуски смотрел с открытым ртом. Конечно, это подсматривание в замочную скважину, но там была реальная жизнь, реальные люди...

И «Дом-2», видимо, привлекает тем же. В телевизоре, особенно сегодня, не осталось живых людей, и эта передача, в которой участвуют парни и девушки, с которыми зритель может себя идентифицировать. А то, что «творчество» у них вполне убогое (и книги, и концерты), так ведь многие на концерты ходят не ради музыки, а чтобы увидеть артистов вживую. Это заложено в человеческой природе. Многие люди с гордостью говорят: я видел живого Магомаева, или Кобзона, или Зыкину... Долгие годы хранят эти воспоминания. Мы так устроены — и шоу-бизнес это научился отлично использовать.

Метки:
baikalpress_id:  29 771