Новейший мост откроют 20 ноября

А в ближайший понедельник, 28 сентября, вновь пустят движение с правого берега Ангары на левый

Руководство дирекции констатирует, что из десяти владельцев усадеб согласие дает только половина. Причина кроется в том, что за последние полгода жилье потеряло в стоимости от 5—6% до 28%. Оценщики, приглашенные дирекцией, объясняют значительное падение цен финансовым кризисом, однако не могут внятно объяснить, почему на каждую отдельную усадьбу цены упали по-разному. Так, у одного из соседей Людмилы Белоусовой усадьба — двухэтажный коттедж и огромный приусадебный участок — «подешевела» разом на 20 млн рублей. А Виктор Леонтьевич Кобылковский за небольшой участок земли размером 4 сотки потерял сразу два миллиона рублей.

Финансовый тормоз

Работу над проектом моста ИркутскгипродорНИИ начал 11 лет назад, в год дефолта, тогда же началось строительство. Первоначально на это собирались затратить около 6 миллиардов рублей и запустить мост в 2003 году. Предполагалось, что область и Федерация будут строить мост вместе, но денег из Москвы поступало мало. А в 2002 году федеральный бюджет вообще снял с себя все обязательства по финансированию, заявив, что мост — «объект муниципального значения». После несколько лет мост строили только на средства областного бюджета, предназначенные на дорожные работы по всей области. Учитывая финансовые возможности региона, стройка могла бы растянуться на десятилетия.

Но не было бы счастья, да помогло объединение Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. В июне 2006 года, за несколько месяцев до референдума по объединению двух регионов, было принято постановление правительства РФ, по которому Федерация брала на себя 48% расходов на строительство моста, а 52% финансировала область. Президент РФ в своем указе в качестве помощи новому региону пообещал федеральные деньги на строительство моста через Ангару и объездной дороги вокруг Иркутска. На мост в год референдума было выделено 374 млн рублей из областного бюджета и 100 млн рублей — из федерального.

«...С нарушением принципа экономности и эффективности»

В последнее время строительство моста вновь под угрозой срыва. Как рассказывают рабочие, им периодически задерживают зарплату, что снижает их стремление сдать объект вовремя. Впрочем, руководство дирекции по строительству моста эту информацию не подтверждает.

Вдобавок к тому, что денег на строительство поступало недостаточно, расходовались они порой неэкономно. Такой вывод сделала Контрольно-счетная палата Иркутской области, проверив расходование бюджетных средств в 2007 году. Согласно итогам проверки, прозвучавшим на заседании комиссии по контрольной деятельности Законодательного собрания весной 2009 года, дирекция по строительству мостового перехода завышала цены при закупке стройматериалов, ГСМ и т. п. Проверяющие также посчитали, что были завышены цены квартир для тех, кого переселяют из зоны строительства моста: по заключению аудитора КСП Дмитрия Дунова, стоимость нескольких квартир была завышена на 500—800 тысяч рублей.

Однако Павел Таюрский, директор ОГУ «Дирекция по строительству мостового перехода через реку Ангару», назвал необоснованными большинство замечаний КСП. Он пояснил, что при покупке квартир цена соответствовала условиям рынка, учитывая и то, что человек получал средства только через два месяца, а стоимость квадратного метра за это время успевала вырасти. Руководитель службы Государственного финансового контроля Иркутской области Тимофей Вохмин на том же заседании заметил, что данные аналогичной проверки Росфиннадзора сильно отличаются от выводов КСП. Он предложил депутатам сравнить данные трех проверок — Контрольно-счетной палаты, Росфиннадзора и региональной службы финконтроля (провести ее должны были в апреле). После этого депутаты должны были решить, обращаться ли в правоохранительные органы по поводу моста. Решение комиссии по контрольной деятельности планировалось принять до 1 июня нынешнего года. Однако депутаты пока к этой теме не вернулись... Одновременно материалы КСП были направлены в прокуратуру.

Из-за жильцов едва не законсервировали мост

Помимо проблем с финансированием строительство моста тормозили трудности с переселением жителей из районов строительства мостовых развязок. Дело в том, что по Земельному кодексу государство имеет право изъять (с компенсацией) у людей земельные участки под государственные нужды, к коим относится строительство моста. Однако многих из тех, кого переселяли из зоны строительства моста, не устраивала цена выкупа, и они отказывались переезжать. Кроме того, долгое время не решалась проблема с оформлением собственности на участки, а без того изъять их было невозможно.

Когда мост только начали строить, предполагалось снести и расселить около 140 жилых домов частного сектора (по большей части на правом берегу Ангары), в которых жило около 330 семей. Расселением занимается дирекция по строительству мостового перехода, а также администрация города, которой частично принадлежит недвижимость в этом районе Иркутска. За время строительства первого и второго комплексов для переселенцев приобрели более сотни квартир, для чего из областного бюджета затрачено более 400 млн рублей. Как рассказал Павел Таюрский, в эту сумму включены расходы на проектные работы, справочную и исполнительную документацию. «Специально для этих нужд были построены две блок-секции в микрорайоне Первомайском, — рассказывает Павел Алексеевич. — В декабре 2004 года объект был сдан в эксплуатацию, заселение производили только через год — в 2006-м».

Одна из проблем, с которой столкнулись представители администрации и дирекции по строительству моста, — несанкционированная регистрация людей в домах, подлежащих сносу. Были случаи, когда иркутяне, желая отхватить новое жилье побольше, прописывали на своей жилплощади по 20—30 человек. Квартиру, разумеется, требовали не по площади, а по количеству прописанных. Отсюда — задержки с расселением: власти разбирались с законностью регистрации, резонно именуя такие действия спекуляцией.

Для того чтобы сдать второй пусковой комплекс, в 2008 и 2009 годах необходимо было расселить жильцов из 24 домов: из них 12 по улице Коммунистической, остальные — по Комсомольской и Верхней Набережной, а еще четыре усадьбы — по улице Леси Украинки на левом берегу. По словам директора строительства Павла Таюрского, сделать это было весьма сложно, потому что с владельцами некоторых усадеб долго не могли достичь договоренности о стоимости недвижимости. Ситуация осложнялась, когда домом на равных правах владели сразу несколько собственников.

Вот и сейчас, когда идет расселение людей с участка под третий пусковой комплекс (улицы Огарева, Седова, Коммунистическая), подавляющее большинство жителей собирают документы в суд на дирекцию по строительству мостового перехода через реку Ангару.

Люди не согласны с выкупной ценой своих владений

Участок Людмилы Максимовны Белоусовой на улице Огарева достался ей по наследству в 2001 году. Пару лет назад вероятность сноса дома стала реальностью, и женщина поспешила зарегистрировать имущество. Сегодня на площади 7,6 сотки находятся дом, гараж на две машины, баня, дворовые постройки, теплица и насаждения. Естественно, расставаться со всем этим женщина не стремится, тем более за предложенную сумму.

— За последнее время мой участок оценивали три раза, — рассказывает Людмила Максимовна. — Первую оценку сделали в 2008 году. Тогда предложили около пяти миллионов рублей, но не нашлось средств, чтобы выкупить усадьбу. Вторую оценку провели в феврале 2009 года, но датировали октябрем 2008 года, что является противозаконным. Тогда цена выросла в два раза и поднялась выше одиннадцати миллионов рублей. По третьей оценке, проведенной в мае 2009 года, стоимость упала на три миллиона рублей — до восьми миллионов четырехсот тысяч рублей. Теперь они оценивают сотку земли по цене 915 тысяч рублей, тогда как, по данным агентств недвижимости Иркутска, она стоит сегодня 1 миллион 200 тысяч рублей.

Удешевление недвижимости — основная претензия жителей района застройки. Ведь каждому из них потребуется найти полноценную благоустроенную квартиру за предложенную стоимость или равнозначный земельный участок в другом районе города. И тут уже возникают другие проблемы: как правило, редко кто из жильцов согласен менять на новую усадьбу обжитое место, родовое гнездо, даже если оно в запущенном состоянии. «Мне удобно, что дача находится в 10 минутах от дома, — рассказывает Людмила Максимовна. — Я собралась — пришла, собралась — ушла. Живем огородом — каждый год по май включительно у меня есть собственные соленья-варенья».

Руководство дирекции констатирует, что из десяти владельцев усадеб согласие дает только половина. Причина кроется в том, что за последние полгода жилье потеряло в стоимости от 5—6% до 28%. Оценщики, приглашенные дирекцией, объясняют значительное падение цен финансовым кризисом, однако не могут внятно объяснить, почему на каждую отдельную усадьбу цены упали по-разному. Так, у одного из соседей Людмилы Белоусовой усадьба — двухэтажный коттедж и огромный приусадебный участок — «подешевела» разом на 20 млн рублей. А Виктор Леонтьевич Кобылковский за небольшой участок земли размером 4 сотки потерял сразу два миллиона рублей.

Расселят всех. Даже недовольных

Сотрудники дирекции ведут диалог с владельцами каждой отдельной усадьбы. В 2006 году при Министерстве строительства, дорожного хозяйства Иркутской области была создана рабочая группа по вопросу переселения из зоны строительства мостового перехода. В ее состав входят представители администрации города Иркутска и правительства Иркутской области, юристы, специалисты Главного правового управления и отдела по труду при областном правительстве и другие. Еженедельно она рассматривает два-три дела, знает каждый дом, отслеживает ситуацию в каждой семье.

— Из всех переселенцев недовольных и несогласных по разным причинам набирается без малого 85%, остальные 15% воспринимают переселение не так болезненно, а вот довольными остаются и вовсе единицы, — рассказывает заместитель директора ОГУ «Дирекция по строительству мостового перехода через реку Ангару» Павел Кузнецов.

Сами специалисты дирекции называют нонсенсом случай, когда от одного из переселенцев, инвалида II группы А.И.Ольховского, на адрес организации пришло письмо с благодарностью «за хорошую удобную квартиру, которую мне предоставили в хорошем районе города, рядом с больницей, почтой, аптекой, магазинами и автобусной остановкой».

Всего до конца 2009 года запланировано переселение еще 56 жилых домов, на что будет потрачено 140 млн рублей. Количество жильцов постоянно корректируется из-за того, что в процессе работы уточняются собственники домовладений и земельных участков, члены их семей, сейчас цифра составляет 418 человек. Это 30% всех людей, которых осталось переселить. Оставшиеся будут расселены в 2010 году, на что планируется затратить 300 млн рублей.

Люди надеются «вернуться на землю»

Светлана Владимировна Ливахина переехала по новому адресу год назад. Вместо 25 квадратных метров жилой пощади и двух соток земли на улице Комсомольской теперь у нее трехкомнатная квартира в Ново-Ленино. Стареньким домиком Ливахина владела на равных правах с другими собственниками — внуком и внучкой.

Первый раз о сносе своего дома женщина узнала в 1998 году, но переезд стал возможен лишь спустя десять лет. За это время Светлана Владимировна успела вырастить внуков. Когда они подросли и однокомнатного домика с кухней перестало хватать, женщина сделала пристрой в 10 квадратных метров, правда, зарегистрировать не успела, поэтому его не учли при сносе. Год назад домик оценили в 3 млн 13 тысяч рублей. Судиться женщина не стала — устроила предложенная цена.

За год пожилая женщина, всю жизнь прожившая в частном домике, так и не привыкла к новым условиям. В 60 лет Светлане Владимировне пришлось учиться мыться в ванне и узнавать, сколько на рынке и в магазинах стоят овощи — морковь, лук, свекла. А главное — почем картошка, которую раньше выращивали сами, а потому ели не экономя.

Светлана Владимировна сетует, что новое жилье обходится их семье в 10 раз дороже, чем прежний дом. Так, если раньше в среднем ежемесячно за дом платила по 400 рублей (расходы за свет, воду и дрова, суммированные за год и поделенные на 12 месяцев), то теперь квартплата каждый месяц составляет 3 тысячи 300 рублей, с учетом всех льгот.

Сама Светлана Владимировна, чтобы коротать время, вспомнила свои увлечения — вышивку, вязание, шитье. Она все-таки не оставляет надежды «вернуться на землю», для чего хочет разменять квартиру и купить для себя и внучки небольшой частный домик.

Вопрос остается открытым

Работы по строительству второго пускового комплекса близятся к завершению, двустороннее движение по мосту должно открыться к ноябрю текущего года. Если судить по ходу работ, то заявление о запуске движения в обе стороны в ноябре 2009 года звучит вполне реально. Как рассказал руководитель проекта правобережного подхода мостового перехода через Ангару компании СК «ВостСибСтрой» Николай Кузнецов, на правом берегу полным ходом идет строительство основного хода моста с выездом на улицу Коммунистическую.

Одновременно ведется реконструкция автодороги по Верхней Набережной, которая проходит под путепроводом.

По словам Николая Кузнецова, в проект дороги внесено очень много поправок, учитывающих изменение условий строительства. Теперь приходится заменять существующий грунт на скальную породу. Завершить строительство дороги планируется до конца октября.

«Есть еще дорога по улице Провиантской, но это уже мелочи по сравнению с другими объектами», — заметил собеседник. Кроме того, на правом берегу ведется переустройство сетей связи и электрических сетей, оказавшихся в зоне строительства моста и подходов к нему. Работают и над строительством очистных сооружений. Аналогичные работы идут и на левом берегу. «Техники и людей нам хватает, так что работу мы должны завершить в установленные сроки», — заключает Николай Кузнецов. После этого иркутяне наконец-то смогут ездить по новому мосту не только из центра на левый берег.

...Тем временем жители обозначенного выше района замерли в ожидании — пойдет ли дирекция на уступки и примет условия по выкупной стоимости усадеб, или все-таки придется выяснять отношения через суд. Если это случится, то сроки сдачи подъездных путей опять могут сдвинуться, и открытие движения с правого берега на левый и обратно принесет городу желаемое транспортное облегчение только спустя годы.

Четыре фрагмента

Все строительство нового моста разделено на пусковые комплексы.

Первый пусковой комплекс: от улицы 3-го Июля, частично улица Комсомольская (от Верхней Набережной до 4-й Советской), верховое направление моста и частично левобережные подходы — представляют так называемое верховое направление. Движение открыто в октябре 2007 года.

Сдача второго пускового комплекса, или низового направления моста, запланирована на ноябрь 2009 года. В него входят участок основного хода от моста до улицы Коммунистической, участок улицы Верхней Набережной длиной 860 метров, путепровод через улицу В.Набережную, три съезда и правобережные очистные сооружения, а также сам мост (его низовое направление) и левобережные подходы, включающие в себя три съезда, пешеходный путепровод в районе станции ВСЖД «Академическая» и очистные сооружения. Движение по обоим направлениям можно будет пустить, когда будут готовы оба подхода до улицы Коммунистической.

Третий и четвертый пусковые комплексы представляют собой уже не мост, а подходы к нему. Однако без реконструкции улиц, которые будут выводить с моста транспортные потоки, мост будет работать не в полную силу. Работы по третьему пусковому комплексу — реконструкция дорог от Коммунистической до Седова, а позже до Байкальской и Партизанской — запланированы на следующий год. Полностью мостовой переход планируется ввести в эксплуатацию в 2011 году.

«Техпаспорт» моста

Протяженность шестиполосного моста составляет 1615 метров, вместе с переходами и подъездами к мосту — 3770 метров, ширина — более 30 метров. Пропускная способность перехода — 1,8 тысячи автомобилей в час. В строительных работах принимают участие Иркутский завод железобетонных конструкций, Ангарский цементный завод, ОАО Иркутскмостострой, Ангарский завод строительных материалов, территориальная фирма «Мостоотряд № 125» из города Коломны Московской области.

Метки:
baikalpress_id:  29 755