Жалостливые пассажиры

Не все ездят бесплатно, если водитель курит

Уже месяц в иркутских маршрутках действует правило — если водитель курит за рулем во время движения, пассажир может не платить за проезд ни копейки. Как восприняли горожане свое право карать рублем водителей с сигаретой и как реагируют водители на тех, кто не платит, узнавала журналист «Пятницы».

Иркутянка Юлия Шелемина живет и работает в Октябрьском округе города, поэтому общественным транспортом пользуется нечасто. Лучше прогуляться несколько остановок пешком, чем толкаться в автобусе, считает девушка. Но на прошлой неделе ей понадобилось съездить в Ново-Ленино: «Я ехала на тридцатке до конечной. Почти все пассажиры уже вышли, в салоне оставались только я и еще одна женщина. Примерно за одну остановку до моей водитель закурил, но я все равно отдала деньги. Во-первых, не хотелось ругаться и портить себе настроение, а во-вторых, за такой длинный путь двенадцать рублей — не такая уж большая сумма, чтобы устраивать скандал».

И Юлия — далеко не единственная, кто знает о своем праве не платить, но из жалости отдает деньги. Руководители автотранспортных предприятий удивляются: сначала иркутяне требовали наказать курящих водителей, а теперь начали проявлять такие эмоции. «Например, звонила женщина тоже с ново-ленинского маршрута, рассказывала, что, когда водитель закурил, все пассажиры вышли без оплаты, а она деньги заплатила, потому что он совсем молодой и его жалко. Парень звонил, говорит, что водитель 77-го маршрута закурил, сделал три затяжки и выбросил сигарету. Вроде бы пассажиры возмущались, но заплатили, все его пожалели. Наверное, у нас менталитет такой: с одной стороны, хочется людям порядка, а с другой стороны, когда доходит до необходимости наказать, всех жалеем», — рассказывает заместитель председателя некоммерческого партнерства «Объединение автотранспортных предприятий Иркутска» Алексей Колмаков.

Тем не менее прецеденты, когда в салоне запахло табачным дымом и пассажиры воспользовались своим правом не платить за проезд, в Иркутске уже были. Пока совсем немного — всего три: два на ново-ленинских маршрутах и один в автобусе, следовавшем в аэропорт. «Во всех этих случаях весь салон выходил без оплаты. Потом нам звонили пассажиры, говорили, что опасались конфликта, но водители молчали, скандала не устраивали», — подчеркивает Алексей Колмаков.

Сами водители автобусов и маршруток, с которыми мы пообщались на конечной остановке в Иркутском аэропорту, к новому правилу относятся с пониманием — «людям же неприятно дышать дымом». Правда, говорят, что неплохо было бы воспитать и некоторых пассажиров, чтобы не рвали обивку на сиденьях, не бросали в салоне упаковки из-под чипсов и мороженого.

Кстати, иркутским опытом борьбы с курящими водителями уже заинтересовались во многих городах России. По словам Алексея Колмакова, желание перенять этот опыт проявили власти Кемерово, Хабаровска, Саратова, Новосибирска, Томска, Омска. «Нам звонили из администраций этих городов, расспрашивали подробности. Судя по разговорам, проблемы у всех одни», — отметил Алексей Колмаков.

Зачем звонят

Телефон горячей линии по работе автотранспорта Иркутска появился в середине марта. «Первые дни был просто шквал звонков, телефон разрывался. Потом в среднем мы принимали по десять-пятнадцать звонков в день. Летом активность иркутян немного снизилась — сейчас три-четыре звонка ежедневно», — рассказывает заместитель председателя некоммерческого партнерства «Объединение автотранспортных предприятий Иркутска» Алексей Колмаков.

Большинство жалоб от пассажиров связаны с курением водителей и разговорами по мобильным телефонам во время движения. Вот несколько примеров, которые корреспондент «Пятницы» увидела в журнале, где записывают жалобы:

  • маршрут № 10 — «дикий ужас, летел как ошпаренный»;
  • маршрут № 77 — «курит, ужасно едет»;аршрут № 7 — «мат на другого водителя»
  • маршрут № 88 — «чуть человека не задавил»;
  • маршрут № 21 — «поехал на красный свет, все в шоке»;
  • маршрут № 7 — «курил, вез как дрова, дед упал»;
  • маршрут № 7 — «устроил гонки с другим водителем»;
  • маршрут № 7 — «опасный стиль вождения»;
  • маршрут № 21 — «мат в адрес пассажиров»;
  • маршрут № 7 — «щелкал семечки всю дорогу».

Кстати, по телефону горячей линии пассажиры звонят не только жаловаться. Одна иркутская пенсионерка просила поблагодарить и дать премию водителю за вежливое обращение — «очень аккуратно вез и всем выходившим пассажирам желал счастливого пути».

Еще в двух случаях с помощью этого телефона пассажиры смогли найти оставленные в автобусе вещи. «Женщины забыли в автобусах сумочки с кошельками и телефонами, сразу позвонили нам, мы связались с диспетчерами, и водители доставили вещи на конечные остановки», — рассказал Алексей Колмаков.

Куда звонить

Телефоны горячей линии по вопросам работы иркутского автотранспорта:по ново-ленинским маршрутам — 99-24-87, по всем остальным районам — 608-444 .

В ближайшее время планируется запуск сайта иркутских автотранспортных предприятий — www.bas38.ru. По словам Алексея Колмакова, на этом сайте будет размещена информация обо всех иркутских перевозчиках: фотографии и контактные телефоны. Здесь также будут новости и разделы для обращений пассажиров. Сейчас сайт находится в стадии разработки. Ориентировочно он начнет работать с 1 октября.

Загрузка...