Ждем грамотных, амбициозных

В августе Иркутский авиационный завод — филиал ОАО «Корпорация «Иркут» — отмечает 75-летний юбилей. Возраст, по человеческим меркам, вполне зрелый. Для предприятия же это самая что ни на есть молодость. Не случайно средний возраст заводчан — 39 лет. О том, чем живет заводская молодежь, о перспективах, которые сулит работа на заводе, мы беседуем с директором ИАЗ по управлению персоналом Сергеем Полещуком.

— Сергей Георгиевич, авиазавод — огромное предприятие, на котором трудится около 13 тысяч человек. При этом условии просто необходимо постоянное обновление коллектива. Расскажите, из каких источников предприятие черпает новые кадры.

— Если говорить об инженерно-технических работниках, то это выпускники ИрГТУ и Иркутского авиационного техникума (ИАТ). Рабочие кадры поставляет нам профучилище № 2, которое и создавалось в свое время именно как кузница заводских кадров.

— Ну а если у молодого человека нет специального образования, каковы шансы попасть на завод?

— В связи с началом серийного производства учебно-боевого самолета Як-130 мы в последнее время активно набирали новые кадры — только с начала 2009 года численность работников завода выросла почти на 800 человек. Так что шансы устроиться на завод вполне реальны, было бы желание научиться и в дальнейшем совершенствовать свой профессиональный уровень. Для этого на заводе созданы все условия. Прежде всего это наш уникальный Учебно-производственный центр (УПЦ), на базе которого постоянно проходят обучение группы новичков — будущих сборщиков-клепальщиков, фрезеровщиков, токарей, слесарей. Обучение бесплатное. Более того, все четыре месяца учебы ребята получают неплохую стипендию. А по окончании этого срока сдают «дипломы» — собственноручно изготовленные детали. Если комиссия оценивает работу положительно (а так бывает в большинстве случаев), то рабочего отправляют уже непосредственно на производство.

Однако учеба в УПЦ — не конечный, а лишь начальный этап. При желании любой молодой рабочий может без отрыва от производства окончить и вечернее отделение авиатехникума, которое расположено прямо на заводской территории. Также есть возможность за счет завода получить высшее образование в ИрГТУ. Кроме того, ежегодно около трех тысяч заводчан повышают свою квалификацию. Для инженеров учеба организовывается как в Иркутске, так и в Москве, Санкт-Петербурге и других городах. А как иначе? Современная техника, которой оснащен завод, и внедряемые у нас передовые технологии требуют постоянного обновления знаний.

— Что ж, программа внутризаводской подготовки впечатляет. Ну а за пределами предприятия заводчане могут поучиться?

— Разумеется. К примеру, программа подготовки управленческих кадров — так называемая президентская. Как известно, программа действует в Иркутской области с 1998 года на базе двух вузов — Иркутского государственного университета (Байкальская бизнес-школа) и Байкальского государственного университета экономики и права. Участвуют в ней, как правило, представители крупных промышленных и коммерческих предприятий региона (ВСЖД, Иркутскэнерго, Саянскхимпласт, лесозаготовительные предприятия). От Иркутского авиазавода в программе ежегодно принимают участие по 10—15 наиболее перспективных молодых специалистов. Поскольку перед президентской программой изначально ставилась задача подготовки управленцев, то практически все ее участники попадают в кадровый резерв предприятия и многие вскоре получают повышение по службе. У нас на заводе программу в свое время освоили нынешние заместитель директора по экономике и финансам Михаил Балк, начальник заготовительно-штамповочного производства Юрий Ягомост, начальник отдела совершенствования процессов Дмитрий Куксанов, начальник отдела кадров Игорь Грейзе... Участие авиазавода в программе продолжается, и сейчас мы готовим список кандидатов на очередной учебный год.

— Авиазавод — предприятие с обширными деловыми связями не только в России, но и за ее пределами. А за границу на учебу своих специалистов посылаете?

— Идея зарубежных стажировок зрела давно. Наконец в этом году ее удалось реализовать. В программе, инициированной Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК), могут участвовать и перспективные молодые специалисты, уже работающие на заводе, и наиболее успешные студенты высших и средних учебных заведений, которые в будущем твердо намерены связать свою судьбу с нашим предприятием. Нынешняя стажировка, в которой приняли участие трое заводчан, два студента ИрГТУ и один представитель авиатехникума, проходила на предприятиях концерна Airbus, расположенных в Германии и Франции. Конечно, впечатлений оттуда ребята привезли массу... Отрадно, что и в ОАК очень высоко оценили подготовку наших сотрудников: сыграло свою роль то, что в рамках программы международной промышленной кооперации ИАЗ уже сотрудничает с концерном Airbus, поэтому наши ребята лучше других знают требования, предъявляемые к сотрудникам Airbus. В целом же это в очередной раз показало, что общий профессиональный уровень кадров на нашем заводе очень высок. Недаром попасть к нам на стажировку стремятся студенты ведущих авиационных вузов страны. К примеру, этим летом на Иркутском авиазаводе побывала группа студентов Технического университета имени Туполева и авиационно-технического колледжа имени В.П.Дементьева (Казань). Ребята посетили заводские подразделения, ознакомились с новыми технологическими процессами, прослушали лекции специалистов завода. Особое впечатление на них произвело большое количество современного оборудования, высокий уровень культуры производства, подготовки специалистов, да и сам масштаб нашего предприятия. А недавно мы получили благодарность от ректора казанского университета за блестящую организацию практики, что, безусловно, радует...

— То есть всем, кто хорошо трудится, стремится повысить свой профессиональный уровень, завод готов предоставить все возможности для роста...

— За 75 лет существования на Иркутском авиазаводе накоплен колоссальный опыт по производству авиационной техники. Без всяких преувеличений, сегодня это предприятие мирового уровня, которому есть что показать, чем гордиться. Что еще более важно — есть серьезный задел на будущее, призванный обеспечить нашему заводу стабильную работу на ближайшую перспективу. Поэтому будем рады видеть в рядах своих рабочих и инженеров перспективную, грамотную, амбициозную молодежь. Сотрудничество будет действительно взаимовыгодным.

Владимир Корякин, председатель совета молодежи ИАЗ:

— Впервые совет молодых специалистов (СМС) появился на заводе еще в 60-е. Его работа по адаптации на производстве новичков, организации досуга молодежи была достаточно эффективной. Однако в перестроечные годы деятельность СМС, как и многих других общественных объединений, фактически сошла на нет.

Но как только экономическая ситуация в стране и, в частности, на нашем предприятии стала выправляться, возобновилась и работа совета молодежи. Сегодня совет — полноправная заводская организация. Существует на законном основании, поскольку в этом году было согласовано и подписано положение о работе СМ. Важно и то, что с 2008 года в коллективном договоре, подписанном руководством завода и профсоюзной организацией, теперь имеется целый раздел о работе с молодежью. Все это в комплексе поможет отладить полноценный диалог между руководством предприятия и молодежью и, как следствие, будет способствовать главной цели — закреплению молодых кадров на заводе.

Работа совета ведется по нескольким основным направлениям. Прежде всего это организация конкурсов профессионального мастерства, турслетов, спортивных соревнований и вечеров отдыха для заводской молодежи. Средства на все это выделяют администрация завода и профсоюзный комитет.

Стратегическая задача совета в том, чтобы сплотить вокруг себя наиболее активных, способных, обладающих лидерскими качествами молодых специалистов и рабочих. И до сих пор справляться с ней совету было вполне по силам. Неслучайно большинство тех, кто когда-то работал в совете, из рядовых сотрудников выросли до руководителей целых подразделений.

Серафим Арляпов, и. о. ведущего инженера по подготовке производства отдела 546 ИАЗ, участник первой стажировки работников завода за рубежом:

— Наша стажировка проходила с 19 по 29 июля нынешнего года в Тулузе, в Институте Aeronautique et spatial. Основные ее темы — организация работы предприятия, управление кадрами, оптимальный выбор партнеров и включение их в цепочку поставок. Разбирали различные проблемные ситуации, которые могут возникнуть при этой работе, учились их преодолевать. За десять дней получили массу полезной, четко структурированной информации.

Вместе с тем краткосрочность стажировки не позволила нам глубоко вникнуть в рассматриваемые вопросы. На мой взгляд, чтобы эффект от стажировок был выше, нужно либо сузить круг задач, либо увеличить продолжительность пребывания стажеров за рубежом. Впрочем, это был только первый опыт. Думаю, в будущем организаторы обязательно найдут оптимальный формат.

Теперь что касается наиболее ярких впечатлений. Хочу сразу сказать, что мы на их фоне выглядим отнюдь неплохо и могли бы во многих производственных вопросах поделиться накопленным опытом. С другой стороны, есть чему поучиться и нам. К примеру, первое, что бросается в глаза за заводе Airbus, это очень грамотная подготовка производства, оснащение рабочих мест — абсолютно все продумано для удобства работников. Кроме того, любопытной мне показалась их система управления персоналом.

Большое впечатление произвела лекция по производству деталей из композитных материалов, во время которой мы посещали специальную школу, видели и само оборудование, и процесс обучения французских специалистов. Есть надежда, что и у нас новая технология будет освоена без особых проблем.

Михаил Балк, заместитель директора по экономике и финансам — начальник отдела 305 ИАЗ, слушатель первого набора президентской программы подготовки управленческих кадров:

— В числе первых восьми заводчан я проходил обучение на базе Сибирско-американского факультета ИГУ (теперь — Байкальская бизнес-школа). Основной темой у нас был «Стратегический менеджмент». Лекции и практические занятия вели очень авторитетные преподаватели ведущих вузов Москвы и Санкт-Петербурга, были в их числе и иностранцы. Уровень преподавания был очень высок, что и позволило нам усвоить огромный пласт информации по теме. Этот бесценный багаж знаний уже не раз пригодился мне в работе.

А после учебы у нас была стажировка в Японии, в ходе которой мы также прослушали несколько интересных лекций, посетили ряд японских предприятий, в том числе заводы компаний Toyota и Panasonic International. Конечно, непосредственное знакомство с системой менеджмента ведущих компаний Японии было очень полезно.

Еще один позитивный итог обучения на САФе состоит в том, что за эти восемь месяцев у каждого из нас появилась масса новых знакомых — таких же, как мы, начинающих менеджеров с других крупных промышленных предприятий региона.

Считаю, что обучение по президентской программе, безусловно, приносит огромную пользу каждому из ее участников. Отрадно, что Иркутский авиазавод продолжает направлять туда своих сотрудников.

Метки:
baikalpress_id:  29 699
Загрузка...