За рекламу наказали деньгами

Сотрудники управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области собрали миллион рублей штрафов за безграмотную рекла

Многие знают, что существует управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области. В его структуре есть отдел контроля рекламы. Сотрудники этого отдела знают о рекламе все, они замечают нарушения, идя с работы, гуляя по улице и покупая продукты к ужину. «Всю рекламу, конечно, отследить невозможно, — улыбаются они, — но мы работаем не покладая рук». Кстати, в отделе уверяют, что их главная цель — не наказать, а научить. На днях антимонопольщики озвучили сумму штрафа, которую они собрали с нарушителей рекламного законодательства. Проштрафившиеся перечислили 1 миллион 31 тысячу рублей за первые шесть месяцев 2009 года. Наказаны 2 гражданина, 16 должностных и 18 юридических лиц. О наиболее интересных и типичных случаях нарушений в рекламе «Пятнице» рассказала Ульяна Бевзюк, исполняющая обязанности начальника отдела контроля рекламы управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области.

740 тысяч из миллиона

Самая крупная сумма штрафов выпала на долю ОАО «Байкалфарм», рассказывают в управлении: «Ликеро-водочная компания размещала рекламу в журналах «Выбирай соблазны большого города» и «Автолэнд», не соблюдая всех требований рекламного законодательства. Одно из нарушений — пометка о том, что алкоголь вредит здоровью, занимает площадь меньше положенных десяти процентов от журнальной страницы. К тому же сама эта пометка сообщает читателям журнала, что «только чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью», притом что давно доказано — любое количество алкоголя вредно для человека, и именно с таким смыслом должна быть предупреждающая надпись».

Несмотря на то что конкретной формулировки для этих пометок не существует, «Байкалфарму» пришлось заплатить немалый штраф — лингвисты, подготовившие заключение для антимонопольщиков, подтвердили сомнительность предупреждения. «Есть закон, в котором сказано, что реклама алкогольной продукции не должна содержать информации о том, что эта продукция безвредна или полезна для здоровья, — объясняет Ульяна Викторовна. — А из контекста этой фразы можно сделать вывод, что если пить немного, то это и не вредно».

Кстати, в тех же журналах, где рекламируется водка, есть страницы, на которых «Байкалфарм» вообще ничего не сказал о вреде алкоголя. В совокупности обнаруженных нарушений (всего 8 случаев) «Байкалфарму» насчитали 740 тысяч рублей штрафов.

Не путать понятия

— Очень много нарушений в рекламе, связанных с упоминанием кредитов, — говорит Ульяна Бевзюк. — Например, мы видим рекламу фирмы, устанавливающей пластиковые окна. Там сообщается, что окна можно приобрести в кредит. Использовав слово «кредит», рекламодатель автоматически обязан указать наименование банка, который этот кредит готов предоставлять. К сожалению, это правило выполняют очень немногие.

Кстати, как отмечают в управлении, довольно часто рекламодатели путают понятия и от этого страдают. Например, какая-то фирма готова поддержать покупателя в трудное время и предлагает товар в рассрочку. То есть берет на себя риск — клиент заберет товар, оплатив только часть стоимости, а остальное частями же принесет в ближайшие месяцы. Фирма распространяет рекламу и ждет клиентов. Но вместо клиентов, которые так и остались в неведении о том, что под словом «кредит» кроется «рассрочка», в фирму приходит постановление о штрафе...

— Многие рекламодатели обижаются потом, очень расстраиваются, объясняют, что перепутали слова, что имели в виду платеж в рассрочку, а не банковский кредит, но уже поздно — информационный закон нарушен, а незнание закона, как говорится, не освобождает от ответственности, — говорят антимонопольщики.

Что касается банков, то и они порой не особо следят за правильностью подачи собственной рекламы. Возьмем, например, проштрафившийся банк «Электроника». В бесплатном журнале «Выбирай соблазны большого города» он разместил сообщение о вкладе под названием «Русская зима» и указал, что годовая процентная ставка — до 12%. Над знаком процентов — звездочка. Читаем в сноске: «Подробности на сайте таком-то...» «Вот это и есть нарушение, — объясняет Ульяна. — В законе сказано, что если указываешь одно из условий вклада, в данном случае это информация про 12% годовых, то необходимо указать и все остальные, а не отправлять клиента на какой-то там сайт».

«Фильтр» с маслом

Компании «Фильтр» пришлось заплатить 80 тысяч рублей за использование образа медсестры в наружной рекламе своей фирмы. «Согласно закону о рекламе, использовать образы медицинских работников можно только в рекламе медицинских товаров и услуг», — пояснили в управлении. Узнать, кто придумал этот откровенно пошлый рекламный ход (фривольного вида медсестры с огромными шприцами стоят у автомобиля. — Авт.) для завлечения на станцию техобслуживания клиентов, не получилось — руководитель компании «Фильтр» Сергей Борисович Нескоромных отказался от комментариев. Впрочем, и без комментариев все понятно. Похоже, СТО «Фильтр» недооценивает умственные способности своих клиентов, считая, что автовладельцам достаточно нарисовать медсестричку в супермини — и все они тут же потоком хлынут в «Фильтр». Возможно, кто-то и клюнул на образ медсестер, припомнив свои эротические фантазии, но остальных потенциальных клиентов наверняка такой развязностью только оттолкнули.

В управлении Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области отметили, что «Фильтр» сразу устранил нарушения и снял все плакаты с рекламных щитов. Вот что написано на сайте компании «Фильтр» в разделе «Новости» (орфография и пунктуация сохранены): «Завершена работа над новым образом Компании. Очеровательных девушек в откровенных халатиках сменил авторитетный мастер-профессионал «Фильтр». Он знает об автомобилях все. Вежлив и учтив, конечно же, отзывчив». Теперь на главной странице этого сайта, где еще недавно красовались медсестры с гигантскими шприцами, мы видим «железного дровосека» с леечкой.

Основные требования к рекламе

  • Текст на рекламных щитах должен быть читаем.
  • В телевизионных рекламных роликах, например, текстовые сообщения должны оставаться на экране столько, чтобы человек мог успеть их прочитать.
  • У каждого рекламного модуля на газетной странице должна стоять пометка «реклама», иначе штраф ляжет на газету, а не на рекламодателя. (Это не относится к изданиям рекламной направленности, в которых реклама занимает не меньше 40% площади.)
  • В рекламе алкоголя не может участвовать человек. Кстати, назрело создание прецедента о признании ненадлежащей рекламы алкоголя с использованием голосов и диалогов людей, какая встречается на экранах ТВ и в радиоэфире.
  • Если в рекламе угадывается логотип определенной марки алкоголя, хотя сама марка и не позиционируется прямо, это также будет признано рекламой алкогольной продукции. На нее распространяются все установленные правила и ограничения. Например, если разместить элементы логотипа популярной водки на баннере (а это запрещено), придется платить штраф.
  • Наружная щитовая реклама пива не должна размещаться ближе чем за сто метров до образовательных, медицинских, детских и спортивных сооружений.

Почем нарушения

— Штраф может быть от 40 тысяч рублей до 500 тысяч. За одно и то же нарушение могут назначить штраф в размере 40 тысяч, и 100, и 200 — размер зависит от многих факторов. Например, если это повторное нарушение, допущенное одной и той же организацией, значит, штраф будет выше. Решается этот вопрос руководителями УФАС. Безусловно, рекламодатель может обжаловать решение в суде.

Куда уходят деньги

Согласно закону о рекламе, 40% от общей суммы штрафов поступят в федеральный бюджет, остальное — в областной. «Наша цель — не собирать штрафы, а добиться соблюдения всех правил и законов о рекламе, — говорят антимонопольщики. — Надеемся, наступят времена, когда нарушителей не станет».

Бдительные граждане помогают

Наверняка у многих возник вопрос: а как же специалисты из антимонопольного комитета отслеживают всю рекламу и выискивают все нарушения? «Всю рекламу отследить невозможно, ее невероятно много, — говорят в управлении. — О нарушениях мы часто узнаем от простых граждан — нам звонят и рассказывают, кто где что заметил. К тому же мы проводим рейды по улицам города и области, проверяем наружную рекламу. Еще примерно раз в год приходим в редакции печатных изданий, берем подшивки и смотрим, какую рекламу они размещали, нет ли в ней нарушений. Работы очень много, и мы были бы рады, если бы внимательные граждане звонили нам и сообщали о нарушениях. Телефон 24-23-12. Также можно отправлять письма по почте или оставлять сообщения на сайте организации irkutsk.fas.gov.ru.

Загрузка...