Религия в школе

Поможет ли религия нашим детям стать счастливее?

"Основы религиозной культуры" в качестве нового предмета, похоже, все-таки появятся в расписаниях занятий российских школ. На прошлой неделе президент, несмотря на очень противоречивые мнения и острую полемику в обществе, поддержал преподавание в школах России основ религиозной культуры, истории религии и светской этики. Пожалуй, Дмитрий Медведев поспешил выказать свою поддержку такому спорному нововведению: ведь общественность очень остро реагирует на любые высказывания по этой теме. Одни считают, что только с помощью религиозных идей российских детей можно направить в правильное русло. Другие категорически против, полагая, что детям будут навязываться клерикальные взгляды. Учитывая, что вопрос преподавания в школе религиозных положений в некотором роде меняет подходы к образованию вообще, "Пятница" решила посвятить этой теме серию публикаций, в которых бы отражались мнения как за, так и против.

Евгений Щербаков, кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Российской академии правосудия, безоговорочно поддерживает инициативу президента Медведева и уверен, что противники нововведения просто отрабатывают заказ неких сил, заинтересованных в том, чтобы Россия оставалась сырьевым придатком Запада.

По его мнению, ни одно общество, ни одно государство не может существовать без внятной и всеми разделяемой идеологии, только на голых принципах товарно-денежных рыночных отношений. Любой человек задает себе вопрос: зачем он живет, к чему он должен стремиться, что такое хорошо и что такое плохо? Ответы на эти вопросы во все времена давала церковь.

- Нашей политической элите, по всей видимости, стало понятно, что вне обращения к православной культуре воспитать духовно-нравственные качества у подрастающего поколения нельзя. Наука никаких основ нравственности не дает. Бизнес - тем более. Скажите мне: почему нельзя воровать? Ведь, в принципе, а почему бы не украсть, если плохо лежит. Почему надо чтить отца? Кто может доказать это? Наука не может этого объяснить. Бизнес тоже. Вне религии мы этих качеств в человеке не воспитаем никогда! И Дмитрий Анатольевич Медведев понимает, что вне этого духовно-нравственного воспитания страна развалится. Он проявил волю, ибо, конечно же, знал, что некоторые начнут кричать о недопустимости нововведения. Не секрет, что в стране существуют силы, прежде всего экономические и политические, которые крайне не заинтересованы в том, чтобы Россия обретала себя, свое собственное лицо, вес в этом мире.

Религиовед считает абсолютно несостоятельными страхи некоторых оппонентов нововведения по поводу роли Русской православной церкви в этом вопросе.

- Она никогда не претендовала на руководящую роль, - убежден Евгений Щербаков, - это можно увидеть только воспаленным взглядом. РПЦ действует строго в конституционном поле. Она никогда не принимала участия в политических играх и борьбе за власть, не занималась разжиганием межнациональных и межконфессиональных страстей. Церковь бежит от всякого рода вопросов управления государством и обществом. Церковь заботится о человеческой душе. И мне непонятно, что может вызывать отторжение и неприятие в деятельности РПЦ, ее учении. Почему мы отгораживаемся от нее? Что она делает плохого? Чем она мешает стране? Человеку? Как она подавляет его свободу?

Религиовед убежден, что, живя в России, среди русских людей, мы должны прежде всего говорить о Русской православной церкви и православной культуре.

- Восемьдесят процентов населения нашей страны так или иначе идентифицируют себя с православием. Я глубоко убежден, что историю РПЦ, а вместе с ней историю России мы поймем только тогда, когда будем рассматривать церковь как духовный и нравственный фундамент всей русской цивилизации. Я считаю, что в процессе преподавания православной культуры в школе детям должны прививаться уважение и любовь к нашей истории. Тогда и история русского православия займет важнейшую нишу. Мы же не можем представить историю России без православия.

- Все это хорошо, но как все это реализовать на практике, учитывая реалии нашей российской школы, с вечной нехваткой учителей, с качеством их подготовки?

- Знаете, всегда, когда мы не хотим что-то делать, мы коллекционируем трудности. У нас вообще многое не делается под тем предлогом, что, дескать, все разворовывается. Но тот, кто хочет что-то делать, ищет пути. Естественно, проблема отсутствия исходной базы существует. Но все эти трудности преодолимы. Так, в Иркутском государственном университете создано отделение, которое готовит религиоведов. Разрабатываются методы обучения, пишутся учебники.

- Вас не волнует, что одни дети пойдут на ислам, вторые - на буддизм, третьи - вообще на светскую этику? И на этой почве могут возникнуть всяческие обиды, насмешки и даже трагедии.

- Это совершенно надуманная проблема. В России 80 процентов населения - русские, и по всем соцопросам примерно 80 процентов идентифицируют себя именно как православные. Я думаю, что это будут уроки православной культуры, где соберутся все ученики. Конечно, в Татарстане, на Кавказе и, возможно, в Улан-Удэ ситуация будет несколько иной.

- Знаете, мне очень трудно представить, что современный подросток, который в сотни раз более информирован, чем иной взрослый, будет воспринимать все на веру. А вдруг он просто из противоречия заявит, что не пойдет на православную этику, а пойдет на буддизм? Что с этим делать?

- Ну конечно! Они заявят все что угодно! Давайте вообще тогда откажемся от понятия воспитания, и пусть растут как трава. Но ведь они не будут расти как трава, потому что они каждое мгновение впитывают в себя колоссальный поток рекламы. Мне странно, что никто почему-то не возмущается, что из наших детей выращивают чистых потребителей. Думаю, что все родители хотят, чтобы его ребенок вырос прежде всего разумным, трезвым, свободным, способным выстоять в трудных ситуациях. Чтобы у него был фундамент духовно-нравственный, стержень.

- Но фундамент может заложить только человек, который пользуется у детей и подростков авторитетом. Таких очень мало.

- Естественно... Но смотрите, православная церковь, что бы с ней ни делали, как бы ее ни уничтожали физически, как бы ни пытались ошельмовать, она стояла как столп и стоит до сих пор. И не сдвинулась со своих позиций ни на йоту. Чей авторитет может быть выше?! Какого политика или научного гения? Церковь - сама по себе авторитет. Другое дело, что если мы будем вбивать эти знания линейкой и указкой, то толку не будет. Надо это делать разумно и с любовью, тогда все получится.

- Вас не настораживает, что упор делается именно на преподавание православия? Но без других направлений христианства картина будет неполной. Может, правильнее преподавать христианство в едином потоке?

- Да какое нам в России дело до других?! Разумеется, говоря о православии, ни католицизм, ни протестантизм обойти невозможно. Но мне странно, что люди, живущие в России, занимают такую позицию, ведь католицизм и протестантизм - есть отпадение от христианства.

- Но мы живем в большом, многообразном мире. Нужно ли нам огораживать себя какими-то искусственными границами? Зачем изолироваться от других? Обосабливаться?

- Мы живем в России! И границы России, в том числе и культурные, и духовные, никогда не были искусственными. Может быть, так Бжезинскому хочется да еще "Эху Москвы". Это стремление к миру без границ привело к тому, что Советского Союза нет, и если так будет продолжаться, то через двадцать лет наши дети будут под китайцами и будут изучать даосизм, в лучшем случае. А в худшем - будут работать на плантациях китайских. Вот так! Вы думали, что мир без границ и все друг друга в этом мире любят? Нет, мир без границ - наших границ - приведет Россию к дальнейшему расчленению. Вам хочется этого? Почему в американских школах каждый день начинается с поднятия флага? Они обосабливаются, им можно. А нам нет, что ли? Они молятся на свой флаг и свой гимн. А когда мы начинаем изучать свои культурные и духовные традиции, нам говорят об угрозе изоляции.

Что будут преподавать

В качестве эксперимента предмет должен быть введен в 18 регионах России уже в ближайшее время, а к 2012 году власти хотят "распространить наработанную практику на всю страну". Предмет будет называться "Духовно-нравственное воспитание" и должен состоять из трех модулей на выбор: можно будет учить либо основы одной религии, либо всех основных мировых религий, либо светскую этику.

Уважаемые читатели "Пятницы", а вы хотите высказать свое мнение на тему "Религия и школа"? Что вы думаете по этому поводу? Присоединяйтесь к дискуссии, поделитесь своими рассуждениями. Мы ждем ваших звонков и писем.

Метки:
baikalpress_id:  11 623