Чудом выжила

Пятидесятидвухлетняя жительница Слюдянки провела в лесу 17 дней без еды, теплых вещей и палатки

Теперь Людмила Герасимова будет праздновать два дня рождения в году. Поход в лес за черемшой обернулся для нее двухнедельным голодом и скитаниями. Несколько дней около жительницы Слюдянки ходили медведь и изюбри, но никто из животных не напал на женщину. Спасло ее настоящее чудо — у сплавщика сломалось весло как раз в том месте на берегу реки, где лежала без сознания Людмила! Сейчас женщина чувствует себя замечательно и снова собирается в тайгу. О том, какими были для нее эти дни, сегодня в «Пятнице».

Сосед

Двадцать пятого июня Людмила вместе со своим соседом, 46-летним Андреем Лихачевым, отправились на один день в лес за черемшой.

— Я на эту гору ни разу не ходила, — рассказала «Пятнице» Людмила. — Этот район называется «восьмой заявкой». Пойти туда мне предложил сосед, он сказал, что те места знает хорошо и ориентируется в них. Утром мы вышли из города в лес. Поднялись в гору по тропе на 10—15 километров. Перекусили. Еды у нас было только на один день, вечером мы собирались вернуться домой, но... В половине шестого вечера Людмила Герасимова засобиралась домой. В лесу она ориентировалась хорошо и с детства ходила то за черемшой, то за ягодами, грибами, орехами. Отец у жительницы Слюдянки был геологом.

— По пути в лес у нас было несколько опознавательных знаков, — говорит Людмила. — Ориентировались по горелым деревьям, но Андрей сбил меня с правильного пути, перепутав опознавательный знак. Послушалась я его на свою беду. Мы заблудились. Шли, шли — нет тропинки на трассу, а куда дальше идти — не знаем. На улице темнело. Я предложила соседу не искать нашу тропинку и пойти напрямик через лес. Вокруг бурелом, канавы. Идти стало сложно. Вышли в распадок между горами. Скалы, ущелье. Я говорю Андрею: «Давай по камням будем потихоньку спускаться, я знаю, что это ущелье нас куда-нибудь обязательно выведет». Идти было все труднее, а сосед еще недавно сложную операцию перенес. Зачем он только в лес пошел? Решили заночевать прямо на скалах. Есть уже было нечего, в рюкзаке оставалась только одна банка консервов и собранная черемша. Мы костер развели и прямо на камнях переночевали.

Наутро чуть свет решили, что будем пробираться по скалам дальше. Андрей прошел около 15 метров и сказал, что ему плохо, ноги сильно болят. Мы присели отдохнуть, через 20 минут поднялись, и тут Андрей упал, его затрясло: случился эпилептический припадок. Страшное зрелище. Одни в лесу — и тут такое. Я не знала, что мне делать. Облила его водой из фляжки. Повернула голову соседа к себе, а он синий, глаза огромные, смотрит на меня. В припадке он схватил меня за шею. Ну все, думаю, сейчас меня задушит. Хорошо, что припадок через несколько секунд прошел. Андрей потерял сознание, и я попыталась привести его в чувство. Сделала искусственное дыхание, и сосед пришел в себя. В тот день идти он уже не мог. Пришлось еще одну ночь ночевать на камнях.

Голодный обморок

На следующий день Андрей Лихачев уже совсем не мог идти самостоятельно — у него обострился сахарный диабет. Он попросил Людмилу поскорее бежать за помощью, искать в лесу людей и дорогу к населенному пункту, вызывать МЧС.

— Я сказала соседу, чтобы он никуда не уходил с этого места, чтобы знать, в каком районе его искать, и поскорее вывезти из тайги, — вспоминает Людмила. — Я побежала искать дорогу домой. Увидела речку. И тут силы начали меня покидать, все-таки два дня провести без еды очень сложно. Я ослабла. Села между камнями у речки, а потом упала без сознания. Как я сейчас уже понимаю, у меня начался голодный обморок, который длился много дней... На несколько минут я приходила в сознание, доползала до ручья, набирала воду во фляжку и снова засыпала. Слышала, как надо мной кружил вертолет. По ночам недалеко от меня, в лесу, ревел медведь, но мне не было страшно. Я ничего не чувствовала, не было никаких эмоций, только галлюцинации. Полное безразличие и бессознательность. Я готовилась умереть. Несколько раз в день только пила воду и ела черемшу из рюкзака, которую собрала, но скоро она начала гнить. Есть было совсем нечего.

Тем временем дочь Людмилы забила тревогу. Через два дня после пропажи матери она обратилась за помощью в подразделение Байкальского поисково-спасательного отряда Слюдянки.

То ли медведь, то ли человек

— Одиннадцатого июля, как мне потом сказали, утром сквозь сон я едва услышала какой-то звук, как будто кто-то рядом со мной закашлял, — говорит 52-летняя жительница Слюдянки. — Подумала, что это медведь где-то рядом ходит. Практически никаких признаков жизни я уже не подавала. Лежала на песке рядом с камнями у речки. Ко мне подошел кто-то и спросил: «А ты чего тут?» Я поняла, что ко мне подошел мужчина. Мой спаситель. Еле слышно я смогла прошептать ему: «Потерялась».

Мужчина оказался сплавщиком из Тайшета. Он переплывал горные реки, и возле места, где без сознания лежала Людмила, у него сломалось весло. Он вышел на берег, чтобы починить его, и чудом нашел на берегу умирающую женщину. Мужчина не поверил, когда она открыла глаза. Думал, Людмила уже мертва.

— Мужчина вынес меня из леса домой, — вспоминает 52-летняя женщина. — Я была в плохом состоянии, не могла говорить, помню только, что моего спасителя зовут Алексеем. Он меня сразу же, как нашел, накормил, разжег в лесу костер. Я же 15 дней лежала на земле. У меня и палатки не было. Укрывалась целлофаном, костер не могла развести, поэтому, может быть, лесные звери меня не заметили и нападать не стали. В городе мне сразу же вызвали скорую помощь. Врач сказала, что у меня истощение и низкое давление. Я на человека не была похожа — один скелет, обтянутый кожей. Меня увезли в больницу, но уже через несколько дней выписали домой. Самое удивительное, что никаких особых болячек после голодного похода медики у меня не обнаружили. Я могу ходить, хотя полностью отек с ног не спал, сейчас немного хромаю. Обострились заболевания поджелудочной железы и желудка.

Не дождался помощи

До трассы из тайги Людмиле оставалось дойти 10 километров. Тело Андрея Лихачева сотрудники подразделения Байкальского поисково-спасательного отряда нашли 15 июля в верховье горной реки, там, где его оставила Людмила. Мужчина умер 12 июля, не дождавшись помощи, хотя Людмила к тому времени уже вернулась домой и сразу же сообщила координаты для поисков Андрея сотрудникам МЧС Слюдянки. Но слишком тяжело было найти мужчину в труднопроходимой тайге, тем более он уже не мог откликаться и звать на помощь. Скорее всего, последние дни Андрей находился без сознания. Подруги Людмилы Герасимовой говорят, что у женщины прекрасное здоровье, она много работает дома по хозяйству, именно это и помогло жительнице Слюдянки выжить в тайге в экстремальных условиях.

— Я поверила в Бога, теперь точно знаю, что он есть, — рассказывает Людмила. — Именно он спас меня от неминуемой смерти. Оставил дальше жить на этой земле, значит, ему это нужно, кому-то я еще пригожусь. Теперь мне ничего не страшно. Даже больше скажу, я в лес пойду снова. Не могу жить без нашей сибирской природы, ее необыкновенной красоты.