Поэзия и кризис

Несмотря на жесточайший экономический кризис (а возможно, и кризис в некоторых умах), на этой неделе в Иркутске с большим успехом прошел международный фестиваль «Поэзия на Байкале», в котором приняли участие ведущие поэты России и русского зарубежья. На этот раз фестиваль неожиданно вызвал огромный интерес не только со стороны профессиональной поэтической общественности, но и обычных граждан.

Пришло и зазвучало

Казалось, еще совсем недавно многие люди были всерьез уверены, что общество потребления и поэзия — вещи несовместные. Однако в сегодняшней России наблюдается настоящий ренессанс поэзии. Это становится модно, востребовано, начала развиваться клубная поэтическая культура. Появилось множество интересных самобытных авторов. О фестивале и о месте поэзии в современном мире мы попросили рассказать координатора фестиваля «Поэзия на Байкале — 2009» Игоря Альбертовича Дронова, бухгалтера по специальности и поэта по жизни.

— Игорь, расскажите немного о самом фестивале. Это ведь уникальный в своем роде проект.

— Фестиваль проходит вот уже девять лет. Его традиции заложил иркутский поэт Анатолий Иванович Кобенков, и после его смерти были сомнения: а стоит ли проводить фестиваль вообще... Но мы убеждены, что нужно. Люди готовы слушать поэтическое слово, готовы его воспринимать. И фестиваль 2009 года отличается от прежних тем, что мы решили вовлечь в его орбиту как можно больше людей. Поэтому на этот раз пригласили бардов. Я считаю, что они сегодня представляют очень актуальную поэзию.

— В итоге получилось не хуже, чем в прошлые годы. И по представительству этот фестиваль не уступает. Одно имя Бахыта Кенжеева чего стоит.

— Я думаю, что это самый представительный фестиваль по именам и по их реальной значимости. Даже в сравнении с первым фестивалем, на который приезжали такие выдающиеся поэты, как Юрий Кублановский, Олег Хлебников, Александр Кушнер... А сейчас у нас все участники — звезды первой величины! Все!

— А каково это, провести сегодня, в условиях кризиса, поэтический фестиваль — абсолютно некоммерческий? Ведь это не конкурс красоты и не экономический форум. Вам кто-нибудь помогал?

— Если бы я знал, через что мне придется пройти и еще предстоит пройти, я бы сто раз подумал. Насчет финансирования я вам по секрету скажу: мы этот фестиваль без денег проводим. Помогают люди, предоставляют залы для встреч. А все остальное мы делаем за свой счет.

— В 60-е годы прошлого века поэты собирали в СССР огромные стадионы. Затем интерес к поэзии возродился в конце 80-х. Потом — вроде как перегорели, и пошли разговоры, что поэзия никому больше не нужна. А тут вдруг снова намечается поэтический ренессанс. Откуда? Почему?

— Это маятник! От материального к духовному! Так всегда было. Может, вы удивитесь, но я считаю, что кризис — это хорошо. Хотя мне он все испортил, но тем не менее я счастлив. Понимаете, маятник снова качнулся в сторону духовного. Люди начали сознавать, что телевизор, стиральная машина, пылесос не сделали их счастливыми. Что чего-то не хватает, что есть другие ценности.

— Можно ли сказать, что поэзия в наше лицемерное время остается единственной возможностью для самовыражения, единственным островком свободы духа и способом анализа действительности? Того, что с нами происходит?

— Да, это так. Любой вызов, который дает время, всегда имеет адекватный ответ. Кстати, по поводу поэтического бума, этому очень способствовал Интернет, хорошие тексты стали доступны. Также этому способствовал Иосиф Бродский, который показал, что стихи могут выражать мысль и можно говорить обычным языком, простым, а можно поэтическим. И наконец, грамотность выросла, и очень многие люди попробовали высказаться, появился сайт Стихи.ru, и там двести тысяч людей, пишущих стихи. Конечно, очень много шлака, но однажды количество начинает переходить в качество. Появляются хорошие поэты. Людям есть что сказать, и они находят своего читателя.

Метки:
baikalpress_id:  11 529