Самоподготовка: выгодно или опасно?

Чтобы получить водительские права, необязательно посещать автошколу

Законопослушный гражданин, чтобы получить права, должен два с половиной месяца ходить на занятия в школу вождения и заплатить за это минимум 23 тысячи рублей. Но, оказывается, получить водительское удостоверение можно гораздо легче и практически беззатратно. Причем на совершенно законных основаниях. О способе самоподготовки и о том, почему сотрудники ГИБДД считают его опасным, —сегодня в «Пятнице».

Молодая мама Дарья Никитина (иркутяне хорошо знают ее как ведущую программы новостей «АС Байкал ТВ». — Авт.) — энергичная и целеустремленная девушка. Ритм ее жизни всегда требовал, чтобы под рукой был автомобильный руль. Но сдать на права не хватало времени.

— Кто знает, как работается на телевидении в новостях, меня прекрасно понимает, — говорит Дарья, — домой возвращаешься к полуночи. Разумеется, увязать такой график жизни с четким расписанием автошколы просто невозможно.

— Я была уверена, что получить права можно лишь закончив автошколу, — продолжает Дарья. — Но от знакомых, хорошо разбирающихся в автомобильной «юриспруденции», я узнала, что существует такое понятие, как самоподготовка. То есть любой человек может прийти в ГИБДД и написать заявление, что он уверен в своих силах и знаниях настолько, чтобы его допустили до экзамена. И его спокойно допускают!

Муж Никита купил Дарье компьютерный диск по теории вождения. В нем помимо лекций содержались и экзаменационные билеты.

— Работать с этой программой было очень легко. Я читала билеты, старалась все запомнить и осмыслить суть обрисованных в них ситуаций на дороге, — объясняет Дарья. — Вскоре заметила, что во время езды в общественном транспорте или рядом с мужем я стала понимать, что происходит на проезжей части. Причем если раньше логика событий была мне непонятна, теперь я отлично во всем разбиралась.

За две недели двухчасовых ежедневных уроков за компьютером Дарья была уверена в полученных знаниях на сто процентов. Предстояла практика.

— Закон позволяет ездить без прав и инструктора только на автодроме, — рассказывает Дарья, — мы с мужем ездили туда до тех пор, пока я не почувствовала, что перестала паниковать за рулем. Затем я освоила базовые навыки.

Посчитав, что полученного опыта достаточно, Дарья отправилась в ГИБДД и написала заявление.

— Я думала, что таких, как я, единицы, — говорит Дарья, — но увидела, что мое заявление положили в стопку к другим, тоже от самоподготовщиков. Их было более сотни.

Дарья успешно прошла теоретический экзамен, и к ее вождению у сотрудника МРЭО претензий не возникло. Несколько дней спустя она получила водительское удостоверение.

— Вместо 25 000 рублей (плата за автошколу) и двухмесячных посещений занятий я провела около тридцати часов за компьютером, и 2000 рублей ушло на приобретение программы и оплату пошлины, — не без гордости говорит Дарья. — Пришлось мне, правда, постоять в огромной очереди. Говорят, что автошколы берут эти хлопоты на себя. Но не за такие же большие деньги!

Только у нас

Люди, прошедшие самоподготовку, допускаются до сдачи экзаменов на равных правах с выпускниками курсов по вождению. Этот факт очень раздражает представителей автошкол. Многие из них после просьбы о комментарии для «Пятницы» уговаривали журналистов не затрагивать эту больную тему. По-человечески их понять можно: спрос на права и цены на них очень велики. Директор автошколы «Фаэтон» Юрий Мелентьев о водителях, получивших права после самоподготовки, высказывается крайне негативно.

— Они не понимают, что никакая самоподготовка не заменит обучения у профессионалов. Ведь ни в одном билете не говорится о психологических аспектах вождения. О них можно услышать только от инструктора. Да и о многом другом вы не узнаете нигде, кроме как на лекциях и во время практических занятий.

Кроме того, по словам Юрия Константиновича, получить опыт езды по городским улицам невозможно без автошколы.

— А чему на автодроме может научить муж? — спрашивает Юрий Мелентьев. — Он и сам, вероятно, водит не очень хорошо с точки зрения профессионалов. А может, он лихач. И будет учить жену такому же стилю вождения. В итоге — риск для жизни всей семьи.

— Нам регулярно звонят люди, которые уже сдали на права по самоподготовке, — говорит Юрий Мелентьев. — Они просят провести с ними хотя бы несколько практических занятий.

Цена вопроса

Средняя стоимость теоретического курса в иркутских автошколах — 6000. Цена за час езды с инструктором обойдется курсанту в 350 рублей. А таких часов нужно наездить не меньше пятидесяти. Если все это сложить, получится, что обучение в автошколе стоит не меньше 23 000 рублей. Курс обучения занимает два с половиной месяца.

ГИБДД предупреждает

По словам заместителя начальника отдела технического надзора и регистрационно-экзаменационной работы УГИБДД ГУВД по Иркутской области Андрея Бакшеева, возможность сдавать экзамены в МРЭО после самоподготовки была предусмотрена в первую очередь для жителей районов, где нет автошкол.

— По статистике, людей, которые приходят на экзамен после самоподготовки, не больше десяти процентов, — говорит Андрей Бакшеев. — Их уровень, как правило, гораздо ниже, чем у тех, кто закончил автошколу. Если среди последних восемь из десяти сдают экзамен с первого раза, то среди прошедших самоподготовку таких вдвое меньше.

В домашних условиях, как говорят в ГИБДД, можно лишь вызубрить билеты. А стать настоящим водителем, которого не страшно выпускать на дорогу, невозможно без услуг профессионала.

Андрей Бакшеев говорит, что специальная статистика по ДТП, совершенным водителями, обошедшимися без помощи инструкторов, не ведется. Но и без статистики, по его словам, очевидно, что эти автолюбители становятся виновниками аварий гораздо чаще, чем остальные.

Как же быть людям, для которых 23 000 рублей на автошколу — неподъемная сумма? Андрей Бакшеев отвечает философски: эти деньги несравнимы с теми, которые самоучке придется выкладывать за ремонт своего автомобиля и, чего доброго, за лечение после аварий.

— Я бы не советовал садиться в один автомобиль с водителем-самоучкой, — рекомендует Андрей Бакшеев, — ведь эти люди становятся источником повышенной опасности на дороге. Они рискуют не только собственной жизнью, но и жизнью своих пассажиров и людей, движущихся в других автомобилях на проезжей части. Поэтому я настаиваю на том, чтобы желающие получить права все-таки обращались в крупные автошколы. На этом обучении экономить просто неразумно.

Что думают читатели «Пятницы»?

Позвоните в редакцию и поделитесь своим опытом получения прав. Как вы считаете: стоит ли будущим водителям уповать на самоподготовку?

Телефон редакции 27-28-28.

Загрузка...