Апокалипсиса не будет

Иркутский ученый опровергает сенсационные прогнозы НАСА

В одном из прошлых номеров «Пятницы» была опубликована статья «Буря столетия» — о необычном снижении солнечной активности в последние годы и о возможной зависимости от этого участившихся природных и социально-экономических аномалий на Земле. Сегодня своим мнением с читателями делится наш известный эксперт старший научный сотрудник Института солнечно-земной физики, директор астрономической обсерватории ИГУ, кандидат физико-математических наук Сергей Язев.

Так уже было

Астрономы в замешательстве... Наблюдения за Солнцем последних двух лет показывают, что на нем нет солнечных пятен, довольно мало солнечных вспышек. Солнце снизило свою активность так сильно, как этого не случалось в течение очень долгого периода. Главный вопрос: что случилось? И чем это грозит нашей планете, стоит ли нам беспокоиться?

— Цикличность солнечной активности, — объясняет Сергей Арктурович, — это нормальный режим существования звезды по имени Солнце. Ее открыл немецкий астроном-любитель Генрих Швабе. В 1826 году он начал наблюдения солнечных пятен, которые вел на протяжении более чем тридцати лет. Швабе обнаружил удивительную вещь: число пятен на Солнце периодически и закономерно меняется! Пятен бывает то очень много, то совсем мало. Изменение их числа подчиняется одиннадцатилетнему ритму: минимумы наступают примерно через 11 лет.

Впрочем, по словам Сергея Язева, эта закономерность неточна: оказалось, что все циклы немного отличаются друг от друга и по интенсивности (количеству пятен в максимуме), и по продолжительности. Бывали и 9-летние циклы, и 12-летние. Нынешний цикл, который начался в 1996 году, по всем прогнозам, должен был завершиться в конце 2006 года. Но новый минимум затянулся. Позади уже половина 2009 года, а число пятен на Солнце по-прежнему не увеличивается — целыми неделями не видно ни одного пятна!

— Это интересно, — говорит ученый, — не очень понятно, но и не ново. Так иногда уже бывало в прошлом. Солнце живет своей жизнью...

Страшилки НАСА

А вот что думает иркутский ученый по поводу наделавшего много шума доклада Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) под названием «Угрозы космической погоды: социальные и экономические последствия», в котором говорится, что осенью 2012 года должен наступить не просто пик небывалой солнечной активности, а настоящий «солнечный шторм». В результате нашу планету буквально захлестнет «адская буря магнетизма», которая выведет из строя все энергосистемы и трансформаторы. Называются даже цифры — из-за аварий в сетях останутся без света 130 миллионов человек! То есть речь идет о глобальной катастрофе...

— К прогнозам НАСА трудно отнестись серьезно, — говорит Сергей Язев. — Во-первых, ничего подобного не наблюдалось во время предыдущих максимумов солнечной активности в 1969, 1979, 1989, 2000 годах. Обошлось без катастроф и во время максимума самого высокого за последние столетия цикла в 1957 году. С чего бы вдруг будущий максимум оказался столь опасным — совершенно непонятно.

К тому же, с точки зрения Сергея Язева, прогнозировать время наступления нового максимума с точностью до месяца сейчас абсолютно бессмысленно. То же НАСА прогнозировало, например, минимум в конце 2006 года, а он не наступил и по сей день! И вообще, после нынешнего сбоя ритма очень трудно говорить о том, как будет развиваться солнечная активность в ближайшие годы. — НАСА не может сказать, что будет на Солнце даже через полгода, и при этом называет точные даты мощных солнечных катаклизмов, ожидаемых через три года. Это просто смешно! Если мы не можем спрогнозировать ход цикла солнечной активности, то грош цена прогнозам на 2012 год. Уже сейчас понятно, что максимум следующего цикла наступит не раньше 2013 года. И наконец, третье возражение Сергея Язева связано с тем, что подавляющее большинство исследователей считают, что будущий цикл солнечной активности, наоборот, будет одним из самых низких за последнее столетие. И даже в максимуме пятен будет мало, соответственно, вспышки будут не столь угрожающими, как утверждается в докладе НАСА. Конечно, и этот прогноз вполне может не оправдаться, но все-таки он выглядит более обоснованным.

— Это обычная пиар-акция, — делает вывод ученый, — цель которой убедить американских налогоплательщиков, а заодно и Конгресс США в необходимости новых бюджетных ассигнований на свои исследования. В том, что надо финансировать подобные работы, у меня сомнений нет, но пугать народ в традициях желтой прессы — не очень честно. Я думаю, формулировки доклада готовили не ученые, а пресс-служба НАСА. Сами ученые НАСА не могут не понимать цены такого прогноза.

По словам Сергея Арктуровича, специалисты уже давно обнаружили, что на Солнце кроме 11-летнего цикла, есть еще вековой цикл, 210-летний и даже 2400-летний. Судя по всему, в начале XXI века совпали минимумы 11-летнего и векового циклов.

— Похоже, именно поэтому нынешний минимум оказался таким низким и длинным, — предполагает ученый, — если это так, то высота пары следующих циклов, скорее всего, окажется невысокой, и уровень активности даже на стадии их максимумов будет небольшим. В этом случае катастрофические «солнечные штормы» в 2012 году выглядят крайне маловероятными, тем более что новый максимум, судя по всему, наступит по крайней мере на год позже. Кроме того, известно, что наиболее мощные вспышки обычно происходят не в фазе максимума, а спустя 1—3 года после него.

Дай Бог, не замерзнем...

И вот тут мы подходим к самому интересному и волнующему всех вопросу: как все эти солнечные аномалии влияют на дела земные? К примеру, как снижение активности соотносится с теорией глобального потепления?

По мнению Сергея Язева, если уровень солнечной активности влияет на глобальную температуру на Земле — тогда можно ожидать, что в ближайшие десятилетия процесс глобального потепления замедлится или даже обратится вспять.

— Вот и посмотрим, — говорит ученый, — если глобальное потепление продолжится — в чем лично я очень сомневаюсь — значит, Солнце тут ни при чем. Природа в очередной раз ставит эксперимент, который либо подтвердит, либо опровергнет существующие научные гипотезы.

Впрочем, некоторые специалисты утверждают, что спад солнечной активности может привести к небывалому похолоданию на Земле, и даже проводят параллели с так называемым малым ледниковым периодом, случившимся три с половиной века назад. Есть ли основания так думать?

Для начала Сергей Язев напомнил, что в период с 1645 по 1715 год непрерывный мониторинг Солнца еще не велся — в Европе действовали лишь несколько плохоньких телескопов, но отдельные наблюдения пятен уже были. Так вот, согласно этим записям, на протяжении 70 лет пятен на Солнце почти не было! Точнее, были, но только во время максимумов циклов, причем в сильно уменьшенном количестве. Эта странная эпоха названа минимумом Маундера — по имени английского астронома. Почему вдруг светило изменило ритм своей деятельности на несколько десятилетий, а потом внезапно вернулось к прежнему режиму — неизвестно. Любопытно, что в это же время в Европе наблюдался так называемый малый ледниковый период. Зимы оказались очень холодными, покрылись льдом обычно не замерзающие водоемы и реки, например Темза. Люди катались на незнакомых им ранее коньках, что видно на картинах художников, работавших в те годы.

— Многие ученые, и я в том числе, полагают, что связь между этим похолоданием и минимумом Маундера существует, хотя, конечно, считать ее окончательно доказанной тоже преждевременно, — считает Сергей Язев. Что касается нынешнего низкого уровня солнечной активности, то пока рано говорить, что началось повторение маундеровского минимума.

Текущий минимум 11-летнего цикла затянулся. Он оказывается уже не 11-летним, а, по крайней мере, продолжительностью в 12,6 года, а может быть, и больше! Но в истории такое бывало, и затянувшаяся фаза минимума 11-летнего цикла еще не означает начала прекращения пятенной активности Солнца на несколько десятилетий. Тем более что сейчас на Солнце изредка, но уже начали появляться пятна нового цикла. Возникают небольшие магнитные области, которых не было год назад, так что, по всей видимости, не за горами новый, хотя и заметно задержавшийся подъем уровня солнечной активности.

— Посмотрим, как будут развиваться события в ближайшие месяцы, — говорит Сергей Язев, — наша обсерватория непрерывно следит за развитием процессов на Солнце. Пока нет никаких оснований ожидать резкого похолодания типа явлений 350-летней давности.

Люди и Солнце

Ну а как все-таки относиться к наследию Александра Чижевского, который связывал с Солнцем обострения социальных конфликтов, негативные проявления человеческой психики, революции, войны и т. д. Как оказалось, к наследию Чижевского Сергей Язев относится с уважением. Считает его выдающимся русским ученым, основоположником новой науки — гелиобиологии, который первым убедительно доказал, что 11-летний цикл присутствует не только на Солнце, но и на Земле — в периодичности эпидемий, налетов саранчи, заболеваний у животных.

— Трудно найти на нашей планете процесс, — уточняет ученый, — где не проявлялся бы 11-летний цикл: частота магнитных бурь и полярных сияний, засух и наводнений, толщина годичных колец деревьев и интенсивность грозовой деятельности меняются с периодичностью в 11 лет. Более того, Чижевский предполагал, что и в социальной, и в политической жизни работает 11-летний ритм: большинство значимых исторических событий происходят в фазах максимумов солнечных циклов. Ритмы Солнца плотно вплетены в ткань земной жизни.

— Похоже, Чижевский был прав, — резюмирует Сергей Язев, — но остаются открытыми еще два вопроса. Первый из них таков: насколько велико влияние солнечной активности? Опыт нашей повседневной жизни показывает, что солнечный фактор стоит далеко не на первом месте. Революции происходят не из-за того, что на Солнце поднимается активность, а из-за социальных причин. Экономика и политика в этом смысле куда важнее Солнца. Но Солнце, а точнее, его активность, вероятно, тоже может оказывать влияние на земные процессы. Скорее всего, сила этого воздействия невелика и к тому же меняется со временем.

Второй вопрос, по мнению ученого, еще серьезнее. Каковы механизмы влияния солнечной активности на земные процессы? Каким образом вспышка на Солнце, происходящая вблизи солнечных пятен, может повлиять на самочувствие людей или даже на уровень их революционной активности? По этому поводу есть некие идеи, но и только. Механизм воздействия остается неизвестным, поэтому некоторые гипотезы Чижевского пока нельзя считать доказанными теориями, только будущие исследования покажут, во всем ли он был прав.

— Есть очень серьезные доводы в пользу того, что влияние Солнца на человеческую психику и на социальные процессы существует. Но, конечно, это влияние стоит не на первом месте среди прочих действующих факторов. Каков вклад этого влияния — пока также остается неясным.