Судят автобандитов

«Лэнд Круизеры» и другие дорогие иномарки угоняли по заказу

В областной суд передано дело группы угонщиков, действовавших с таким размахом, что в списке их пострадавших есть даже знаменитый спортсмен Александр Карелин. За несколько лет они завладели как минимум тридцатью автомобилями.

С обрезом на водителей

Отправной точкой в создании банды иркутских автоугонщиков можно считать разговор, состоявшийся в 1999 году между неоднократно судимым жителем нашего города Иваном Климовым и его приятелем Петром Любимовым. Климов, не желавший зарабатывать на жизнь легальным путем, в очередной раз вернувшись из зоны, предложил Любимову собрать проверенных парней для силового отъема у населения дорогих иномарок. Климов заверил приятеля, что дело будет приносить отличные дивиденды: десятки тысяч долларов за каждую операцию. Среди знакомых Любимова нашлось трое смелых и отчаянных. Ранее никто из них к уголовной ответственности не привлекался, криминального опыта не имел, но тяжелая финансовая ситуация в регионе вынудила этих мужчин (почти каждый из них имел семьи, но потерял работу. — Авт.) навсегда отказаться от добропорядочного прошлого.

— В новообразованной банде были четко распределены роли, — рассказывает следователь по особо важным делам отдела по расследованию особо важных дел СУ СК при прокуратуре России по Иркутской области Василий Белоусов. — Руководитель принимал заказы от клиентов через свои связи в криминальном мире. Еще один участник банды был квалифицированным жестянщиком. Он перебивал номера на кузове и двигателе угнанных машин. В состав банды входил гражданин, имевший связи в таможне. Он занимался оформлением переправки автомобилей за пределы России, например в Монголию.

Действовали автобандиты по следующей схеме. На дело выезжали только при наличии заказа. Клиент называл марку автомобиля (чаще всего это были «Круизеры» 90-й или 100-й модели. — Авт.), а также нужные ему технические параметры машины и даже цвет. В общем, все так же, если бы это был заказ для легального перегонщика иномарок, курсирующего между Иркутском и Дальним Востоком.

Бандиты выслеживали на улицах Иркутска, Ангарска и даже Новосибирска (именно через таможню этого города оформлялся вывоз машин. — Авт.) подходящий автомобиль. Затем, выбрав момент, когда владелец машины покидал ее, нападали, угрожали обрезом, избивали, отнимали ключи и увозили добычу в гараж штатного умельца-перебивщика.

Но не все нападения заканчивались для потерпевших только травмами. Двое из них умерли. Один — получив ранение резиновой пулей из обреза, второй — после жесточайших побоев. Оба случая произошли в Ангарске.

— Самым известным потерпевшим по делу этой банды стал прославленный борец Александр Карелин, — рассказывает Василий Белоусов. — В Новосибирске они выследили автомобиль «Лэнд Круизер 100», принадлежавший олимпийскому чемпиону. За рулем джипа находился водитель Карелина. Преступники проследовали за ним до подъезда и там напали. Этот автомобиль так и не был найден.

Скрыться удалось не всем

Жизнь банды поменялась кардинальным образом после того, как в 2001 году внезапно умер Климов. Вскоре от дел отошел «юрист», отвечавший за таможню. Он скрылся настолько успешно, что поиски его ведутся до сих пор. Бандиты остались без заказов, но разбегаться и не думали. Они решили действовать по новому сценарию: угонять иномарки и требовать за них выкуп. Владельцы угнанных машин безропотно выплачивали преступникам щедрые отступные, в среднем от 2000 до 5000 долларов. К слову, преступники ни разу никого не обманули: кто платил, тот обязательно получал свой автомобиль. Свою деятельность банда, насчитывавшая девять человек, прекратила в 2004 году. Основная причина, вероятнее всего, была в том, что сотрудники правоохранительных органов задержали нескольких участников банды. Остальные разбежались по стране.

— Тем не менее за последующие годы их удалось задержать, — продолжает Василий Белоусов. — География этих задержаний обширна: от Иркутска и Читы до Красноярска и Краснодарского края.

По словам Василия Белоусова, все задержания прошли спокойно. Преступники сдавались в руки оперативников и следователей без сопротивления.

— Я стал работать над этим делом в 2008 году, — говорит Василий Белоусов. — Стоит отметить, что мною и моими коллегами был проделан огромный труд. Материалы дела составляют более шестидесяти томов. В деле фигурируют около шестидесяти потерпевших, более ста свидетелей.

Одиннадцатого июня материалы дела направлены в Иркутский областной суд. Следователь не сомневается, что вина членов банды будет доказана. Но говорит, что все они во время следствия упорно отказывались от статьи «Бандитизм».

— Они признались в том, что совершали нападения, — говорит Василий Белоусов, — но не соглашались с тем, что по закону они бандиты. Имена и фамилии обвиняемых изменены.

Самые угоняемые машины в Иркутской области

Как показывает статистика, самыми желанными для преступников стали автомашины марки «Тойота». Безусловным лидером в этом списке является «Корола» — 103 автомобиля (здесь и далее цифры за 2008 год). Далее в таблице «Лэнд Круизер» — угнано 46 внедорожников. Третье место занимает «Тойота-Марк II». Но если «Марк» удавалось возвращать в каждом втором случае, то «Лэнд Круизер» — лишь в каждом пятом. Гораздо реже становятся потерпевшими владельцы автомобилей «Хонда» — 166 и «Ниссан» — 62 случая. Еще более скромно на этом фоне выглядят «Мазда» и «Митсубиси» — по 17 и 15 машин соответственно.

Меньше стали интересовать угонщиков машины отечественного автопрома. Однако к родным «Жигулям» преступники до сих пор неравнодушны. В этом году с улиц городов и районов области пропало 250 машин марки ВАЗ. Среди других творений российского автомобилестроения зарегистрированы угоны «Москвичей» и КамАЗов.

Метки:
baikalpress_id:  29 577