Джазовый заповедник

С 6 по 8 июня в нашем городе прошел фестиваль «Джаз на Байкале»

«В город Кукуевск приехал величайший балалаечник современности Егор Сидоров. По утверждению авторитетного музыкального критика Петра Иванова, Сидоров является лучшим балалаечником современности. В 2004 году его обработка «Ах вы, сени, мои сени» на целых 14 секунд попала в хот-лист «Радио 654»! За свою карьеру Сидоров играл с такими звездами мировой величины, как Глеб Пупкин, Семен Дураков, Степан Иванов и Анна Степанова».

Пошли бы вы на концерт музыканта предваренного подобным образом? Вряд ли. Но если поменять Кукуевск на Иркутск, русские имена и фамилии на американские, а балалаечника на, допустим, джазового саксофониста, то вы уже задумаетесь... Вот она «великая сила печатного слова», или, как сказал бы главный герой одной современной популярной книги, «грамотное позиционирование». А вам не приходило в голову, что больше половины всех зарубежных музыкантов, выступающих в нашем городе, это «балалаечники Егоры Сидоровы», которые не нужны никому, кроме самих себя и тех, кто отваживается на гастролях этих музыкантов зарабатывать...

Я не злорадствую. Просто грустно все это. Взять вот хотя бы прошедший недавно фестиваль «Джаз на Байкале». Хорошая идея профанируется корявым и малоосмысленным воплощением. Вы думаете, всех этих музыкантов пригласили специально на какой-то фестиваль, долго их выискивали и уговаривали? Как бы не так. В Иркутск привезли не тех, кто согласился, а тех, кто «не отказался». Кто такой пианист Поль Лей? Это музыкант, приехавший в наш город по программе «Альянс Франсез» и угодивший в число участников фестиваля почти случайно. Вокалистка Карла Кук и саксофонист Билл Эванс вообще приехали прямиком с аналогичного местечкового «джазового международного» (только уже краснодарского) фестиваля «Окно в Америку». К этим людям, конечно, нет никаких претензий.

Они честно отработали свои гонорары, и никого из них не упрекнешь в шарлатанстве, непрофессионализме или пренебрежении публикой. Ну как-то несолидно все это. Ну готовите вы действительно серьезный фестиваль, так начните искать деньги загодя, произведите переговоры с действительно авторитетными музыкантами, заинтересуйте их. Почему крохотная Калуга может себе позволить проводить ежегодные гитарные фестивали такого уровня, что Москва позавидует, а иркутянам привозят джазовых аутсайдеров? Если вы действительно гордитесь своими местными талантами, то ради Бога — делайте фестиваль (только реальный!) местных (читай, сибирских) джазовых музыкантов. Желающих, уверен, будет хоть отбавляй.

Конечно, среди них не будет загадочно звучащих имен и фамилий, и вряд ли сыщется хоть один афроамериканец. Но музыканты реально встретятся, пообщаются, посмотрят друг на друга, поварятся в идеях коллег и единомышленников. Да хоть джэм друг с дружкой сыграют! А не будут служить разогревом, набранным с бору по сосенке, для забугорных музыкантов, уровень которых иногда даже ниже уровня новосибирских и иркутских джазменов. Ведь публика «не Тимошка, видит немножко» и практически все мероприятия фестиваля игнорирует. Количество проданных билетов на концерты в музыкальном театре было таким мизерным, что об этом даже смешно говорить. Самый задрипанный кинотеатр Иркутска продает билетов больше на один только вечерний пятничный сеанс. А заполненность зала была достигнута лишь благодаря древней русской забаве под названием «халява». И что будет дальше, в следующем году? Опять надеяться на Министерство культуры и архивов Иркутской области?

Цена вопроса

Услышать джазовых музыкантов из России, США и Франции можно было с 6 по 8 июня в Иркутском музыкальном театре. Цена билета составляла от 200 до 600 рублей.

Метки:
baikalpress_id:  29 565