Сила привычки

В драмтеатре имени Н.П.Охлопкова — новый спектакль

Тринадцатого мая состоялась премьера спектакля по повести французского драматурга Эрика-Эммануила Шмитта «Оскар и Розовая дама». Во всех театрах эту повесть играют по-разному. Например, текст Шмитта вылился в великолепный моноспектакль Алисы Фрейндлих, удостоенный «Золотой маски». В Челябинске же каждого упоминаемого главным героем персонажа играет отдельный актер. Режиссер Геннадий Гущин выбрал средний вариант. В его варианте на сцене — непосредственно упомянутые в названии герои Оскар и Розовая дама. Остальных персонажей умело воплощают подручные материалы и игрушки.

Вообще спектакль очень интересен в первую очередь сценографией и костюмами. Помимо упомянутой выше идеи персонажей-игрушек сразу же привлекает своим символизмом покрытая изморозью стеклянная дверь и обрамляющий пространство сцены белый кафель. Такими достаточно скромными средствами, но очень внушительно создается впечатление герметичности представляемого зрителю пространства детской больничной палаты. Впечатляют также и костюмы персонажей, белоснежные и с грубыми швами наружу. Точно такие швы, но с другим геометрическим узором покрывают чехол стула и покрывало кровати, давая понять, что у публики есть возможность посредством знакомства с этим спектаклем заглянуть за изнанку не только внутреннего мира главных героев, но и самой сути вещей...

На самом деле «Оскар и Розовая дама» — произведение просто-напросто бронебойное. То есть сколь бы неудачна ни была постановка, содержащаяся в тексте сентиментально-гуманистическая составляющая априори должна обезоруживать и обескураживать зрителей. Это практически как постановка Евангелия. Сюжет вечен, персонажей мало, и они неизменны, фабула монументальна, трагична и возвышенна. Однако такие с виду безапелляционные вещи вовсе не повод для актеров и режиссера расслабляться и делать все на автопилоте. Да — много текста нужно запомнить и рассказать, да — полтора часа на сцене без отдыха, да — физически нелегко и морально, конечно, тяжело. Но почему такое снисхождение к рисункам ролей? Зачем стандартизировать образ? Или столь велика и непреодолима инерция шлейфа прошлых работ, творческого опыта и профессиональных привычек?

Многие скажут, что я придираюсь, но когда одного и того же персонажа видишь в самых разных спектаклях — это начинает утомлять. Свежий текст, отличная история, богатейшие персонажи. Ну чем не повод познакомить публику с теми, кого она не знает. С абсолютно незнакомыми французскими мальчиком и пожилой женщиной. А что мы видим? Мальчонку с пионерским задором Клары Румяновой, которого штампуют актрисы-травести по ТЮЗам всей России, и бабульку, решенную едва ли не в стилистике Александра Реввы из «Камеди Клаб». И что в результате? А в результате — ни на секунду не покидающее ощущение, которого в театре в принципе быть не должно. Ощущение, что смотришь спектакль. Я, может, хочу раствориться в истории. Я, может, хочу прослезиться, а возможно, и заплакать. Я имею желание на 90 минут сбежать из реальности. А мне, говоря музыкальным языком, вместо «джазовой импровизации» всучивают «джазовый стандарт». Знакомый, надоевший, опостылевший...

Ну и, конечно, вечная беда местных актеров — форсирование голоса, который в крохотном камерном зале не то что не нужен, но даже преступен. Однако это спишем на премьерное волнение. Спектакль отполируется, актрисы привыкнут. Да и зрители тоже. Мне одна знакомая театралка как-то в порыве откровенности призналась: «Знаешь, мне после, например, гастролей Гришковца целый месяц в местные театры ходить не хочется. А потом ничего, привыкаю. Выбора ведь все равно нет». Господа актеры-режиссеры, слышите? У нас выбора нет. Неужели его нет и у вас?

Цена вопроса

Увидеть спектакль «Оскар и Розовая дама» можно в Иркутском академическом драматическом театре имени Н.П.Охлопкова. Цена билета составляет 250 рублей.

О чем спектакль?

Десятилетний мальчик Оскар (Анастасия Шинкаренко) умирает в больничной палате от лейкемии. Единственной его верной наперсницей и подругой становится Розовая дама (Елена Мазуренко) — одетая в розовое пожилая женщина из волонтеров, навещающих больных детей. Она рассказывает Оскару поучительные и увлекательные истории, внимательно выслушивает его жалобы и впечатления и дает оригинальные советы. Одним из них становится предложение Оскару написать письмо Богу. Представить, что каждый день его необычной жизни равен десяти годам самой обычной, и отчитаться перед Господом об этих днях-годах, попросить мудрого совета и помощи, поделиться радостью и просто поболтать с Всевышним.

Метки:
baikalpress_id:  11 283
Загрузка...