Затмил всех

Культобозреватель «Пятницы» Максим Воронцов побывал на премьере в ТЮЗе

Спектакль поставлен по пьесе Григория Горина «Кин IV». Эта пьеса — просто клад для режиссера: вкусные, до мелочей прописанные и замотивированные персонажи, возможность погрузиться в костюмированную постановку и поиграть в постмодернизм, с подмигиваниями и ужимками зрительному залу. Отличный текст. Широчайшие варианты трактовок, от «жизненной драмы, перекликающейся с актерской драматической карьерой», до «диалога художника и власти». И смачное противопоставление, как смысловое, так и визуальное, актера Кина IV и короля Георга IV. Последнюю мысль и решил развить в своей постановке бывший выпускник Иркутского театрального училища, ныне известный московский режиссер Вадим Данцигер. Однако для трансляции данной идеи на главные роли необходимо было выбрать актеров пусть и не великих, но абсолютно равных по своим ресурсам и возможностям. Умеющих работать в паре, как хорошие теннисисты. Поддерживать друг друга и друг другу же помогать раскрыться с наилучшей стороны. Но, к сожалению, не получилось...

Исполнитель роли принца Уэльского — Георга IV Игорь Бялоус с такой мощью и напором выполняет свою миссию, что, как напалмом, выжигает все пространство вокруг себя. Его необузданная фактура и харизма подавляют на физическом уровне, и сценические партнеры буквально теряются на его живописном фоне. Партнер же его Олег Тупица (Эдмунд Кин) выглядит рядом с ним как скромный «Запорожец» возле КамАЗа. И я не думаю, что это вина «плохого» актера Тупицы или «хорошего» актера Бялоуса. Просто само по себе актерство — ремесло абсолютно эгоистичное. Для того и существует режиссер, чтобы контролировать актерские порывы и либо душить их в зародыше, либо поощрять. И это в его задачу входило подобрать такой ансамбль, чтобы он гармонично выражал любую мысль постановщика. Ну или заставить артистов, что имеются в наличии, любыми методами делать свое дело.

В сухом остатке получился отличный бенефис Игоря Бялоуса, подкрепленный еще двумя яркими, хотя и относительно небольшими ролями Анны Демби (Наталья Маламуд) и Лорда Мьюила (Николай Кабаков). К сожалению, прочий актерский состав отработал на чистой технике, без задора и энтузиазма. Декорации подобраны в самом что ни на есть лобовом постмодернистском (и, разумеется, «антикризисном») условном варианте. Хотя в этой постановке, где большинство актеров играют актеров, можно было обойтись и вовсе без них. А танцующие в прологах «венецианские маски» в обрамлении плюмажей кричащих расцветок беззастенчиво заимствованы из ленкомовских постановок Марка Захарова, который в свое время отчего-то отверг именно эту пьесу Горина...

У читателя «Пятницы» может сложиться впечатление, что спектакль был ужасен. Ничего подобного. Добротная постановка с несколькими актерскими удачами на фоне общего состояния иркутских театров выглядела неплохо. А уж публика просто ликовала и радушно аплодировала артистам. Только вот за что? Ведь не было страсти в глазах актеров. Не было мурашек, бегающих по спине от проникновенности произнесенной реплики. Не было слез, наворачивающихся на глаза от сопереживания персонажам. Не было стиснутых на ручках кресла кулаков от эмпатической реакции на происходящее на сцене. Не было внутренней дрожи, вызванной ослепительной яркостью чужого таланта. Лично я хожу в театр именно за этими ощущениями. А зачем еще туда ходить?

Кто автор?

Григорий Израилевич Горин — известный российский драматург и сценарист (настоящая фамилия Офштейн). После окончания медицинского института Григорий Горин работал врачом скорой помощи. Среди известных пьес Горина — «...Забыть Герострата!», «Тиль», «Поминальная молитва», «Кин IV», «Шут Балакирев». Много лет продолжалось творческое сотрудничество Григория Горина с режиссером Марком Захаровым, вместе с ним драматург работал над созданием фильмов «Тот самый Мюнхгаузен», «Формула любви», «Дом, который построил Свифт».

Цена вопроса

Увидеть спектакль «Кин IV» можно в Иркутском областном театре юного зрителя имени Вампилова. Цена билета — 120 рублей.

О чем пьеса?

Ведущий актер лондонского театра Друри-Лейн Эдмунд Кин (Олег Тупица) страдает от алкоголизма, навязчивых поклонников и неразделенной любви к высокопоставленной даме. Находясь в приятельских отношениях с принцем Уэльским (Игорь Бялоус), а после королем Георгом IV, Эдмунд не может удержаться от мелких подначек коронованного друга, на что иногда получает не самые симметричные и довольно болезненные ответы.

Загрузка...