Пасха для всех

Девятнадцатого апреля, в воскресенье, православный мир отмечает праздник Пасхи. Многие по обычаю испекут куличи, покрасят яйца. Однако далеко не все знают, откуда пошли такие традиции, а отмечают праздник иногда даже атеисты.

Этика и эстетика

На наши вопросы ответил руководитель миссионерского отдела Иркутской православной епархии протоиерей Вячеслав Пушкарев.

— Отец Вячеслав, как вы думаете, почему весь атеистический Советский Союз красил яйца и отмечал этот день?

— Я заметил по жизни, как совершенно маленькие щенки от породистой, хорошо воспитанной овчарки имеют склонность к пастушеству, когда их никто этому не учил. Плохой, наверное, пример, но, думаю, тяга славить Святую Пасху в крови у нашего народа.

— А вы всегда праздновали Пасху? Вы ведь в прошлом учитель, служили в армии...

— До пяти лет я жил в советской Бессарабии, без родителей, под надежным надзором своих бабушек и прабабушек. Я хорошо помню, как прабабушка Элеонора сама пекла несколько пасхальных куличей и ходила по соседям, одаривая их этим даром. А потом мои родители забрали меня из дома предков и привезли строить Усть-Илимск. Особой религиозности за своими родителями я не замечал, до той поры пока они не состарились, но тем не менее крашенные луковой шелухой яйца и праздничный пасхальный стол в нашей семье были ежегодно. Сам лично и при этом осознанно я стал праздновать Пасху через три года после возвращения из армии. Мне тогда было уже 23 года.

— Отец Вячеслав, очень многие люди, даже те, кто считает себя верующим, не знают, что это за праздник. Расскажите, зачем нужно красить яйца. Почему именно в красный цвет?

— В еврейской пасхальной ветхозаветной традиции Пашиах, или, как ее теперь называют, Пейсах, в переводе означало «Господь мимо проходил», и празднование этого дня было установлено в честь освобождения еврейского народа из египетского плена. В православной пасхальной традиции произошло наслоение сакрального смысла еврейской пасхи (освобождение от пленения грехами) с воскресением из мертвых ранее распятого и убитого грешниками (ханжами) Спасителя мира Иисуса Христа.

А традиция красить пасхальные яйца имеет своим началом символическое отношение древних народов, населявших Средиземноморье, к внешней форме и содержанию яйца. Они использовали изображения эллипса для передачи информации о вечности и о цикле перерождений в природе. Именно такое яйцо в качестве символа, по древнейшему христианскому приданию (историческое описание событий), принесла в подарок императору Тиберию ученица Христа Мария Магдалина. Она рассказала императору об истории Иисуса Христа, о том, как Его беззаконно судили и распяли, о Его смерти и воскресении из мертвых. На что Тиберий вполне резонно для язычника ответил неверием, сказав: «Так как это белое яйцо не сможет покраснеть, так не может быть и того, что ты мне сейчас рассказала». Мария Магдалина взяла яйцо в руку, и оно на глазах у императора покраснело. Тиберий принял к сведению все сказанное Марией Магдалиной — назначил следственную комиссию во главе с всадником Александром для расследования дела Иисуса Христа.

— Обычай «биться яйцами» выдуман людьми или это тоже что-то значит?

— Конечно, этот обычай рожден простым народом, но ничего не приживается в народе просто так. Тут, конечно, и эстетика, и этика. Разбивание яиц связано в первую очередь с общинным строем христианской церкви, а это значит, что все, в том числе и праздничная трапеза, должно выходить из семьи в люди-общину, т. е. никто не праздновал по одиночке, сам себе разбивая пасхальное яйцо.

— Отец Вячеслав, есть среди ваших знакомых люди, которые позиционируют себя атеистами, а сами красят яйца? Как вы к этому относитесь?

— Нет, у меня знакомых атеистов, красящих на Пасху яйца, нет. Маловеры есть, а атеистов нет. А если бы были, то я точно бы порадовался за них, так как это культурный жест уважения к традиции своих предков — первый шаг к началу умного восприятия истинного христианского учения и изменению жизни от греха к праведности.

Метки:
baikalpress_id:  29 480
Загрузка...