Не все то молоко...

Скисло молоко? Радуйтесь — значит, оно было более-менее натуральным

С 1 июля 2009 года радоваться можно будет, не дожидаясь, пока молоко испортится. Федеральные законодатели позаботились о том, чтобы каждый из нас смог оценить молочный продукт по его упаковке. Еще в прошлом году Госдума РФ приняла технический регламент, который должен отделить молоко (от живой веселой буренки) от «молочного напитка» (субстанции, сделанной из разведенного водой сухого молока). Документ о 44 страницах, изобилующий техническими терминами, содержит ряд нововведений, которые, по замыслу разработчиков, должны защитить права потребителя. Например, в качестве молока покупателю теперь могут продать только натуральный продукт, без каких-либо добавок. Производители должны полностью перейти на новые стандарты маркировки к 1 июля, тогда на прилавках наряду со старым добрым молоком появится некий ранее неизвестный и посему непривычный «молочный напиток». Некоторые производители уже начали переход на новую упаковку, но по-прежнему на полках магазинов мы видим лишь «нормализованное молоко».

Пейте, люди, молоко! Будете здоровы?

Стопроцентное натуральное молоко прямо из-под коровы бывает только в деревне. Городскому жителю о таком продукте можно только мечтать. То, что горожане покупают в магазинах, — продукт обработанный, который кипятили, охлаждали, обезжиривали и т. д. Согласно техническому регламенту, питьевое молоко — это продукт с массовой долей жира не более 9%, произведенный из сырого молока или молочных продуктов и подвергнутый термической обработке, но без применения сухого цельного или обезжиренного молока. Если добавили сухого молока — такой напиток в регламенте называется «молочным продуктом, произведенным из концентрированного или сгущенного молока либо сухого цельного молока или сухого обезжиренного молока и воды». Такое молоко дольше хранится, и его производство обходится дешевле.

Однако не следует забывать, что коровы больше молока дают летом, зимой удои не такие высокие. И как быть производителю? Не оставить же людей без любимого продукта: мол, извините, в феврале не сезон, потому как отел. И производителю нужна прибыль не только летом, а круглый год. Тут-то на выручку и предприятиям, и покупателям приходит молочный порошок, который доступен в любое время года, но, увы, не обладает уникальными свойствами настоящего молока. Специалисты утверждают, что под воздействием высоких температур, неизбежных при производстве сухого молока, холестерин, содержащийся в этом продукте в небольших количествах, окисляется и превращается в оксистеролы — вещества более опасные, чем холестерин в избытке. Так что забота о потребителях не выглядит излишней. Но чувствуют ли ее на себе покупатели?

Главное — за отелом следить!

В Иркутской области есть несколько крупных производителей молока, продукцию которых можно найти практически в любом магазине или супермаркете. Среди них АО «Белореченское».

— Сухое молоко, грубо говоря, молоко высушенное, — говорит начальник отдела качества предприятия Галина Оборовская. — Высушили воду из молока и оставили порошок, белки и жиры. Есть предприятия, которые изготавливают молоко на основе порошка, в основном это те, у кого нет своих хозяйств или есть, но они очень маленькие. В нашем хозяйстве более пяти тысяч коров, каждая из которых дает в год до семи тысяч литров молока. Так что в порошке мы не нуждаемся.

По словам Галины Оборовской, проблема сезонности удоев молока на предприятии решается достаточно просто: нужно всего лишь следить за циклом отела у коров, чтобы он был круглогодичным, а не сезонным. Это позволяет круглый год получать примерно одинаковый объем молока.

— Нам нет смысла использовать порошок, — говорит Галина. — А технический регламент, конечно, нужен: люди должны знать и понимать, какой продукт они покупают. Многим непонятно, что такое нормализованное молоко. Человек читает на упаковке, что молоко изготовлено из натурального продукта, и берет его. Хотя восстановленное молоко можно определить по вкусу.

Введения нового технического регламента в АО «Белореченское» не боятся, но и переходить на него не спешат. Там сделали заказ упаковки, на которой информация о продукте будет указываться в соответствии с новыми требованиями. «Пока используем старую упаковку, а когда она закончится — примерно через два-три месяца, возьмемся за новую», — говорит Оборовская.

Объясняю наглядно

Закон о техническом регламенте на молоко предусматривает, что до 1 июля 2009 года информация о продукте может помещаться не только на его упаковке, но и на специальных плакатах в местах продажи. Такие плакаты в некоторых иркутских магазинах и торговых сетях уже разместила иркутская компания ОАО «Молоко». Хотя зачастую найти такой плакат — не самая легкая задача. В ряде супермаркетов Иркутска их нет. Равно как и каких-либо изменений в упаковке выпускаемой Иркутским молокозаводом продукции.

Давать какие-либо комментарии по этому поводу в компании отказались в довольно резкой форме. Аргумент выдвинут стандартный для нынешнего времени: «Не надо создавать проблемы предприятию во время кризиса, тем более что ни одно федеральное СМИ на эту тему никакой информации не требовало».

Справедливости ради стоит заметить, из слов нашего собеседника стало ясно: в компании создана специальная структура, которая отвечает за приведение упаковки продукции в соответствие с требованиями технического регламента. Очевидно, появившиеся в некоторых магазинах информационные плакаты — первые шаги в его деятельности. Дело за упаковкой. Совладелец перерабатывающего холдинга, в который входит ОАО «Молоко», Дмитрий Баймашев на одном из последних заседаний правительства Иркутской области сообщил, что компания уже начала приобретать новую упаковку. «Так что в плане соответствия техническому регламенту у нас все в порядке», — заметил он.

Молочный напиток в Иркутск не завозят

Поскольку иркутяне покупают молоко не только местных производителей, мы решили поинтересоваться у компаний из других регионов, как они готовятся к нововведению. Оказывается, некоторые уже перешли на изготовление невиданного «молочного напитка».

— Регламент предусматривает информирование «на полке», — пояснила региональный менеджер по маркетингу компании «Юнимилк» (Красноярск) Наталья Масютина. — Наша компания — производитель молока «Простоквашино» организовала такую работу. В частности, в местах продажи размещены специальные информационные стенды, рассказывающие о наших продуктах и их соответствии требованиям регламента.

Компания уже организовала выпуск новой упаковки, в которой в продажу сейчас поступает примерно 70% производимого под ее торговыми марками молока. Например, уже сегодня в Иркутске можно приобрести пакет молока «Простоквашино», на котором будет значиться: «Не содержит сухого молока». Компания организовала выпуск и молочного напитка. В его основе — пастеризованное натуральное молоко, но при этом в него добавляется сухое. «Однако в Иркутске вы молочный напиток в продаже не найдете — он не поставляется в ваш регион», — подчеркнула Наталья Масютина.

Покупатель всегда прав, а если не прав...

Пока потребитель выкладывает кровные рубли за белую жидкость, которая на упаковке именуется молоком, он не особо задумывается о его составе, покупает, и все. Но вот обнаружив 1 июля на половине пакетов надпись «молочный напиток», может призадуматься и... не купить, даже если он будет дешевле (в чем, однако, можно усомниться). Некоторые эксперты полагают: производители тянут до последнего момента, не переходят на новый регламент сейчас из-за того, что опасаются резкого спада спроса на продукцию. Боятся, что игнорировать «молочный напиток» в первую очередь станут женщины, имеющие детей, а их среди покупателей молока очень много. Стремление поддержать спрос, в свою очередь, может толкнуть некоторых производителей на обман — предоставление неправдивой информации.

За нарушение технического регламента полагается наказание, причем карать будут не только недобросовестного производителя, но и продавца. Вопрос в том, каким образом можно привлечь их к ответственности, какое наказание грозит, насколько оно будет соразмерно вреду, нанесенному любителю молока. Начальник отдела защиты прав потребителей Комитета по потребительскому рынку администрации Иркутска Виктор Низовцев рассказал, что штраф на производителя молока, если он нарушил требования технического регламента, может наложить Роспотребнадзор. Туда и нужно обращаться. Покупатель же вправе потребовать компенсацию морального вреда в том случае, если на купленном им пакете молока не окажется необходимой информации о продукте. Для этого необходимо обратиться в районный суд по месту жительства.

— Однако, учитывая, что ущерб будет небольшой, сумма компенсации, скорее всего, окажется незначительной, — заметил Виктор Низовцев. — Но любой потребитель вправе довести подобное дело до суда. Раз нарушено право на информацию о товаре, то каждый может подать иск.

Тем более что аналогичные случаи в Иркутске уже были. Например, один покупатель добился компенсации морального ущерба за то, что ему продали просроченный кетчуп. И хотя сумма, которую он отсудил, была незначительной, прецедент все же создан. Поэтому, по словам Виктора Низовцева, возможность выиграть в суде «молочное дело» есть, она довольно высока. Все зависит от настойчивости покупателя. И от его желания пить именно такое молоко, какого жаждет его душа.

Молочная экономика

В прошлом году жители Иркутской области выпили чуть больше 140 тысяч тонн молока. Для того чтобы покрыть такую огромную потребность в продукте, в регионе должна быть развита большая молочная индустрия. К сожалению, как сообщили в Министерстве сельского хозяйства Иркутской области, существует весьма острая необходимость ввоза молочной продукции: собственное производство покрывает потребности населения лишь на 56%! В такой ситуации, когда потребность в молоке растет, без завозного продукта не обойтись. Без импортируемого из-за границы (чаще всего Белоруссии) сухого молока — тем более. Так что из 186 кг молока, которые в 2008 году выпил среднестатистический житель Приангарья, 104 кг были ввезены в наш регион.

Как сообщили в Минсельхозе Иркутской области, закупом молока занимаются 103 организации, которые приобретают продукт в 9 тысячах личных подсобных хозяйств. В Усть-Ордынском Бурятском округе работают 50 сельскохозяйственных предприятий. Из них 13% составляют производители сельхозпродукции, 14% — фермерства, все остальное — частные хозяйства. Ежегодно увеличиваются и объемы закупа молока у населения. Так, в прошлом году было закуплено 19,7 тысячи тонн молока, что в 1,9 раза больше, чем в предыдущем. А по сравнению с 2005 годом объем закупа увеличился в 14 раз!

Правда, в 2009 году из-за огромной дыры в бюджете Иркутской области не выплачиваются дотации сельхозпредприятиям, это может привести к некоторому росту закупочных цен, в итоге — повышению стоимости литра молока в магазинах. А вот частников, которые сдают молоко на переработку, регион по-прежнему поощряет рублем (вернее, 2,5 рубля за литр).

Метки:
baikalpress_id:  29 442
Загрузка...