Берегите первоисточник

Обозреватель «Пятницы» посетил премьеру спектакля «Ретро» по пьесе Александра Галина

Спектакль поставили на сцене Иркутского академического драматического театра имени Н.П.Охлопкова. О чем эта вещь? Отставной кровельщик Николай Михайлович Чмутин (Виталий Сидорченко, Геннадий Марченко) после смерти жены внял настоятельным просьбам дочери Людмилы (Марина Елина) и переехал к ней в Москву. В столице старику было скучно, и его единственным близким другом стал голубь, ежедневно прилетавший на подоконник за очередной порцией хлебных крошек. Муж Людмилы, торговец антиквариатом Леонид (Яков Воронов, Анатолий Лацвиев), видя неприкаянность тестя, решил помочь загрустившему пенсионеру и подыскать ему... подругу жизни. Кандидаток в невесты в конечном счете оказалось три: добрая бывшая медсестра из психушки Нина Ивановна (Людмила Слабунова, Галина Байнякшина), эксцентричная экс-балерина Роза Александровна (Тамара Олейник, Эмма Алексеева) и сверхинтеллигентная вахтерша Диана Владимировна (Татьяна Кулакова, Нина Полякова). Однако по стечению обстоятельств все три «женщины преклонного возраста» пришли на смотрины одно-временно. Но самое смешное заключалось в том, что потенциальный жених о манипуляциях зятя ни сном ни духом и его просто поставили перед фактом...

Не секрет, что у пьесы «Ретро» есть всего лишь одно истинное предназначение — задействовать на полную катушку еще не истощившиеся креативные ресурсы пожилой части труппы. И многие театральные руководители берут это произведение в репертуар только для того, чтобы возрастные актеры не чувствовали себя обделенными и не уходили в творческий застой. Не знаю, какие импульсы двигали руководством Иркутской драмы, но благодарность и отдачу актеров, «о которых не забыли», их интенсивную энергию мог почувствовать каждый зритель, пришедший на спектакль. И образ ворчливого старика, и трех абсолютно разных по характеру пенсионерок созданы идеально.

Зато есть вопросы к интерпретации авторского текста. «Ретро» — произведение, безусловно, очень грамотное, ловко скроенное и ладно сшитое. Не случайно именно с этой пьесы началась слава Галина как драматурга. Но она вполне адекватно названию безнадежно устарела (напомним, год написания «Ретро» — 1979-й). С тех пор социальная картина в российском государстве поменялась радикально. И сетовать на бездуховность, жажду наживы и отрыв от корней уместно только в крайне ограниченном контексте и для столь же ограниченной аудитории. Однако режиссер Александр Ищенко смело заявляет со сцены, что имеет в виду постановку актуальную и злободневную...

Что ж, хозяин — барин. Но уж если постановщик берется делать современную адаптацию, то не должен забывать, что самым важным в этом деле является внимание к мелочам. Именно они дают ощущение неподдельности происходящего на сцене и его аутентичности. А изменить пару фраз и добавить в действие мобильные телефоны, оставив в неприкосновенности такие дикие архаизмы, как «сделать два СВ до Симферополя» или «женщина — член коллектива», это непростительная небрежность. Я, как зритель, не должен мучительно прикидывать, как возможно, что одна бодрая 60-летняя старушка заявляет, будто «помнит гимназию», а вторая, едва выйдя из пеленок, «тушила на крышах немецкие зажигалки». И никакой условностью и постмодернизмом в данном случае отговориться не удастся. Тут, как говорил герой одного старого анекдота, нужно или крест снять, или штаны надеть. Или сотовый телефон за кулисами оставить, или не произносить в него фразу «Алло! Это отдел снабжения?».

Пожалуй, наилучшим выходом из ситуации было бы не трогать постановщику современные реалии никаким образом. А то получилось — ни Богу печка, ни черту кочерга. Раз уж ретро, так пусть и будет ретро. Пусть зритель сам проводит аналогии с днем сегодняшним и делает далеко или не очень идущие выводы. А на сцене пускай разворачиваются овеянные духом того непростого, названого застойным времени события из жизни простых советских людей, пытающихся бороться с проблемой вечной, вневременной и, увы, до сих пор не разрешимой. Человеческим одиночеством...

P.S. Кстати, спектакль «Ретро» смогут увидеть не только иркутяне, но и жители Иркутска II (23 апреля, ДК имени Гагарина) и Усолья-Сибирского (22 апреля, МДК).

Кто такой Галин?

Александр Михайлович Галин — один из ведущих российских драматургов, сценарист, режиссер театра и кино. Приобрел известность благодаря пьесе «Ретро» (1979). В 1981 году пьеса была поставлена в Москве Малым театром, в 1983-м и 1984-м была одной из наиболее часто игравшихся в СССР. Галин — автор более 20 пьес и нескольких киносценариев. Пьесы Галина ставились более чем в 200 театрах СНГ, а также во многих известных театрах Европы, Америки, Азии, включая постановки МХАТа, Королевского Шекспировского театра, театра «Одеон» в Париже, Шиллеровского театра в Берлине.

Цена вопроса

Увидеть спектакль «Ретро» можно в Иркутском академическом драматическом театре имени Н.П.Охлопкова. Цена билета — от 50 до 200 рублей.

Метки:
Загрузка...