Нарисовались в Иркутске

Создатели Лелека и Болека провели в нашем городе мастер-класс по мультипликации

В России не найдешь человека, который не знал бы двух нарисованных мальчишек — Лелека и Болека. На днях в Иркутске побывали польские аниматоры, нарисовавшие когда-то этот знаменитый мультфильм. «Лелек и Болек» имел колоссальный успех. Первая серия появилась на экранах в 1962 году. «Приключения Лелека и Болека» завоевали семь «Оскаров»! В нашем городе известные художники знакомили маленьких иркутян с польскими мультфильмами и провели уникальный мастер-класс по анимации. В ожидании интервью за всем этим внимательно наблюдал журналист «Пятницы».

Шестидесятидвухлетний мультипликатор, режиссер Веслав Земба и 55-летний сценарист, продюсер Евгений Гордзеюк в Иркутске впервые. Говорят, что так далеко от Варшавы они никогда не уезжали!

— Все мы родом из счастливого беззаботного детства, — говорят Веслав и Евгений. — Рады, что в России до сих пор помнят Лелека и Болека, пса Рекса. Нам очень понравился ваш город. Вы гостеприимны, открыты, любите дружить, у вас есть сердца и эмоции. В иркутском Доме кино мы прочитали лекцию о создании мультфильмов для детей, школьников и студентов художественных училищ.

Гости из Польши рассказали, что Лелек и Болек рисовались еще по старой системе — плоскими формами. Раньше художники-мультипликаторы рисовали только вручную. Очень кропотливый, тщательный труд. Для анимационного фильма продолжительностью 10 минут нужно было нарисовать до 30 тысяч рисунков! На один маленький мультфильм уходили месяцы титанической работы. Сейчас с появлением программного компьютерного обеспечения и объемного изображения 3D делать мультфильмы стало гораздо проще. Только и потеряли они много. Раньше анимация была живой, а теперь — искусственная. Живые мультики детям нравятся больше, чем компьютерные.

— Они и свет излучают совсем другой, — говорит польский художник Веслав Земба. — Сегодняшняя интерактивная анимация хуже воспринимается. Сейчас мы делаем сериал из десятиминутных мультипликационных фильмов для Варшавского телевидения. Времени на это уйдет минимум 3—4 месяца. Для работы над мультиками принимаем молодых людей: 30—40 человек с опытом работы на один проект. Аниматоры, звукорежиссеры, монтажисты, декораторы... Карьеру в мультипликации художник Веслав начал в 1972 году в известной всему миру анимационной студии в маленьком польском городке Бельско-Бяла. Именно там и родились популярные детские персонажи Лелек и Болек, а также пес Рекс.

— Рисовать я начал еще в детстве. Сначала рисовал карикатуры на разные актуальные темы, работал в одном из польских сатирических журналов (вроде нашего «Крокодила». — Авт). Меня заметили и пригласили в анимационную студию. Я понял, что могу рисовать настоящие мультфильмы, и практически сразу влился в работу. В студии к тому времени уже трудились над созданием мультиков про Лелека и Болека. Там я прошел все этапы работы над мультфильмом — от помощника аниматора до главного режиссера. Только о Лелеке и Болеке я нарисовал десять фильмов. После студии в Бельско-Бяле я переехал жить в Варшаву. Меня пригласили работать мультипликатором в одну из ведущих польских студий анимации. И сегодня я делаю мультфильмы. Занимаюсь любимым делом уже 37 лет.

Кроме непосредственной работы в польской мультипликации Веслав Земба рисует иллюстрации и дает практические советы в учебниках, которыми пользуются студенты польских художественных учебных заведений. Аниматор создает мультфильмы не только для детей, но и для взрослых — с тонким логическим смыслом. У Веслава множество авторских работ. Кстати, Веслав очень хорошо выглядит для своего возраста. Лет на 45, а ведь ему уже 62! Аниматор очень улыбчив. Это и понятно: его работа — сплошной позитив.

Кажется, что нарисовать известных мультгероев Лелека и Болека очень легко, польский аниматор справляется с этим за минуту — настолько хорошо наработана рука. На память нашим читателям Веслав нарисовал рисунок на плакате с любимыми с детства персонажами. У мультипликатора, нарисовавшего Болека и Лелека, есть творческая мастерская в Польше. Там он живет, когда работает...

— Иногда я рисую и днем и ночью, если работу нужно сделать срочно. Моя семья к этому уже давно привыкла. Они меня любят и все прощают. Я стараюсь и своей семье много времени уделять. Но анимация — дело всей моей жизни. Сейчас Веслав Земба начинает работу над новым анимационным полнометражным мультфильмом для всей семьи продолжительностью 70 минут. В свою команду он набирает и творческих людей из России. Мультипликатор говорит, что русские — трудолюбивые художники, которые к тому же прекрасно рисуют. Мультфильм Веслава о том, как молодой человек ищет свое место на земле. Он встречается с разными препятствиями на своем пути, узнает разных людей — добрых и злых. Ищет смысл жизни.

— Приятно осознавать, что в последнее время престиж профессии мультипликатора снова повышается, — говорит сценарист, продюсер Евгений Гордзеюк. — Еще несколько лет назад мультипликация была в упадке. Анимация — как жизнь: то идет в гору, то падает вниз.

По словам Евгения, создатели Лелека и Болека планируют приехать в Иркутск снова:

— Нам очень понравилось у вас. Хотим вместе с вами поработать, сделать мультфильм про сибирскую природу, Байкал. Хорошо было бы привлечь к созданию мультика маленьких иркутян. Лучше ребенка никто мультфильм не сделает. Потому что дети рисуют анимацию для себя, они просто не могут сделать так, чтобы было неинтересно.

Как сделать супермультфильм?

— Анимация должна быть простой, без ухищрений, — говорит Веслав Земба. — Можно сказать, примитивной в хорошем смысле этого слова, максимально понятной и доступной многочисленной аудитории. Особенно высоко ценятся мультфильмы для детей младшего возраста, создание их — труд неимоверный. Дети не умеют врать, они искренне скажут: удался мультик или нет, досмотрят ли они его до конца, не устанут ли, будет ли им интересно. И если самым маленьким детишкам мультик нравится, то это алмазная работа и взрослые люди эту анимацию тоже будут смотреть с удовольствием. И еще мультфильмы должны быть исключительно с преобладанием светлых тонов, как душа ребенка — чистая, яркая.

Борьба за владение Лелеком и Болеком

В начале 60-х годов Владислав Негребецкий придумал двух литературных персонажей, которые впоследствии стали известны всему миру, — веселых и непоседливых Лелека и Болека.

— У Негребецкого есть двое детей, по характерам они как раз похожи на Болека и Лелека, — говорит Веслав Земба. — Один быстрый, другой медленный. Их автор сценария и сделал прототипами героев мультфильма. Сейчас эти люди работают инженерами, к анимации они не имеют никакого отношения. В Польше их никто не знает. К сожалению, создателей Лелека и Болека уже нет в живых. Двадцать лет назад трагически погиб Владислав Негребецкий. Мультипликатор, который первым нарисовал Лелека и Болека, Альфред Ледвиг умер два года назад. Судебная тяжба за авторские права на «Лелека и Болека» длилась более 30 лет. Между детьми Владислава Негребецкого и Альфреда Ледвига происходят постоянные конфликты. Люди, которые вообще не имеют никакого непосредственного отношения к созданию Лелека и Болека, не могут разделить авторские права на этот мультфильм.

Шанс для иркутян

У Веслава Зембы и Евгения Гордзеюка есть собственный сайт в Интернете, где мультипликаторы размещают рисунки маленьких детей со всего мира. Лучших юных художников ждут призы, а также приглашения на экскурсии в Польшу в легендарные анимационные студии. Если вы хотите, чтобы рисунок вашего ребенка завоевал мировую популярность и оказался среди работ признанных в мультипликации гениев, кликайте сюда: http://gma.duu.pl/gma/ (электронный адрес портала). Работы присылайте на электронную почту: galeria.ma@gmail.com. Или на почтовый ящик: Marzennaart, Skrytka Pocztowa 62, 00961 Warszawa Poland/Польша. Веслав и Евгений с нетерпением ждут рисунков маленьких иркутян!

Метки:
baikalpress_id:  29 433