В ожидании чуда

На сцене Иркутского музыкального театра прошла премьера «музыкального блокбастера» по мотивам романа Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина»

«Русского фантома» я ждал с большим нетерпением. Потому что, как историк по образованию, знаю, что потенциал у материала, послужившего основой для спектакля, огромный. В культурном смысле начало ХХ века было временем богатейшим. Однако чуда не случилось...

И, наверное, в первую очередь претензии следует выставить авторам музыки и либретто. Они почему-то вдохновлялись не лучшими мировыми образцами именно музыкальной культуры, а рок-операми 70-х и советскими «ТВ-мюзиклами» с Людмилой Гурченко. Может, кому и нравится типичная для того времени рок-оперная полифония с симфоническими истериками и тексты, звучащие как стихи на поздравительных открытках, но не мне. Я не запомнил ни слова из спетого со сцены, а музыкальное сопровождение не вызвало даже малейшего желания притопнуть ногой в такт.

Думаю, подробно пересказывать содержание спектакля особого смысла нет. Все с детства знают о том, что тщеславный физик Гарин изобрел тепловой луч необычайной разрушительной силы, вызвал пристальное внимание советских чекистов, отбил у миллионера Роллинга красотку Зою, попытался воплотить в реальность мечту о мировом господстве, но потерпел со-крушительное поражение...

Гораздо больший интерес вызывает воплощение этой истории на сцене. Декорации, состоявшие из четырех передвижных фонарей, выполненных в индустриальном стиле, и такой же вышки-платформы, если и не впечатляли, то смотрелись вполне достойно. Настоящей находкой были рир-экран и его «содержимое». Эту идею руководству театра явно следует развивать и применять и в других своих проектах. Это выглядит довольно свежо и позволяет существенно экономить на декорациях. Световое шоу тоже порадовало, однако в мюзикле, где речь идет фактически об изобретении лазерного луча, отчаянно не хватало именно лазерного шоу. В данном случае можно было и раскошелиться, а не водружать над сценой круглую люстру, символизирующую «тот самый» луч. Ну это как-то не солидно...

Очень порадовала (как, впрочем, и всегда в этом театре) танцевальная часть. Конечно, некоторые выступления были решены в балетной технике, для жанра мюзикла не очень подходящей, но пара номеров поставлены и исполнены с отчаянной бродвейской лихостью и, можно даже сказать, шиком. Во-первых, это, конечно, «танец манекенов», ну и «танец двойников». Неизгладимое впечатление произвели лично на меня и эффектные «золотые статуи» во втором акте, а также крайне интересно и натуралистично решенная сцена изнасилования главной героини.

Что касается актеров, то с поставленными задачами с разной степенью блеска справились все. Актрисы же удивляли. Почему-то наши певицы, как в китайской опере, поют по раз и навсегда заведенному канону. Причем канону, в худшем смысле этого слова, опереточному. Видимо, педагог по вокалу вбивает свои аксиомы палкой намертво, иначе никак не объяснишь нежелание перестраивать свой стиль. Я думал поначалу, что это аппаратура барахлила, потому что не мог разобрать ни слова из женского пения, но когда на сцену выходили мужчины, их текст я разбирал почти полностью. Может быть, я не прав, но почему же тогда оперная певица Суханкина, когда поет в дуэте с Натальей Гулькиной, не давится консерваторским образованием, а работает с голосом, понимая, что для низких жанров можно петь и не так, как учили. Мюзикл изначально был танцем с песнями, а не оперой с хореографическими номерами.

И в нем не на своем месте смотрелись бы самые прославленные басы, баритоны и контральто. Не потому что они плохи, а потому что не подходят для реализации поставленных задач.

Цена вопроса

Увидеть спектакль «Русский фантом» можно в Иркутском музыкальном театре имени Загурского. Цена билета — от 120 до 350 рублей.

Метки:
baikalpress_id:  29 398