В Иркутске тоже девушки красивые

Так ответил Денис Мацуев питерскому журналисту, который предложил пианисту обратить внимание на невест Северной Пальмиры

Не так давно после триумфального концерта в Санкт-Петербурге знаменитый пианист Денис Мацуев дал интервью питерскому изданию «Парк культуры». Мы думаем, иркутянам будет приятно прочитать его. В отличие от других звезд и звездочек, вышедших из нашего города, Денис не только не говорит об Иркутске как о мрачном провинциальном городе, а, наоборот, восхваляет его и упоминает почти в каждом ответе.

— Денис, вы любите театр?

— Конечно, я вырос в Иркутском драматическом театре имени Охлопкова. Мой папа работал там музыкальным руководителем. Для меня запах театрального закулисья — это запах моего детства. Я вообще очень падок на запахи. Запах улиц, запах родной квартиры в Иркутске, которую я запрещаю продавать и даже не даю делать там ремонт. Я захожу туда на полтора дня, когда бываю в Иркутске, и меня охватывают воспоминания детства. Я многое понял еще в детстве, глядя на всю эту театральную кухню. В музыке много схожего с театром: режиссер подобен дирижеру, актеры — музыкантам.

— Глядя на вашу карьеру, вспоминаешь фильм «Светлый путь». Мальчик из глубокой провинции приезжает в столицу и триумфально ее завоевывает.

— А в чем победа? Почитаешь ваших питерских критиков... Какой-то сосунок написал разгромную статью о Темирканове, облили грязью Гергиева, мололи Кисина, Ростроповича.

У меня в Иркутске еще был старый журнал «Музыкальная жизнь». Так там такт за тактом был разобран концерт Станислава Нейгауза. Я мечтал бы, чтобы кто-нибудь так досконально разобрал мой концерт! Я считаю, что любая критическая статья должна идти на пользу как публике, так и исполнителю. Те оскорбления, что пишут критики в местных газетах, в «Коммерсанте», — да за это нужно давать по морде! Они уничтожают великих людей. Ростропович отказался от выступлений в России после травли в прессе оперы Слонимского «Иван Грозный», поставленной им со Стуруа в Самаре. Можно сказать, Россия еще раз потеряла Ростроповича после одной статейки.

Я знаю, что иные музыканты не едут в Россию, боясь хамской критики. Кому-то все равно, но есть люди с тонкой душевной организацией, которые потом будут долго переживать. После одного моего концерта вышла статья под названием «Молотобоец». Там говорилось, что я разломал все рояли, что я ужасное быдло и на концерт ко мне ходит такое же быдло. По поводу себя я так переживать бы не стал, просто пошел бы драться, мне не впервой, но когда оскорбляют моих слушателей... Я обожаю малый зал филармонии, зал Энгельгардта. Там работают чудесные сотрудницы — истинно петербургские дамы. Здесь я играю концерты перед моей любимой публикой. И оскорблять ее несостоявшимся музыкантам, выливающим свою желчь на всех, я не позволю. Напишите, пожалуйста, об этом.

— Обязательно. Ладно, забудем о критиках. Скажите, вы анализировали, почему вас так любят в России?

— Я положил на это 15 лет своей жизни. Когда-то я решил, что если буду востребован у себя на родине, то мне и везде будет легче. Первые мои гастроли по стране включали 60—70 населенных пунктов, о которых вы никогда и не слыхали: Казачинск, Магистральный, Новокуйбышевск и так далее. Я ездил в плацкартном вагоне, играл концерты практически бесплатно. В России мало один раз сыграть хорошо. Нужно повторить свой успех дважды, трижды, четырежды. Каждый раз, когда я бываю в разных российских городах, для меня это страшное испытание. Нужно еще раз доказать, чем-то удивить публику, которая слышала меня уже много раз. И я предельно честно отношусь к каждому слушателю, что пришел на мой концерт. Может, поэтому и есть успех, о котором вы говорите. В основе его — адский труд.

— Говорят, что каждый русский знает, как обустроить Россию. У вас есть рецепт?

— Трудно, трудно.... Я много думал о героях нашего времени. Герои сегодня заменены кумирами. Нет у нас Павки Корчагина, нет маршала Жукова. То есть, наверное, они где-то есть, но не на виду. Моя бабушка, когда я уезжал из Иркутска в Москву учиться, отозвала меня в сторону и дала конверт. Там лежало 20 тысяч долларов — она втайне от моих родителей продала свою квартиру ради того, чтобы мне в Москве было легче. Вот это, я считаю, геройство первостатейное. Она верила в меня и отдала последнее, что у нее было. А сформулировать национальную идею невозможно будет до тех пор, пока мы не вытравим заразу со всех телеканалов, из СМИ. Трупы, гадости ниже пояса, пошлость юмористов, эстрады... Даже талантливых людей в этой системе зомбируют. Мне нравятся Шульженко, Утесов, Бернес. Они проживали жизнь через песню, готовили песню годами. А сейчас за неделю можно стать звездой. Нужно подумать, как остановить этот процесс. Нужно дать людям выбор, потому что сегодня выбора практически нет.

— Но все говорят о рейтингах...

— Это чушь. Никто их на самом деле не считает. Люди просто зарабатывают деньги, вот и все.

— Где-то вы рассказывали: хорошо играть на рояле — это легкий способ добиться успеха у девушек.

— Хотите узнать об этом подробнее?

— Конечно!

— Действительно, в Иркутске в общеобразовательной школе на переменах я играл «с телевизора» песни «Модерн Токинг», «Европы», Аллы Пугачевой, то, что было популярно тогда. Вокруг меня собирались одноклассницы — для них это было недосягаемо. Я пользовался этим успехом и в среде учительниц, не подумайте только ничего плохого. Меня отпускали с химии, когда в День Победы для ветеранов нужно было играть попурри на темы военных песен.

— А сейчас вы продолжаете пользоваться этой практикой?

— Сейчас, я думаю, такого успеха «Модерн Токинг» бы не имел. А тогда, я помню, мы даже подрались из-за «Модерн Токинг» с одноклассником. Я пытался доказать, что это плохая музыка. Он сломал мне руку, я тоже сильно его побил. Недавно он приходил в Иркутске на мой концерт, просил меня, рассказывая эту историю, упоминать его фамилию как рекламу для его бизнеса.

— Вы планируете иметь семью?

— Конечно, если это возможно планировать. Мой график расписан на многие годы вперед. Женюсь, наверное, когда приспичит. В этом тоже нужен элемент удачи.

— Обратите внимание на питерских девушек.

— Да, мне все говорят... В Иркутске тоже девушки красивые.

Иркутский самородок

* Денис Мацуев родился 11 июня 1975 года в Иркутске. Отец — Леонид Викторович, композитор и пианист, автор музыки ко многим спектаклям иркутских театров. Мать — Ирина Дмитриевна, преподаватель музыки.

* Его начали учить музыке в три года, когда он самостоятельно подобрал мелодию из программы «Время». Родители стали его первыми и главными учителями.

* Когда Денису было 15 лет, его пригласили в Москву на запись самого первого выпуска телепрограммы «Утренняя звезда». Родители повезли его в столицу. Леониду Викторовичу и Ирине Дмитриевне посоветовали показать сына в Центральной музыкальной школе (ЦМШ) при Московской государственной консерватории. Денис успешно прошел прослушивание и был принят в главную музыкальную школу страны. Но когда осознал, что скоро предстоит окончательно переезжать в Москву, взбунтовался не на шутку. Ведь это значило расстаться с друзьями, с футбольной командой, с Иркутском. Родители сумели «купить» сына, сказав, что в столице можно будет смотреть матчи его любимого «Спартака», и Денис переехал в Москву, к родственникам.

* В 1991 году Денис становится стипендиатом Международного благотворительного фонда «Новые имена». По линии фонда Денис Мацуев принял участие в десятках концертов по всему миру, выступал на лучших площадках, играл перед английской королевой, Папой Римским, Генеральным секретарем НАТО в представительстве в Брюсселе.

* С тех пор для Дениса Мацуева выступления на самом высоком уровне — на саммитах, встречах президентов — стали привычным делом. Он играл на открытии Московского кинофестиваля, на Венецианском и Каннском кинофестивалях.

* Музыкальные критики называют Дениса Мацуева «сибирской Золушкой» — за несколько лет обычный иркутский мальчик взошел на музыкальный олимп и стал мировой звездой.

* В 1995 году (в 20 лет!) Денис Мацуев получает статус солиста Московской государственной академической филармонии. Поворотным в его судьбе стал 1998 год: получив звание лауреата на Международном конкурсе пианистов в Париже, сразу после окончания консерватории он стал победителем XI Международного конкурса имени П.И.Чайковского, одного из самых престижных в мире.

* Выступления Дениса Мацуева расписаны на три года вперед. В настоящее время он дает около 150 концертов за сезон в самых престижных залах планеты.

* Японская фирма «Ямаха» выбрала Дениса Мацуева своей эмблемой, предоставив возможность выступать на эксклюзивных роялях фирмы.

* Живет и работает в Москве.

Метки:
baikalpress_id:  46 180
Загрузка...