Есть к чему стремиться

Несмотря на финансовый кризис, иркутское образование будет развиваться динамично, уверен начальник городского Управления образования Виктор Басюк

Еженедельник «Пятница» продолжает знакомить читателей с людьми, которые принимают важные для города решения и делают нашу жизнь комфортной. Сегодня мы расскажем о главном педагоге города — начальнике Иркутского управления образования Викторе Басюке. Более ответственную работу придумать трудно. Ведь в учреждениях, которыми руководит Виктор Басюк, закладывается фундамент будущего наших детей — здоровье, счастье, карьера.

Отличником не был

Сейчас в управлении Виктора Стефановича находится 112 детских садов, а когда-то он сам ходил в детский сад города Зимы. И, хотя тогда интерьер дошкольных учреждений был гораздо скромнее, чем теперь, воспоминания остались самые светлые и приятные: «Это первые друзья, игры, которые нравились. Особенно любил играть в прятки. Даже место было свое, козырное, — под обеденным столом в группе».

Школьные годы Виктора Басюка прошли в Саянске, куда переехала жить его семья. Уже тогда в его характере проявлялись задатки руководителя — председатель совета пионерской дружины, секретарь комитета комсомола. Но примерным учеником он себя никогда не считал: «Был твердым хорошистом, но, как и у каждого нормального ребенка, в дневнике были все оценки. И учителей разыгрывали, и уроки срывали, и шнурки на ботинках одноклассникам завязывали. У нас был шебутной класс — много мальчишек, но, мне кажется, учителям было с нами интересно».

Он никогда и не думал, что сам станет педагогом. С шестого класса мечтал о медицине — хотел быть врачом. Серьезно готовился к поступлению в Иркутский мединститут — штудировал учебники по биологии и химии. В будущем ему это очень пригодилось, но не в медицине.

В десятом классе стал победителем школьной олимпиады по биологии. Его отправили на областную олимпиаду по этому предмету, которая проходила в Иркутском пединституте. По ее итогам занял четвертое место, но парень так понравился преподавателям вуза, что они посоветовали ему поступать именно в этот институт.

Правда, сопротивлялся он до последнего, но судьба все равно распорядилась по-своему. Когда выпускник школы Виктор Басюк пришел подавать документы в медицинский институт, оказалось, что не хватает одной печати на характеристике. Пришлось возвращаться домой, где его ждала мама. «Наверное, это знак. Попробуй все же пойти в педагогику», — сумела убедить она сына. Он послушался и за двадцать два года, прошедшие с того дня, ни разу об этом не пожалел.

Повезло с карьерой

Дебют Виктора Басюка в роли учителя состоялся на четвертом курсе института. Студентов отправили в школы преподавать химию и биологию. Первый блин у нашего героя получился комом. «Это был урок химии в седьмом классе. Я заранее написал конспект, прекрасно знал тему, но волнение сделало свое дело — сбивался, запинался, старался что-то вспомнить. Полный провал. Школьный методист, присутствовавший на этом уроке, поставил мне удовлетворительную оценку», — вспоминает Виктор Стефанович.

Но такая неудача в его педагогической карьере была лишь однажды. Все последующие уроки ученики слушали предметника не отвлекаясь. «В школе не должно быть нелюбимых предметов. Конечно, склонности у всех детей разные. Гуманитарию вряд ли будут нравиться геометрия и алгебра. Но если ребенку на уроках неинтересно, потому что он не понимает предмет или просто скучно, — это недоработка учителя», — убежден Виктор Стефанович.

На последних курсах института по инициативе Виктора Басюка был создан педагогический отряд для работы воспитателями в детском доме № 2. Первый визит в это учреждение для многих студентов, которые выросли в благополучных семьях, стал настоящим шоком. «Когда ребятишки кинулись к нам, называли наших девчонок мамами, те просто плакали, ведь молодежь, выросшая в благополучных семьях, никогда не сталкивалась с проблемами таких детей», — вспоминает Виктор Басюк.

Через три года работы воспитателем детского дома молодого педагога вызвал к себе заведующий Иркутским городским отделом народного образования. Накануне этой встречи наш герой провел бессонную ночь — он не знал, о чем пойдет разговор, и очень волновался, что сделал в своей работе что-то не так. Но оказалось совсем наоборот — талантливого педагога заметили и, несмотря на молодость (тогда ему было всего 22 года), предложили стать директором детского дома № 5. «Сомнений было много, ведь я даже не представлял себя на такой должности, но долго раздумывать мне не дали — решение о моем назначении было принято заранее», — рассказывает Виктор Басюк.

Ставки, которые руководство гороно сделало на этого педагога, оказались правильными. Юношеский максимализм и здоровые амбиции нового директора сыграли свою роль. Вскоре в детдоме была создана уникальная система воспитания детей-сирот в семейных группах, которая практикуется там и по сей день, а затем этот детдом завоевал самую престижную премию для интернатных учреждений. Такую награду в России имеет не больше двадцати детских домов. Помимо этого благодаря таланту руководителя был создан попечительский совет, который привлекал средства на развитие учреждения — около миллиона рублей в год, при том что бюджетное финансирование на тот момент составляло два миллиона рублей ежегодно.

В 2002 году Виктор Басюк был назначен начальником Департамента образования Свердловского округа Иркутска, а в 2003 году возглавил городской Департамент образования.

Гордится педагогами

На сегодняшний день в состав муниципальной системы образования входят 212 учреждений, в которых обучается и воспитывается больше восьмидесяти тысяч детей.

Больше двух тысяч педагогов имеют высшую квалификационную категорию, а 31 человек — звание «Заслуженный учитель РФ». Большинство подчиненных Виктора Басюка — женщины. «Конечно, руководить женским коллективом очень непросто. Бывает, что и слезы в ход пускают. Приходится успокаивать. Зато у меня, как единственного мужчины, есть одно большое преимущество — на праздниках не надо придумывать тосты, третий «за женщин и любовь» всегда мой, — шутит Виктор Стефанович. — Ну а если серьезно, я горжусь иркутскими педагогами, которые вкладывают душу в воспитание наших детей. Во все времена иркутская система образования развивалась динамично, без остановок. Думаю, даже несмотря на кризис, нас ждут новые педагогические находки и талантливые учителя. Это то, к чему все мы должны стремиться».

Но если на работе Виктор Басюк — строгий руководитель, то дома — любящий муж (его жена Наталья тоже педагог — работает в Управлении опеки и попечительства) и демократичный отец. «Дети могут вить из меня веревки», — признается он. В семье Виктора Стефановича двое детей. Сын Дмитрий — студент второго курса правовой академии. Дочь Анна — ученица восьмого класса одного из иркутских лицеев. Возможно, она пойдет по стопам родителей — девочке очень нравится общаться с людьми и так же, как у отца, присутствует желание доказать, что всего в этой жизни можно добиться самостоятельно.

Острые вопросы

Каждый год родители школьников сталкиваются с массой вопросов, которые напрямую касаются образовательного процесса. Пользуясь случаем, мы решили адресовать Виктору Басюку наиболее частые вопросы, поступающие в редакцию «Пятницы» от наших читателей.

— Виктор Стефанович, многие родители жалуются на так называемые школьные поборы, когда родителей заставляют сдавать деньги, например, на ремонт класса и школы. Насколько правомерны эти требования администраций школ?

— К счастью, сфера образования была и остается для города приоритетом бюджетных расходов. Ежегодно сюда направляется тридцать процентов средств из бюджета города. Но, несмотря на стабильную тенденцию, всегда хочется добиваться новых высот. Именно поэтому школы нуждаются в помощи родителей. Другое дело, что эта помощь не обязательно должна выражаться в денежном эквиваленте. Это может быть участие в организации различных мероприятий, в уборке территории, в текущем ремонте кабинетов. Обоснованность оказания родителями финансовой помощи решает родительский комитет. Но в любом случае она является добровольной, исходя из возможностей и желания каждой семьи.

— Еще один вопрос, который задают наши читатели, — планируется ли ввести в иркутских школах единую форму одежды для учеников?

— Понятия «форма» в школах давно не существует. Сейчас в учебных заведениях используется деловой стиль одежды. Строгих требований нет, но во многих учреждениях размещены стенды с образцами школьных костюмов, опираясь на которые, родители могут подобрать форму по своим финансовым возможностям.

— В советские времена все школьники обучались по единой программе. Сейчас таких программ очень много. Мнения родителей полярны: одни считают более эффективной советскую систему, другие — современную. А какого мнения придерживаетесь вы?

— На мой взгляд, идея многовариативности образования — очень хорошая. Но, к сожалению, мы немного извратили эту систему — зачастую программа выбирается в угоду учителю, а не ученикам. Тем не менее выбор программ в школах должен быть. Каждый ребенок имеет свои природные наклонности, и разнообразие программ позволяет правильно определить и развивать способности детей.

— А вот родителей выпускников больше всего волнует сдача единого государственного экзамена. Существует мнение, что требования тестов слишком завышены.

— ЕГЭ измеряет уровень знаний учеников по стандарту, который ни на шаг не выходит за рамки школьной программы. Это абсолютно правильная система, ведь любую работу оценивает внешний эксперт. Например, качество любого товара оценивает покупатель. Так же и в школе. Учитель не может сам оценивать свою работу. Именно для этого и была введена система ЕГЭ. Тем более что подготовка к такому экзамену проводится заранее — дети сдают пробные тесты, чтобы привыкнуть к заполнению именно этой формы бланка. Кроме того, можно проводить самостоятельную подготовку — образцы экзаменационных тестов находятся в свободном доступе на сайте ege.edu.ru.

Полезные телефоны

Сегодня мы публикуем номера телефонов, по которым можно звонить, если возникают вопросы в сфере:

* школьного образования — 52-01-82;

* дошкольного образования — 52-01-81;

* дополнительного образования — 52-01-80;

* трудоустройства — 52-01-78.

Что построят?

Одна из актуальных проблем, существующих в образовательной системе Иркутска, — нехватка мест в детских садах. Как пояснил Виктор Басюк, в нынешнем году в муниципальных учреждениях будет создано полторы тысячи дополнительных мест для малышей. В течение года откроется новый детский сад в Кировском районе — на улице Горького, а также три детсада в Свердловском округе — № 107, 110 и 124. Кроме того, места будут созданы за счет завершения строительства пристроя к детскому саду № 63.

Помимо этого в текущем году проведут снос здания школы

№ 23 в Октябрьском округе Иркутска, площадка под строительство будет полностью подготовлена до конца этого года. А к началу нового учебного года состоится открытие школы № 72. В ближайших планах мэрии — реконструкция здания иркутского лицея № 3.

ОЛЬГА МИРОШНИЧЕНКО, miol@pressa.irk.ru Фото СЕРГЕЯ ИГНАТЕНКО и из архива Виктора Басюка

Метки:
baikalpress_id:  10 862