Рекламируют... Бога

На коммерческих рекламных щитах в Ангарске появились необычные слоганы

Реклама — двигатель торговли, с этим не поспоришь. Рекламируется все, что только можно: начиная от детских подгузников до политических партий. Недавно христиане-неопятидесятники в Ангарске решили прорекламировать самого... Бога. Щит с надписью «Бог есть» появился в январе на одной из центральных магистралей города. Однако не все ангарчане согласны с этим утверждением.

У каждого он свой

О билборде «Пятнице» сообщил Владимир Сверкунов, житель Ангарска. По его словам, он не имел бы ничего против слогана «Бог есть», если бы таковой висел на здании церкви, но коммерческий рекламный щит расположен на улице, по которой ездят как верующие, так и убежденные атеисты.

— Меня этот слоган смущает, — говорит Владимир, — более того, возмущает. Он не соответствует моим убеждениям, считаю, что мне навязывают чуждые взгляды. К тому же щит призывает посещать служения «христианской церкви благословения», значит, речь идет только о христианском Боге, в которого верят протестанты. А если я атеист, или, допустим, католик, или мусульманин... Не думаю, что им это понравится.

Действительно, «божественный» билборд стоит на видном месте в 10-м микрорайоне Ангарска. Многие прохожие жалуются, что, глядя на щит, они испытывают страх. Наверное, такое впечатление складывается из-за того, что слоган «Бог есть» написан черными буквами на зловещем сером фоне. Словно его авторы хотят сказать: «Попробуй только усомниться — будешь гореть в геенне огненной».

В самой «христианской церкви благословения» нам подтвердили, что являются заказчиками билборда «Бог есть». Об этом «Пятнице» сообщила Татьяна, секретарь церкви.

— Какова цель этой рекламы?

— Показать, что Бог есть, чтобы люди обращались к Богу.

— А если я принадлежу к другой религии и меня этот слоган оскорбляет?

— ...У вас Бог свой, у нас — свой. Я не понимаю, что здесь оскорбительного...

В оскорблении чувств рекламодателей действительно трудно обвинить. Претензии лишь к форме. Высказывание «Бог есть» звучит слишком безапелляционно. Нашего мнения никто не спрашивает. Бог есть — и точка! Но, извините, а если его все-таки нет? Что тогда? И вообще, религиозное чувство — дело глубоко личное, и, когда его выносят на всеобщее обозрение, оно сразу теряет интимность. В таком виде призыв верить в Бога мало чем отличается от лозунгов советских времен типа «Да здравствует Коммунистическая партия Советского Союза!», или «Слава КПСС!», или «Партия — ум, честь и совесть нашей эпохи!». Кто-нибудь всерьез в это верил?! По-моему, такая реклама способна вызвать только отторжение.

Доказать невозможно

«Пятница» попыталась выяснить, имеет ли право на существование реклама Бога. Для начала мы обратились к Александру Кулишу, заместителю руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области. Именно это ведомство следит за соблюдением законодательства в области размещения рекламы.

— Александр Владимирович, утверждение «Бог есть» может являться субъектом рекламы?

— Ну что я могу сказать... Наша служба может только проверить достоверность этой рекламы. Данная реклама является выражением мнения рекламодателя, и высказанные в ней утверждения не подлежат объективному доказательству. Проверить достоверность наличия Бога не представляется возможным. По содержанию мы здесь не можем предъявить никаких претензий. Существуют формальные требования к религиозной пропаганде: например, не допускается использование в рекламе религиозных символов в виде креста, полумесяца, икон и прочего. Если на билборде нет ничего такого, то он соответствует требованиям.

Отец Вячеслав Пушкарев, заведующий миссионерским отделом Иркутской епархии, к религиозной рекламе отнесся спокойно. На удивление спокойно, если учесть довольно напряженные отношения православных и протестантов-пятидесятников.

— Возможно, — изрек батюшка, — кто-то увидит, прочитает и задумается о своей жизни. О Боге, о вере... Семена Божьей веры попадают в сердце человека разными путями. Главное, чтобы они упали на благодатную почву. По мнению Евгения Щербакова, доцента кафедры философии ИГУ, специалиста в области религиоведения, реклама «Бог есть» говорит только о том, что ее авторы идут путем китча.

— Это самый настоящий китч! Безвкусица, которая к религиозным чувствам не имеет никакого отношения. Считаю ли я ее оскорбительной? Нет! По содержанию слоган «Бог есть» не оскорбляет чувств верующих других конфессий: православных, иудеев, мусульман и т. д. Но все равно это неприятно...

«Безбожная» реклама

Самое интересное, что ангарские неопятидесятники, скорее всего, даже не подозревают, что вступили в заочную полемику с британскими атеистами из ассоциации The British Humanist Association, которые в начале января разместили на лондонских автобусах рекламный текст «Возможно, Бога нет. Поэтому не волнуйтесь и наслаждайтесь жизнью». Свою акцию они решили провести в ответ на обилие христианских постеров в лондонском транспорте. Среди участников антирелигиозной кампании — выдающийся биолог-эволюционист, профессор Оксфордского университета Ричард Докинз. По его мнению, слоган «Возможно, Бога нет» станет противоядием от религиозной рекламы, которая угрожает людям вечными муками.

— Религия слишком привыкла к дармовщине, — объяснил свою позицию Ричард Докинз. — Автоматические налоговые льготы, незаслуженное уважение, право на то, чтобы ее не оскорбляли, право на промывание мозгов детям. Эта кампания по размещению альтернативной рекламы заставит людей думать, а мышление, как известно, анафема религии.

По данным британских газет, контррелигиозная акция собрала 140 тыс. фунтов стерлингов в течение всего одной недели. Теперь ассоциация планирует разместить наклейки на автобусах в других городах. Идея «безбожных» автобусов понравилась атеистам многих стран. Члены Американской гуманистической ассоциации расклеили на автобусах баннеры, гласящие: «Зачем верить в Бога? Будь добродетельным ради самой добродетели».

ЕЛИЗАВЕТА СТАРШИНИНА, friday@pressa.irk.ru Фото СЕРГЕЯ ИГНАТЕНКО и www.atheistbus.org.uk

Метки:
baikalpress_id:  29 342