Бриг в тайге

Шесть лет лесничий строит корабль, на котором планирует проехать по Байкалу

Трехметровый корабль в глухой прибайкальской тайге построил лесник Виктор Ткаченко. На строительство у народного умельца ушло шесть лет. Сейчас он ждет не дождется, когда шхуну можно будет спустить на воду. Сбыться мечте лесника мешает сорок километров леса, отделяющие его зимовье от Байкала.

Добраться до зимовья лесника, которое находится за Большой Речкой, оказалось непросто. Ямы, овраги легковой автомобиль преодолевал с трудом.

— Виктор уже 40 лет в тайге, — рассказал нам наш провожатый Алексей Шутько. — Нравится ему работа лесничего. Живут с сыном без связи, как отшельники. Здесь ведь телефон не берет, чтоб позвонить, нужно забраться вон на ту гору. Лысая скала, на которую указал Алексей, возвышалась над лесом, подъехав к ней, мы увидели огромный деревянный корабль. На носу судна красовалась морда диковинного зверя. От оскала его белых клыков по коже пробежали мурашки. Корпус шхуны был причудливо выгнут, по бокам «примостились» аккуратненькие окошечки. На корме — рулевая, руль сделан из какой-то заковыристой коряги. Черное днище и края, промазанные смолой, завершали зловещий образ брига.

Из калитки вышел хозяин судна — коренастый мужик с громадной седой бородой. Лесник с радостью согласился провести экскурсию на своем чудо-корабле.

Внутри была обустроена каюта. Она представляла собой маленькую комнатушку, в которой стояли две кровати, стол, печка.

— В каюте у нас гости ночуют, здесь даже в тридцать градусов тепло, — хвастается лесник Виктор Ткаченко. — Я все тут утеплил пенопластом. Он и тепло сохраняет, и плавучесть держит. Обратите внимание, как устроена внешняя обшивка. Благодаря ребристой поверхности судно будет более устойчивым на воде. В старину по такому принципу на Байкале делали баркасы. Мечту о строительстве корабля лесник вынашивал с детства. Когда Виктору исполнилось шесть лет, мать подарила ему лодку. Мальчик оказался заядлым рыбаком. На своей шхуне подросток обошел пол-Байкала. Потом бороздил просторы озера вместе со своим другом-охотником.

— Много мы тогда с моим другом Зелениным повидали, столько раз приходилось спасаться от шторма, — вспоминает лесник. — Я уже тогда решил построить парусник. Все думал, примерял. Пока однажды не увидел интересную изогнутую лиственницу. В голове промелькнуло: хороший киль получится. Срубил дерево, смастерил киль. Спустя какое-то время попалась загнутая сосна, глянул на нее и увидел будущий форштевень.

Строительство корабля могло на этом и закончиться. Мастеру помог случай. Неподалеку от его зимовья стали проводить высоковольтную линию. Чтобы расчистить место, срубили десяток деревьев. Древесина оказалась никому не нужной. Жалко стало леснику добро. Вот и решил он пустить бесхозный брус на свой фрегат. Никаких чертежей мастер не делал. Весь образ будущего корабля брал из головы.

— Я только начал строить корабль, все схемы сразу же появились в голове, — лукаво улыбается мастер. — Что корабли делать, что детей — не знаешь, что получится, а приятно. Правда, вот родственникам мое строительство не очень-то нравится. Раньше я скот держал, хозяйством занимался, а как корабль появился, все забросил. Родня не понимает, говорят, ерундой на старости лет занимаюсь. У меня ведь семь взрослых детей, и всем нужна моя помощь.

Корабль Виктор Александрович назвал в честь своего прадеда — легендарного атамана Гайдука, который в народе слыл чуть ли не вторым Робином Гудом.

— Мой прадед лесником работал у помещика, — рассказывает Ткаченко. — У него была красавица жена. Купцы узнали про нее, приехали посмотреть. Гайдук с почестями принял гостей, а они ночью надругались над его женой. Прадед тогда рассвирепел, убил шестерых помещиков. После стал грабить и убивать богачей. Все добро раздавал беднякам.

На строительство корабля у мастера ушло шесть лет. Виктор Александрович признается, что мог бы закончить работу раньше, да времени на творчество не хватает.

— Работы у меня навалом, — сетует лесник. — За всем ведь нужно уследить, все обойти. Летом, осенью сено накосить, огород обиходить. На строительство лодки остается всего месяц. Сейчас вот надо доделать кое-какие мелочи. В конце зимы буду пытаться вытаскивать шхуну из тайги. Поставлю ее на сани, трактором выволоку. Спущу на воду и отправлюсь в путешествие. Сперва заеду в Онгурен к другу Зеленину, а потом вдвоем вокруг Байкала попрем.

Один в лесу

— Я за годы лесничества такого навидался, что и врагу не пожелаешь, — рассказывает лесник. — Однажды ко мне медведь забрался. Еле от него спастись удалось. Бывало, что и от браконьеров приходилось ноги уносить. В последнее время они вообще зачастили с парапланов зверье отстреливать. А у нас здесь связи никакой нет. Если что случится, приходится ехать до ближайшего поселка. На горючку денег не выдают, зарплаты в пять тысяч только на кормежку хватает.

Метки:
baikalpress_id:  29 310
Загрузка...