«Обитаемый остров»

Фильм, который широко рекламировали, разочаровал зрителей

Несколько месяцев подряд реклама готовила зрителей к выходу на большие экраны нового фантастического фильма Федора Бондарчука по роману братьев Стругацких «Обитаемый остров». Создатели предвещали нечто, что сразит зрителя наповал. Мало того что это экранизация Стругацких (!), так еще и невиданный бюджет — 36,5 миллиона долларов (почти миллиард рублей)! Фильм вышел, но ожидания зрителей не оправдал.

Наверное, фильма такого масштаба в России еще не было. «Обитаемый остров» — на самом деле тот самый фантастический блокбастер, который обещали в рекламе. С историей, приключениями, спецэффектами, масштабом, декорациями, напряженным саундтреком, стрельбой, мордобоем, героями, антигероями, лирическими прогулками при луне. Но все это не цепляет.

С самого начала на экране крупным планом возникает златовласый, белозубый, белоликий молодой человек (двадцатилетний дебютант Василий Степанов) с дебиловатой улыбкой, с какой рекламируют жвачку «Орбит» или дезодорант «Олд Спайс».

«Конечно, ба!» — разговаривает он с бабушкой по какой-то там связи из своего космического корабля (напоминает Фродо из «Властелина колец», правда же?). Естественно, здесь же показаны виды космоса. И тут не придумали ничего другого, как «создать» нечто похожее на виды из фильма по Стивену Кингу «Лангольеры» — летающие металлические кальмары с щупальцами, видимо, излюбленный образ космических тварей у режиссеров. Но это полбеды. Голос за кадром извещает, что дело происходит в 2157 году. На Земле не осталось болезней, никто не воюет — все прекрасно живут, а потому, видимо, так улыбаются. Эта улыбка Чеширского кота преследует нас вместе с главным героем Максимом Камеррером весь фильм — он всему улыбается, и это раздражает. Даже если это придумали Стругацкие — в фильме это выглядит просто мерзко...

Вы как хотите, а мне непонятно, почему этого парня ничто не пугает? Почему он, приземлившись на какой-то неизвестной планете, улыбается чудовищам? На Земле ведь таких нет. Почему он не печалится о том, что не может вернуться к родным? Почему первым делом не пытается выяснить, как с ними связаться, и лишь изредка с полуленцой задает вопросы инопланетным людям про «контакт»?

Нет, конечно, иногда печалится — пара фраз о том, что взорвался его корабль и теперь назад не вернуться, в фильме имеется. Но как это сыграно? В то, что главному герою это небезразлично, просто не верится. И вообще ни во что не верится.

В фильме есть какой-то неоправданный надрыв — все носятся, боятся, кто-то кем-то командует, кричит. Вокруг бедлам, какой-то бесконечный базар, как в фильме «Парфюмер», — толкотня, вонь, пар от корейской кухни и даже рыба. Но разве так могут выглядеть иные миры в 2157 году?

Вы скажете, так думали Стругацкие, так они написали в книге. Но, смею заметить, вряд ли Стругацкие в 1968 году, когда писали книгу, могли себе представить, насколько будет развита цивилизация к 2008 году. В фильме присутствуют мобильники, плоские экраны, и, кажется, все.

Может быть, все объясняется тем, что Бондарчук не хотел отступать от написанного авторами. Но печатное слово — другой вид искусства, и что было логичным в виде текста, может стать бредом при произнесении с экрана. Вдумчивый монолог станет излишне пафосным, неловкий поворот сюжета — глупым, а проблемы персонажей — надуманными. Потому что в книге между двумя диалогами — десять страниц текста, а в фильме — две монтажные склейки.

Кстати, о сценарии. Его доверили писать известным фантастам Марине и Сергею Дяченко при участии Эдуарда Володарского. Но Дяченко, насколько я знаю, фильмов не снимали — они книги пишут. Может быть, из-за этого диалоги актеров (особенно, на мой взгляд, между Максимом и Радой) совсем не получились: деревянные, бессмысленные, с дурацкой улыбкой. Так люди в жизни не говорят. Неужели Бондарчук не понимал этого?

Или все настолько впечатлились миссией снимать и сниматься по Стругацким, что переклинило? Актеры начали так стараться, что просто переиграли, передержали, перекипели, перелопались от собственного значения для фильма, для искусства, для мира?

В кино много непонятного — никто не объясняет, отчего все на этой планете такие напряженные: да, вышки, да излучение, да «неизвестные отцы», да «выродки». Но передать настроение народа, живущего на планете, не удалось вообще: показаны только нервно орущая боевая гвардия, департамент общественного здоровья, департамент информации — все чего-то боятся, готовятся к важному делу, но и дела-то толком не заметно. Война идет, опасная граница — но вся опасность остается где-то за кадром. На этом фоне бесконечно улыбаются и задумчиво глядят вдаль «простые смертные» — девушка с формами Рада и главный герой «Мак Сим».

Ничего сенсационного в картине Федора Бондарчука «Обитаемый остров» нет. Все это мы видели в западных блокбастерах. Прямо скажем, в сравнении с нашим «Обитаемым островом» они лучше. И в костюмах, и в декорациях, и в спецэффектах, и в, как ни обидно, игре актеров. Ну не верится, что Мерзликин, который ассоциируется, пусть даже с такими усиками и челкой, с «Бумером», — человек с другой планеты. И костюмы слишком уж похожи на земные — красные комбинезоны, как у сотрудников санэпидемстанции, и форма в гвардии, как у бойцов ОМОНа, и одежда прокурора (Бондарчука) то как у сказочного царя, то как у учителя гимназии. А как объяснить розовый танк, крышка люка которого прикреплена чуть ли не на дверной шарнир?

Хотя техника и оружие, да и декорации в целом сделаны довольно добротно. Жаль только, что с актерами или сценарием вышло что-то не то. Зато Бондарчук снял фильм по Стругацким, но книгу после этого кино перечитать не захотелось.

О чем фильм

Роман Аркадия и Бориса Стругацких «Обитаемый остров» написан в 1968 году, опубликован в 1969-м в журнале «Нева», а после 980 цензурных поправок вышел в 1971 году отдельной книгой. Молодой пилот Максим попадает на планету Саракш, на которой идет непрекращающаяся война. Империя Неизвестных отцов воюет с двумя бывшими провинциями — Хонти и Пандеей. Населением управляют с помощью психотронных излучателей. Те, на кого излучение не действует, называются выродками и преследуются по закону. Башни-излучатели внушают населению верноподданнический экстаз, а у выродков вызывают мучительные головные боли и судороги. Когда Максим наконец взрывает центр психотронного излучения, выясняется, что его главный враг, самый умный и хитрый из Отцов по кличке Странник, тоже землянин, присланный сюда для спасения планеты.

Метки:
Загрузка...