Права не по карману

С Нового года ужесточаются правила обучения в автошколах. К чему это может привести?

Рынок услуг автошкол начинает лихорадить. С первого января следующего года в автошколах России будет увеличено количество часов практических занятий. Если сейчас для прохождения полного курса необходимо наездить 32 часа, то после Нового года их станет 50. В Министерстве образования и в ГИБДД надеются такими мерами уменьшить общее число аварий. Но большинство желающих получить права считают это лоббированным желанием владельцев автошкол выкачать из обучающихся больше денег. Об этом шла речь на недавнем круглом столе с участием руководителей иркутских автошкол и ГИБДД.

Как нам быть?

— Вчера я позвонила в одну известную иркутскую автошколу и спросила, во сколько мне обойдется обучение дочери на категорию В, — рассказала позвонившая в «Пятницу» иркутянка Виктория Парамонова. — Мне ответили, что плата за теоретический курс — 7000 рублей, а практика — 300 рублей за каждый час. В целом это 16 600 рублей. Когда же я спросила, сколько курс будет стоить после Нового года, мне сказали, что он подорожает более чем на пять тысяч.

Виктория Семеновна негодует: во-первых, для ее семьи, как и для большинства других, 5000 рублей совершенно не лишние. Во-вторых, теперь у ее дочери Ольги во время учебы в автошколе просто не будет оставаться свободного времени.

— Курс по нынешним стандартам и по тем правилам, которые введут с 1 января, я смогу пройти за два месяца, — объясняет Ольга Парамонова. — Но сейчас я смогу ходить на вождение каждый рабочий день в течение шести недель, чтобы проехать положенный мне час за рулем (больше по стандартам нельзя. — Авт.). Это уже меня напрягает, рушит все мои планы. А если часов станет больше, то еще один месяц будет вычеркнут из жизни. Тем самым нас просто вынуждают искать другие пути решения вопроса с водительскими правами.

Именно так поступили прошлой зимой молодожены Дмитрий и Елена Воробьевы (фамилия изменена по их просьбе. — Авт.). На свадьбу им подарили иномарку.

— Признаться, мы никогда не задумывались о получении прав, но, став автовладельцами, захотели побыстрее за руль, — рассказывают Воробьевы. — Тем не менее мы решили честно идти учиться. За советом, в какую автошколу пойти, мы обратились к родственнику, являющемуся давнишним участником одного из автоклубов Иркутска. Его ответ нас просто шокировал.

Родственник категорически отговаривал прибегать к услугам автошкол. «Покупайте права, а водить научу вас я совершенно бес-платно, — говорил он. — Я не понимаю, зачем отдавать деньги за то, что какой-то мужик, уволенный с автобазы, станет указывать вам, как нужно правильно нажимать на тормоз и газ!» — В итоге мы заплатили своему приятелю, сотруднику одного из подразделений правопорядка, по 14 000 рублей за каждого и через неделю получили настоящие права, — говорит Дмитрий. — В их подлинности сомнений нет: нас несколько раз останавливали сотрудники ДПС, проверяли документы по базе и никаких претензий к нам не имели.

Азам вождения Дмитрия и Елену обучил родственник.

— И на нашем автомобиле нет ни одной царапины, — подытоживает Дмитрий. — Мы не нарушаем скоростной режим, соблюдаем все знаки. Друзья смеются, говорят, что ездим чересчур осторожно. Но именно этому нас и учил эксперт-водитель.

Экономить нельзя

По словам Алексея Тарбеева, начальника отделения пропаганды безопасности дорожного движения ГУ ГИБДД ГУВД по Иркутской области, ситуацию на дорогах Приангарья специалисты характеризуют как очень сложную:

— Шестнадцать процентов ДТП происходит по вине водителей со стажем до трех лет (то есть каждая шестая авария). Вместе с тем постоянно повышать штрафы невозможно, поэтому увеличение количества часов практики вполне может поднять уровень подготовки в автошколах.

Однако стаж вождения, конечно же, далеко не главное.

— Как показывает статистика, аварии на дорогах случаются не только у водителей со стажем до 3 лет, — считает генеральный директор НУДО «Дифференциал» Матвей Дифенбах. — Нередко виновниками ДТП становятся и те, кто за рулем более 40 лет. Что же касается 50 часов практики, то это далеко не предел. Скажем, такие же требования в Европе, а в Австралии и вовсе 150 часов! Когда слушаешь руководителей автошкол, ловишь себя на мысли, что ни один из них, конечно же, не станет порочить своих коллег, свой бизнес. Хотя каждый второй курсант (так в автошколах называют обучающихся. — Авт.) мечтает побыстрее сесть за руль. А на таких, кто желает еще попрактиковаться, будучи неуверенным, что ему хватило отведенных часов (как это принято во многих развитых странах) инструкторы смотрят с огромным удивлением.

По словам Дениса Беляевского, заместителя начальника по учебной работе Российской оборонной спортивно-технической организации (ДОСААФ), здравомыслящий автовладелец никогда не пойдет учиться вождению к тем, кто просто натаскивает на экзамен в ГИБДД.

— Когда человек думает о жизни своих близких, родных, он выберет правильную форму обучения, — говорит он. — Автовладелец не станет экономить на обучении и жалеть потраченного на него времени. Ведь это все равно что жалеть о получении профессионального образования. К обучению в автошколах нельзя подходить безалаберно. Вплоть до того, что, если вам не нравится уровень инструкторов, нужно сменить место обучения.

Треть водителей — самоучки

В некоторых городах России оборудованы автодромы мирового уровня. Они практически полностью имитируют улицу: есть светофоры, нанесена разметка, установлены знаки. Все действия практиканта фиксирует электроника. Допускающие ошибки на таком автодроме не получают документов об окончании водительских курсов. К экзаменам в ГИБДД допускаются и те, кто не оканчивал водительских курсов. Любой желающий может обратиться с заявлением о своем желании сдать на права, и ему не могут отказать. К таким людям экзаменаторы из ГАИ относятся с особым вниманием. По словам сотрудников ГИБДД, на наших дорогах около тридцати процентов таких водителей.

Метки:
baikalpress_id:  29 283