«Байкал» станет брендом

Иркутские предприятия могут лишиться права использования в своем названии имени озера

Байкал давно уже стал визитной карточкой Иркутской области. В регионе зарегистрированы тысячи фирм, которые используют название озера. Однако в ближайшем будущем большинству из них, возможно, придется сменить имя. Дело в том, что правительство рассматривает вопрос о том, чтобы сделать название озера национальным брендом. Это значит, что «Байкал» вполне могут поднять на уровень такого же бренда, как «Россия». Напомним, еще недавно государство взимало пошлину с коммерческих структур за его использование. А с 2008 года частникам вообще запретили упоминать слово «Россия» в своих названиях.

Инициатором создания бренда «Байкал» выступил Институт развития Дальнего Востока и Забайкалья при правительстве РФ. Ожидается, что от национализации бренда «Байкал» должны получать дивиденды Республика Бурятия, Иркутская область и Забайкальский край. Однако местные аналитики считают, что нововведение лишь затормозит развитие байкальского бренда.

— В Иркутской области более 20% коммерческих организаций используют в своих названиях слово «Байкал», — говорит директор Иркутского агентства развития бизнеса Владимир Снегирев. — Если название озера сделают национальным брендом, то последует вал перерегистраций. И тут опять государство выступает как коммерсант. Конечно, это выгодный источник дохода. Однако не надо забывать, что многие местные компании, используя слово «Байкал», продвигают байкальский бренд на мировом рынке.

Больше всего ущерба национализация бренда может нанести туристическим компаниям. Ведь, как правило, туроператоры используют название озера как географический указатель места расположения фирмы и маршрута предлагаемых услуг.

— Идея сделать Байкал федеральным брендом и зарабатывать на этом деньги просто абсурдна, — прокомментировала заместитель руководителя агентства по туризму Иркутской области Агния Шангина. — Слово «Байкал» в наименованиях местных фирм указывает на их географическое положение. А как еще может называться гостиница или туркомпания, находящаяся на берегу озера?

Впрочем, с другой стороны, федеральный бренд «Байкал» избавит туристов от путаницы при выборе турфирмы. Сейчас в Приангарье каждая вторая компания использует название озера. Только в Иркутске подобных фирм около 8 тысяч. Причем «Байкалом» именуются как мелкие заправочные станции и чулочно-носочные магазины, так и крупные турфирмы и фешенебельные отели.

— Теоретически в этом нововведении есть здравый смысл, — говорит директор отдела туризма одной из иркутских ассоциаций гостиниц и ресторанов Станислав Леник. — Сейчас все норовят назваться «Байкалом». Поэтому нам необходим контроль над использованием этого слова. С другой стороны, если с турфирм будет взиматься налог за название, то это так или иначе скажется на туристическом рынке. Чтобы покрыть убытки, компании будут вынуждены поднять цены на путевки. Следовательно, выгоду от нововведения придется компенсировать туристам. При этом необходимо учитывать, что сейчас в Иркутской области из-за высокой стоимости туров поток туристов и так снижается.

По мнению юристов, в правах на использование слова «Байкал» более защищены те организации, которые зарегистрировали свое название как товарный знак. Так, к примеру, закрепить название озера за своей деятельностью успели телекомпания «АС Байкал ТВ» (права в отношении использования этого бренда для телевидения) и туристическая компания Baikal Land (права на английское написание этого слова).

— Товарный знак нельзя «отнять» до истечения срока его правовой охраны, — пояснила юрист Анна Горохова. — Ограничения могут быть введены только на основании решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в случае ликвидации юридического лица — правообладателя — или прекращения предпринимательской деятельности физического лица.

Байкал на продажу

Инициаторы «байкальского» бренда пока затрудняются назвать, каким законным актом определят правила на использование слова «Байкал» и кто конкретно скажет последнее слово в их разработке. В свою очередь эксперты уже выдвигают опасение, что если не будет ясных правил игры, то участники рынка и представители различных фирм станут «покупать» слово «Байкал» для своих названий.

Мы достойны так называться

Мы спросили у представителей иркутских фирм, использующих в своем названии слово «Байкал», об их отношении к возможным нововведениям.

Директор туристической фирмы «Иркутск-Байкал-Интер-Турс» Татьяна Харитонова:

— Национализация слова «Байкал» негативно скажется на туроператорах. Мы уже вложили достаточно средств в продвижение своих названий. Поэтому, естественно, понесем убытки после переименования. Плюс ко всему это нововведение создаст путаницу среди наших потенциальных клиентов — люди не смогут правильно сориентироваться при выборе компаний. Ведь слово «Байкал» для них служит своеобразным указателем места туристических услуг.

Менеджер инвестиционной компании «БайкалКоммерц» Светлана Лысенко:

— Подобное нововведение негативно скажется на нашей компании. После переименования придется полностью менять документацию, реквизиты. Наши инвесторы могут это расценить как мошенничество. В итоге от нас уйдет часть клиентов, и компания понесет существенные убытки.

Сопредседатель общественной организации «Байкальская экологическая волна» Марина Рихванова:

— Мы занимаемся экозащитой озера Байкал. Согласитесь, было бы странно, если бы наша организация называлась как-то иначе. Усилиями сотрудников «Байкальской экологической волны» проводится громадная работа по защите озера. И я думаю, что мы заслужили право использовать слово «Байкал» в названии нашей организации.

Руководитель клуба «Байкал-Данс» Виктор Белобородов:

— Для организаций слово «Байкал» прежде всего географический указатель. Используя название озера, компании продвигают бренд нашего региона. К примеру, «Байкал-Данс» входит в сотню лучших клубов России. Спортсмены клуба выступают на международном уровне. Благодаря их успехам слово «Байкал» звучит на мировых подмостках. Поэтому национализация названия имени озера просто не оправданна. Представьте, что будет, если все реки и озера вдруг станут брендами? Компании, представляющие те или иные регионы, потеряют свое лицо и станут безликими.

Руководитель пресс-службы Байкальского банка Сбербанка России Юлия Шелегова:

— Байкальский банк — внутреннее название регионального представительства Сбербанка России. Привязка «байкальский» создана для удобства внутри нашей системы. Юридически это слово нигде не закреплено. Поэтому переименование существенным образом не скажется на работе нашего филиала.

Метки:
baikalpress_id:  29 261
Загрузка...