Как будем ездить?

Транспортную проблему в Иркутске местные власти собираются решить за четыре года

Для всех «безлошадных» иркутян рабочее утро начинается с битвы за место под солнцем, а точнее, за местечко в автобусе, троллейбусе или трамвае. И уж здесь мы становимся настоящими гладиаторами. Никаких респектов и улыбок. Каждый за себя. Главное — дождаться нужный маршрут, втиснуться внутрь салона и зацепиться за любую ручку. Все. Поехали на службу. Впрочем, для автовладельцев поездки по городу в часы пик тоже не обходятся без нервов — бесконечные пробки, в которых скорость не выше, чем у черепахи, совсем не добавляют комфорта. Разрулить транспортную проблему в Иркутске местные власти пытаются уже не первый год. Вроде, и автобусы новые покупали, и дороги расширяли, и подземные переходы строили, но воз и ныне там. На прошлой неделе чиновники сделали очередную попытку — представили на суд депутатов Иркутской думы концепцию развития городского пассажирского транспорта. Оказалось, для некоторых народных избранников ежедневные дорожные страдания электората стали настоящим открытием.

Дань народу

Заседание думцев началось в полупустом зале. Почему депутаты не соблюдают регламент, стало ясно после вступительной речи председателя Иркутской думы Андрея Лабыгина: «Из 33 депутатов присутствуют 18. Некоторых нет по уважительной причине. Несколько человек, которые сегодня едут сюда на общественном транспорте, опаздывают из-за пробок. Думаю, когда появятся, впечатлений будет много, и они ими поделятся. Лично я утром на автобусе благополучно за час сорок преодолел расстояние, которое обычно на машине проезжаю за пятнадцать минут».

Кстати, пока Андрей Лабыгин добирался из дома со стороны микрорайона Зеленого до центра города, успел испытать целую палитру эмоций и даже сделать некоторые открытия. Сначала растерялся: «Непонятно, где стоять. Остановка неподсыпанная, неосвещенная...»

Потом неопытный пассажир-общественник не мог понять, почему шесть маршруток проехали мимо, не остановившись. В итоге догадался: чтобы занять место в маршрутке, люди едут вкруговую, до конечной, а уже потом до нужной остановки. Платят дважды.

За этим последовало ощущение счастья: «Когда наконец втиснулся в узкую дверь полного автобуса, был просто счастлив, несмотря на оттоптанные ботинки». А во время самой поездки Андрей Лабыгин сделал вывод, что в нашем городе живут очень вежливые люди с отлично развитой интуицией: «Я понял, что пассажиры у нас культурные. Даже в таких условиях говорят водителю — остановите, пожалуйста. И это несмотря на то, что он за рулем курит, разговаривает по телефону, а на невинные вопросы пассажиров, например, о том, доедут ли они до определенной остановки, отвечает, конечно, не матом, но почти.

Кстати, узнавать свое местоположение людям приходится по наитию — через запотевшие окна ничего не видно, а остановки никто не объявляет». В числе экспериментаторов был и заместитель председателя городской думы Александр Ханхалаев, который решил доехать с остановки «Волжская» до центра на троллейбусе: «На остановке люди мечутся в поисках своего маршрута. В салоне окна запотевшие. Никак не мог понять, где нахожусь. Пассажиры ругаются, что на выход надо протискиваться в переднюю дверь. Многие говорят, что с кондукторами было удобнее».

Но не все депутаты согласились терпеть народные трудности. Например, Александр Панько, как обычно, прибыл к мэрии на своем автомобиле, но сказал, что отдает дань пассажирам общественного транспорта: «Я не сторонник популистских шагов, поэтому в эксперименте участвовать не стал. Но о проблемах с транспортом знаю не понаслышке. Мы проводили социсследование в микрорайоне Юбилейном и убедились, что проблема есть и она очень болезненная. Будем ее решать. А людям, которые вынуждены каждый день пользоваться общественным транспортом, я отдаю дань. Они теряют время, нервы и эмоции в дороге, а потом еще приходится как-то работать весь день».

Курс на безопасность

Когда эмоции у депутатов поутихли, чиновники мэрии предоставили им пищу для размышлений — концепцию развития общественного пассажирского транспорта в Иркутске.

По словам вице-мэра Иркутска Николая Хиценко, при разработке документа использовался опыт организации пассажирских перевозок в городах, где эта проблема разрешилась успешно, — Казани, Санкт-Петербурга, Красноярска. Основные приоритеты концепции — поездки должны быть безопасными и доступными для всех слоев населения, а общественный транспорт — выдерживать конкуренцию с личными и служебными машинами.

Для этого предлагается разделить все существующие маршруты на две части. К главным отнесут все трамвайные, троллейбусные и часть самых загруженных пассажирами автобусных маршрутов. Вспомогательными станут экспрессные, полуэкспрессные и беспересадочные маршруты, не совпадающие по ходу движения с главными. Сюда же отнесут поездки на микроавтобусах.

При этом количество маршруток планируется свести к минимуму, потому что, по мнению чиновников, именно они создают пробки на дорогах. Со временем их должны заменить автобусы большой вместимости. Более того, распределять маршруты между перевозчиками предполагается на основе конкурсов. Помимо этого в Иркутске должны появиться новые маршруты с учетом ввода в эксплуатацию нового моста через Ангару и строительства жилых микрорайонов. Так, на сегодняшний день уже необходим запуск общественного транспорта в район Ершей, Красных Казарм и Нижней Лисихи.

Кроме того, разработчики концепции рекомендуют ввести жесткий запрет на стоянки такси и личных автомобилей на остановках. Для контроля за этим остановки необходимо оборудовать камерами видеонаблюдения. В перспективе в Иркутске должен появиться новый автовокзал, чтобы исключить передвижение по центральным дорогам иногороднего транспорта. В числе других мер стабилизации обстановки на проезжих частях — оборудование больших заездных карманов, организация центральной диспетчерской службы, которая будет контролировать количество транспортных единиц на разных маршрутах и интервал движения машин.

Дикий рынок

По расчетам городских властей, концепция должна быть реализована за четыре ближайших года. Правда, далеко не все депутаты разделяют оптимизм чиновников.

«Честно говоря, ничего нового я не услышал. Такое впечатление, что нам прочитали конспект. Город-сад-то в чем? И где человек, который отвечает за транспорт в Иркутске? Назовите его фамилию! Кто-нибудь может это сделать? Никто его не знает. Частники сами бултыхаются на этом рынке как хотят», — возмущался Андрей Лабыгин. Кстати, внятных ответов на свои вопросы он так и не дождался.

Чиновники не смогли пояснить и стоимость реализации предложенных мер. «Финансы будут просчитаны позже», — сказал Николай Хиценко. Несколько депутатов внесли свои предложения по решению проблемы. Например, Юрий Родионов считает, что на некоторых дорогах в областном центре неплохо было бы ввести реверсивное движение.

Олег Геевский высказал мысль, как избежать огромных финансовых затрат при замене маршруток большими автобусами: «На это потребуется как минимум полтора миллиарда рублей. Я не знаю перевозчика, который согласится дать столько денег. Для бюджета это тоже неподъемная сумма. Нужна система кредитования частных перевозчиков, где администрация будет оказывать содействие».

Сергей Коровин уверен, что транспортный вопрос можно решить только нестандартным путем: «Почему метро положено только городам-миллионникам? Когда принималось такое решение, никто ведь не учитывал, что в небольших городах может появиться так много личного автотранспорта. Ну если не метро, так пусть будут надземные дороги».

Но, пожалуй, главное препятствие, которое мешает изменить ситуацию в лучшую сторону, — отсутствие законов, регулирующих пассажирские перевозки общественным транспортом. «Не надо дожидаться федерального закона. Люди мерзнут на остановках каждый день. Нужно работать с депутатами областного Законодательного собрания. Давайте проявим политическую волю и займемся этим», — сказал Андрей Лабыгин.

Бэтмен нам поможет

Насколько реальна концепция, предложенная иркутскими властями? На этот вопрос корреспонденту «Пятницы» согласился ответить руководитель регионального отделения Российской автодорожной ассоциации (РАДА) Виктор Григоров:

— На мой взгляд, представленный вариант не может дать реальных результатов. Нужен комплексный подход, механизм, который будет работать как часы. Пока же в нем не хватает нескольких шестеренок. Есть федеральное законодательство, регулирующее безопасность дорожного движения. Есть концепция, разработанная муниципалитетом. Но между ними должна быть прослойка из областного закона, который установит санкции в отношении нарушителей-перевозчиков и нарушителей-водителей.

Срок реализации в четыре года тоже нереален. Концепция — это скелет, основа, на которую нанизываются нормативные акты, программы, планы мероприятий. Это как генеральный план для города. Она должна действовать многие годы. Причем этот документ должен предусматривать возможность корректировки с учетом развития транспорта. И очень важно, чтобы была привязка к развитию города. Рассматривать транспорт как отдельную составляющую — просто бессмысленно.

Конечно, такая концепция требовалась Иркутску давно, и в ней есть хорошие разумные детали, но без названных мною связок она не заработает. Это будет так называемый закон под сукно. Как говорил Константин Райкин: «К пуговицам претензий нет, к карманам нет, а в целом костюмчик отвратный». Тот хаос, который сейчас творится на дорогах города Иркутска, сможет за столь короткий период устранить разве что Бэтмен или Джеймс Бонд.

У нашей организации есть конструктивные предложения, но власти почему-то игнорируют общественное мнение. На прием к мэру Якубовскому с этими предложениями мы не можем попасть уже больше двух лет. Возможно, если бы чиновники и депутаты прислушались к народу и уж тем более стали чаще ездить на общественном транспорте, проблема бы решилась уже давно.

Над материалом работала ОЛЬГА МИРОШНИЧЕНКО, miol@pressa.irk.ru Звонки принимали ЕЛЕНА МАРФИЦИНА и ИРИНА ПОКОЕВА, friday@pressa.irk.ru Фото СЕРГЕЯ ИГНАТЕНКО

Метки:
baikalpress_id:  29 243
Загрузка...