Феномен «Бутырки»

Почему русский шансон начинают слушать менеджеры и педагоги?

Из всех групп и исполнителей, совершающих регулярный чес по стране и стабильно заезжающих в наш город, пожалуй, особняком стоит группа «Бутырка». Во-первых, это единственная группа из активно гастролирующих, которая работает в жанре русского шансона. Во-вторых, выступает она отнюдь не в залах ресторанов или ТЮЗе, как многие более именитые и известные ее коллеги по цеху. Она неизменно собирает аншлаги на самой большой концертной площадке города, во Дворце спорта. И это притом что Бутырку не показывают по телевизору, о ее солистах не пишут желтая пресса и гламурные журналы. В чем же секрет успеха коллектива? Чтобы понять это, я отправился на концерт.

Еще до начала выступления я услышал, как за спиной разговаривали жители Улан-Удэ. Они очень радовались, что успели добраться до Иркутска к началу концерта и им удалось приобрести билеты. Молодые люди открывают в столице Бурятии ночной клуб и мечтают пригласить туда на открытие «Бутырку». Мне тут же вспомнились недавние посиделки в одном из студенческих общежитий Гамбурга с немецкими студентами, которых родители еще детьми вывезли из СССР в Германию. В силу юного возраста ребята уже плохо представляют то, что слушают на их исторической родине сейчас. Однако в компании оказался диджей, который похвастался, что он один из русской диаспоры Гамбурга имеет самую полную коллекцию современной российской музыки. Будучи уверенным, что поставлю парня в тупик, я, подобно Промокашке из фильма «Место встречи изменить нельзя», ехидно спросил: «А «Бутырка» есть?» «Есть», — с гордостью произнес новоиспеченный бюргер и, сбегав в свою комнату за ноутбуком, открыл папку с записями этого коллектива. Остальные члены компании с интересом стали слушать до того часа неизвестную им музыку и скорее начали копировать ее себе.

Тем временем на сцене Дворца спорта появились музыканты «Бутырки» с ее неизменным солистом Владимиром Ждамировым. Как это водится, в первом отделении — в робе арестантов, а во втором — в гражданской одежде. Два часа они приводили собравшихся в восторг живым исполнением своих хитов на темы зоны, школы, матери, Чечни. При этом Ждамиров, харизма которого является одним из секретов успеха группы, время от времени общаясь с залом как истинный пахан, выдавал мудрые фразы. «А ты сядь, посиди, в буфет тебе больше ходить не надо», — осек он одного из подвыпивших зрителей, настойчиво просившего спеть свою любимую песню. Так по-свойски общаться с разношерстной публикой вряд ли смогут Дима Билан, Сережа Лазарев, Ираклий и другие, наспех слепленные синтетические звезды. Когда на сцену с цветами вышла маленькая девочка, лидер «Бутырки», присев рядом с ней, доверительно спросил: «Как там, в садике, воспитатели и няни не бузят? «Бутырочку»-то слушают?» Девочка ответила утвердительно.

И это не вызвало удивления ни у меня, ни у других зрителей. «Бутырку» слушают не только бывшие заключенные, но и педагоги, ученые и представители других интеллектуальных профессий. В партере, где были самые дорогие билеты за 1500 рублей, сидели очень хорошо одетые люди с интеллигентными умными лицами, среди них немало молодежи, в том числе с внешностью отличников. Они не проявляли видимого восторга от песен, как это делали те, кто сидел в секторах. А там во время концерта шли настоящие танцы и дикое ликование. Скорее всего, людям серьезным не хотелось открыто показывать своей любви к народной группе. Но ведь зачем-то они пришли на этот концерт и отдали за него немалые деньги. Отсюда вывод — популярность «Бутырки» растет в последние годы стремительно. Она уже превосходит границы первоначально выбранной целевой аудитории, привлекая в ряды своих поклонников людей разных социальных слоев.

Как-то я был дома у топ-менеджера одной крупной западной компании, которая тратит массу денег на то, чтобы в рекламе ее продукции задействовать таких гламурных звезд, как Бритни Спирс, Мадонна, Дэвид Бекхэм и другие. Каково же было мое удивление, когда я услышал, как, расхаживая по квартире элитного жилого комплекса, его розовощекий сынишка, посещающий школу раннего развития для одаренных детей и кучу спортивных секций, затянул песню из репертуара «Бутырки»: «Аттестат — в крови, по бокам — конвой». Я с подозрением посмотрел на папу: уж не он ли привил сыну эти музыкальные познания? Но, даже если сын просто услышал эти песни по радио в детсаду или у соседей по даче, нельзя отрицать тот факт, что «Бутырка» стала особенным явлением в современной российской действительности. Причин этому несколько. Во-первых, всем уже надоело слушать тех бесталанных и бездушных звезд, которых нам навязывают радио и телевидение. Старая гвардия артистов тоже начала докучать своими концертами в духе дискотек 80-х, куда нам уже вытащили и показали всех, даже тех, кто успел спиться и сколоться от невостребованности во время перехода от эстрады к шоу-бизнесу. Новых ярких звезд на нашей сцене так и не появилось. А слушать иностранные песни постоянно тоже нельзя, иногда душа требует родного, русского. Во-вторых, виной тому «сгоревшие судьбы страны лагерей», как поется в одной из песен «Бутырки». Полстраны у нас в прошлом веке отсидело в тюрьмах и на поселениях, и поэтому понять глубину страданий героев песен группы без труда сможет каждый россиянин.

Кстати, закончился концерт очень интересно. В отличие от других звезд, «Бутырка» не стала разжигать овации и провоцировать аплодисменты стоя, исполнять песни на бис. Солист коротко и ясно сказал: «Ребята, извините, мы не сможем вам сегодня дать автографы, опаздываем на самолет». Сказал как отрезал. Публика даже не усомнилась в том, что это так, и сразу начала расходиться без всякого роптания. В общем, концерт как начался, так и закончился без всякого сюсюканья и заигрывания с публикой.

Как появилась «Бутырка»

Группа «Бутырка» образовалась совместными усилиями Олега Симонова и Владимира Ждамирова. История группы начинается с сентября 2001 года. Из всех московских звукозаписывающих компаний, к которым обратились музыканты, начинающим коллективом заинтересовались только в компании «Мастер саунд». Дебютный «Первый альбом», вышедший в 2002 году, имел ошеломляющий успех. Оригинальное звучание, запоминающийся вокал Владимира Ждамирова, а также искренность стихов Олега Симонова сразу сделали коллектив популярным. Темы, затронутые Олегом в стихах, были понятны и близки тем, кто знаком с темой жизни за колючей проволокой не понаслышке. Но есть и еще одна особенность — песни «Бутырки» не только о тюрьме и лагерях. В них очень много о судьбах простых людей и истории, похожие на истории из их жизни. Группа «Бутырка» ведет активную концертную деятельность и уже не один раз проехала по городам России от Орла до Находки, не забывая при этом о других государствах.

ВАСИЛИЙ ЯШКИНАС friday@pressa.irk.ru Фото с официального сайта группы butyrka.ru

Загрузка...