Мои героини не такие

Зинаида Кириенко призналась иркутянам, что до сих пор недолюбливает разлучницу Аксинью

В среду, 29 октября, у иркутских любителей кино был большой праздник. В кинотеатре «Художественный» встречали народную артистку России Зинаиду Кириенко, которая ровно полвека назад гениально сыграла Наталью Мелихову в «Тихом Доне». Обозреватель «Пятницы» искренне восхищалась неувядаемой красотой и талантом 75-летней артистки.

Роль, предназначенная судьбой

Встреча началась с кадров из бессмертного фильма «Тихий Дон» Сергея Герасимова. С той самой сцены, где несчастная Наталья под грозовым небом молит Бога покарать изменившего ей мужа. Эта роль стала визитной карточкой актрисы и, пожалуй, главной в жизни.

Зинаида Кириенко вышла на сцену легко и в отличном настроении. Несмотря на свои годы (родилась она в 1933 году), актриса прекрасно выглядит. Причем совершенно очевидно, что она не прибегает ни к каким пластическим операциям — черты лица остались прежними. Наряд был подобран с большим вкусом: свободное расшитое платье в стиле античного хитона цвета слоновой кости и золотистые туфли. На руках — браслеты, пальцы унизаны кольцами.

— Я очень рада, что прошли годы и я имею возможность выйти и видеть своих зрителей, — тепло приветствовала она иркутян.

Рассказ о себе она начала с «Тихого Дона», отметив, что удача этой экранизации целиком и полностью заслуга Сергея Герасимова, который был удивительно актерским режиссером, воспитавшим не одно поколение советских актеров. Многие зрители, сравнивая старую версию «Тихого Дона» Сергея Герасимова и новую — Сергея Бондарчука, начинают понимать, насколько все-таки новый фильм является лишь бледной тенью герасимовского. А об актерах и говорить нечего. Зинаида Кириенко считает, что роль в «Тихом Доне» была предназначена ей судьбой.

— Мне Наталья больше нравилась изначально, — призналась актриса, — я не испытывала тогда тогда и не испытываю сейчас симпатии к образу Аксиньи. Наталья — верная, любящая. Мне кажется, что такие женщины, как Наталья, составляют основу жизни в нашей стране. И войну мы выиграли благодаря таким женщинам, которые взвалили на себя огромное бремя.

Стеснялись целоваться

Затем Кириенко с доброй иронией прокомментировала несколько фрагментов из своих ранних фильмов. Сцену поцелуя из картины «Вдали от Родины», в которой актриса играла юную француженку, влюбленную в советского разведчика, Зинаида Кириенко сопроводила такими словами: «Ну вот, поцелуй! Слава Богу, их у меня было немного». Она добавила, что в те давние годы кино было гораздо более целомудренным, чем сегодня. Затем показали фрагмент из фильма «Сорока-воровка», где престарелый князь Скалинский мерзко домогается юной крепостной актрисы Анеты.

— Князя играл замечательный актер Вахтанговского театра Владимир Покровский, — рассказала Кириенко. — Эстет, настоящий аристократ старой закалки, интеллигент, он очень смущался, что от него требовалось изображать развратника. Он мне говорит: «Зиночка, вы извините меня, я понимаю, вам это мерзко, но я вынужден...»

По словам актрисы, в том и была трагедия героини, которая отвергала гнусные поползновения неюных кавалеров. «Ситуация очень жизненная во все времена. Многие женщины делают карьеру этим путем, и таких сегодня немало. Но мои героини другие, равно как и я», — заключила народная артистка. Эти ее слова были встречены бурными одобрительными аплодисментами.

А вот фрагмент из фильма «Казаки», с которым у Зинаиды Кириенко связаны особые воспоминания. Картина снималась в Чечне, в городе Грозном, и для массовки набирали спортсменов. Среди них оказался и ее будущий муж Валерий. — Молва долго ходила, что Кириенко увезла с собой самого красивого казака, — призналась актриса, — так и было...

Под конец зрителей ждал сюрприз: прославленная артистка спела несколько песен и романсов, в том числе и всенародно любимые «Эхо любви» и «Даль великая» из кинофильма «Любовь земная», другие песни, специально сочиненные для актрисы друзьями-музыкантами. Зрители вдохновенно подпевали, долго аплодировали, не хотели отпускать со сцены.

Классика остается вечно

После выступления я задала прославленной актрисе несколько вопросов:

— Судьба вас крепко связала с ролью Натальи, и после нее вам часто предлагали сыграть страдающих женщин. А не было чувства неудовлетворенности, не хотелось сыграть характерную роль?

— К сожалению, это так, — согласилась народная артистка, — дамы, у которых мужья — режиссеры, как правило, имеют доступ к более широкому репертуару. А в основном режиссеры, конечно, используют то, что они считают апробированным. Это не только моя судьба, но и судьба многих актеров: и мужчин, и женщин. Драматические актеры обязательно хотят себя попробовать в другом качестве.

Кстати, я играла в студенческие годы Агафью Тихоновну в «Женитьбе» Гоголя, и мне поставили «отлично». Что касается кино, я вспоминаю, как мы были с великим Борисом Бабочкиным в Западном Берлине, еще в ту пору, когда наша армия там была. Показывали «Судьбу человека» и «Чапаева». И вот меня поразило, что Бабочкин говорил только о своих театральных ролях, а «Чапаев» для него уже был болезненной темой, потому что его иначе не воспринимали. Но все-таки это не самая страшная судьба актера!

Страшная — это когда лицо знакомое, а где и что он играл, уже и не вспомнишь. И я не знаю даже, что лучше: вот так просто быть лицом знакомым или героем одной роли. И потом, у меня есть и другие картины, которые в свое время были очень популярны. Но классика все равно побеждает! Проходные вещи уходят, а классика остается на века.

Хорошая традиция

Вот уже несколько лет Культурно-досуговый центр имени Гайдая делает благородное дело, приглашая в Иркутск известных и любимых актеров, составивших гордость и славу отечественного кинематографа. Мы уже рассказывали читателям «Пятницы» о встречах с Раисой Рязановой, Ириной Купченко, Светланой Светличной. На этот раз перед иркутянами выступила легендарная Зинаида Кириенко, одна из самых красивых актрис советского кино.

Где снималась Зинаида Кириенко

* «Сорока-воровка» (1958)

* «Тихий Дон» (1958)

* «Судьба человека» (1959)

* «Вдали от Родины» (1960)

* «Знакомьтесь, Балуев!» (1963)

* «Крушение империи» (1971)

* «Любовь земная» (1974)

* «Два капитана» (1977)

* «Лекарство против страха» (1978)

* «Любить по-русски — 2» (1996)

*7 «Письма к Эльзе» (2002)

Метки:
baikalpress_id:  29 186