Не опускайте руки!

Основатель русского "Плейбоя" рассказал "Пятнице", почему на Руси трудно жить

Нынешней осенью на Байкале побывал Артемий Троицкий, легенда российской рок-журналистики, организатор первых в СССР дискотек, подвижник неформальных музыкальных течений, оппозиционный публицист, теле- и радиоведущий, основатель и экс-главный редактор русского Playboy, а также защитник бельков (детенышей тюленей). Приехал тихо и незаметно, без всякой помпы, по приглашению организаторов кинофестиваля "Человек и природа". "Пятница" оказалась единственным иркутским СМИ, которому Артемий Кивович дал эксклюзивное интервью.

Эйфория была недолгой

Честно говоря, поначалу мне было даже страшно, ведь Артемий Троицкий кажется таким снобом, интеллектуалом. Достаточно послушать его культовую передачу "FM Достоевский" на "Эхо Москвы" или почитать статьи в журналах. Однако в жизни легендарный рок-критик оказался человеком дружелюбным и совсем не пафосным. Поговорить согласился тотчас, как сошел с трапа теплохода "Александр Вампилов", на котором гостей фестиваля возили по Байкалу.

- Думали ли вы, что после перестройки, гласности, демократических реформ мы вдруг вернемся туда, откуда с таким трудом вырвались?

- Ух..., - вздохнул Артемий, - ну, если говорить о девяностых годах, то время, конечно, было занятное, в чем-то очень хорошее, в чем-то страшноватое. Я однажды сказал в интервью по ТВ об известной диалектической зависимости "свобода - безопасность". Понятное дело, что люди обычно жертвуют свободой ради безопасности или жертвуют безопасностью ради свободы. Я говорил, если посмотреть на ситуацию в стране в целом, то при коммунистах у нас не было свободы, но была относительная безопасность. При Ельцине у нас определенно не было безопасности. Зато была свобода! Ну а при Путине нет ни свободы, ни безопасности. Вот и думайте, когда хуже всего...

Кстати, именно после этой фразы на Троицкого наложили мораторий на Первом канале на некоторое время. Но потом все-таки вернули.

- Думал ли я о том, что будет? - продолжает Артемий. - Нет, не думал! Я просто исходил из той жизни, которая была, и старался сделать ее по возможности максимально интересной и насыщенной. Я верю в человека и верю, что от человека зависит, в каком мире он живет... В том числе и в какой стране. И в Советском Союзе можно было отдаться полному унынию и эмигрировать. Или стать конформистом и карьеристом, юным пионером и циничным комсомольцем. Но ни я, ни мои друзья эти скучные пути не выбрали, просто делали жизнь вокруг себя такой, какой нам хотелось. Изредка наши представления совпадали с вектором всей остальной страны. Был такой замечательный эпизод в конце 80-х-начале 90-х годов. К сожалению, это продлилось не очень долго...

По словам музыкального критика, в то время создавалась не иллюзия даже, а вполне убедительное ощущение, что от народа что-то зависит, потому что власти дали слабину, немного расслабились, сами поверили в какую-то демократию на пару лет. Потом постарались, естественно, ошибки исправить. И уже при Борисе Николаевиче все снова вернулось на круги своя.

- В том, что происходит у нас в России, я разочаровался в 1993 году, будучи свидетелем расстрела Белого дома, - продолжает рок-критик, - я уже тогда понял и написал, что нас ожидает новый застой. Так оно, собственно, и произошло. Но тогда застой был прикольный, а сейчас - застой затхлый. Это мало походит на свободную жизнь в свободной стране. Я знаю массу людей, особенно в провинции, которым нынешняя атмосфера обеспечила полное удушье.

Народ безмолвствует

Кстати, Артемий Троицкий остается сегодня одним из немногих публичных людей, кто не боится высказывать свое мнение. Так, депутатов и всяческих чиновников, которые слишком часто мелькают на ТВ, он называет запросто "чувачками"; членов молодежной организации "Наши" - "мелкой бандой придурков, которых подкармливает президентская администрация" и "несчастным юным стадом"; российских высокопоставленных военных - "тупыми жирными генералами"; Никиту Михалкова - "патологически больным человеком, который любит взасос любую власть"; а путинско-медведевскую Россию - "феодальной страной, которая мало изменилась со времен Ивана Грозного".

- Власть я не люблю, - объясняет Троицкий. - Любую власть. Солидарен с высказыванием Льва Гумилева о том, что нами всегда будут править ничтожества. Как они нами правили раньше, так правят и сейчас. Притом что они ничего не делают для людей.

Но, по словам Артемия, гораздо более грустная штука заключается в том, что люди очень лояльно к этим ничтожествам относятся.

- Мы даже слышим какое-то довольное урчание со стороны народа. По-видимому, это во многом связано с нефтегазовым наркозом, под которым находится страна. Денег в страну сейчас закачивается столько, что даже тех крох, которые остаются после тотального разграбления со стороны власти и всяческих олигархов, все равно достаточно, чтобы миллионы людей в стране жили лучше. Да, какие-то подачки получают пенсионеры и бюджетники, и, видимо, эти подачки в значительной степени рот людям затыкают. Это, конечно, плохо...

Затем Троицкий углубился в рассуждения о нашем народе. Напомнил слова философа Чаадаева, который считал Россию страной во всех смыслах аномальной.

- Для меня это очень грустно. Потому что я люблю свой народ и всегда был против власти, но я категорически не хочу быть против своего народа. Поэтому мне остается только тихо грустить.

- А откуда, по вашему мнению, взялись все эти люди, которые учат нас, как нужно любить Россию?

- Откуда? Из комсомола, наверное, из КГБ. Как правило, из каких-то противных источников. Во всем мире люди приходят во власть, чтобы служить своему народу. У нас люди приходят во власть, чтобы добиваться привилегий и огромных денег. Соответственно, все наши властные структуры состоят из людей - думаю, процентов 90 - бесчестных, корыстных, циничных и глубоко безразличных к реальным судьбам страны и народа. Российское государство всегда в первую очередь думало о государстве, а не о стране. Я самым кардинальным образом разделяю эти два понятия: страна и государство. Полностью подписываюсь под словами песни группы "Люмен": "Я так люблю свою страну, но ненавижу государство". Государство существует само для себя, а страна... как получится.

Андеграунд жив

Если Троицкий грустит, то герои его книг и статей - российские рок-музыканты, бывшие нонконформисты и отчаянные оппозиционеры - вдруг как-то внезапно полюбили власть. Как, например, Андрей Макаревич, который второго марта лихо спел на концерте в честь очередной победы "суверенной демократии". Или Борис Гребенщиков, который когда-то говорил: "Хватит ползать на брюхе", сегодня объявляет своим фанатам, что против кремлевских властей выступать нельзя. И от всего этого веет такой тоской и даже предательством... Обидно за "стариков"! Но еще обиднее, что молодых не видно и не слышно.

- Логично предположить, что если в России снова зажимается свобода слова, закрываются независимые СМИ, то, соответственно, должен появиться и протестный рок, как это было при совке. Но мы этого не видим. Где та "злая молодая шпана", которая снесет все на своем пути? Где андеграунд? Неужели всех все устраивает?

- Молодая шпана есть, андеграунд есть, - успокоил Артемий Кивович, - другое дело, что сегодня доступа к общедоступным и популярным СМИ у нашей неформатной и нелояльной к официозу музыки практически нет. Скажем, в Питере до сих пор существует и прекрасно себя чувствует группа "Телевизор" во главе с Михаилом Борзыкиным. Дают концерты, записывают альбомы. И никто о "Телевизоре" не слышит и вряд ли услышит, потому что аудитория группы ограничена аудиторией маленьких клубов и Интернетом.

Вообще, по словам рок-критика, говорить о том, что ничего нет и никуда не пробиться, в ситуации, когда есть Интернет, не совсем правильно. Другое дело, что Интернет - это занятие для любопытных, активных и инициативных. А таких людей довольно мало. Большинство людей ленивы и вальяжны и слушают ту музыку, до которой руки доходят.

- Андеграунд есть, - продолжает рок-критик, - я, в частности, за последний год слегка оживил свой рекорд-лейбл, выпустил несколько альбомов, и это вполне в духе "шпаны". Это группа "Барто", "Пахом и Вивисектор" и новый альбом группы "Центр" под названием "У прошлого нет будущего". Лидер группы Василий Шумов давно живет в Лос-Анджелесе, но записывает куда более острые и актуальные критические пластинки, чем, к сожалению, все наши ребятки, проживающие внутри ее государственных границ.

- Ну а в литературе, в кино есть что-нибудь достойное?

- На мой взгляд, наша литература находится в более боевом состоянии, чем наша музыка. Дело в том, что музыка и кино материально и медийно очень зависимы. Государство, прокатчики и продюсеры никогда не будут финансировать фильмы, которые критикуют власть. Поэтому ничего такого у нас нет в кино. Музыка тоже очень сильно зависит от массмедиа, а музыканты не бескорыстны, и поэтому они не очень любят дразнить сильных мира сего. Литература в этом смысле менее зависима - взял, сел, опубликовал. Хоть в Интернете, хоть за свой счет. Литература - в более боевой фазе.

Впрочем, Троицкий посетовал, что новых писателей нет, хотя, по его словам, и старые пишут прекрасные книжки.

- Мне всегда очень нравилось то, что делает Виктор Пелевин, хотя в последнее время он сдал слегка. Зато Сорокин, считаю, выпускает свои лучшие книги.

- А Лимонов?

- К Лимонову я отношусь равнодушно, хорошим писателем не считаю, но в качестве пассионарного политического деятеля он мне скорее симпатичен. Хотя, когда я слышу слово "национальный", мне всегда становится кисло. Захар Прилепин, кстати, бывший лимоновец, - отличный писатель. И мне очень нравится Александр Иллирицкий.

- И все-таки грустный у нас разговор получился. И перспективы грустные.

- Да ни фига! Я просто призываю людей не лениться. От каждого человека в огромной мере зависит, какой будет его собственная жизнь и каким будет ближайшее окружение. Пенять на власти, пенять на несвободу, пенять на кровавый режим, естественно, можно, но это еще не повод для того, чтобы опускать руки. И не повод, чтобы считать, что жизнь не удалась и ничего сделать невозможно. Сделать можно, потому что сегодня есть великая помощь под названием Интернет. Это великая сила и великое благо. Так что, ребята, если вам не нравится теперешняя действительность, дерзайте, активничайте! Используйте Интернет и создавайте прекрасную жизнь для себя, для своих семей и друзей. А то, что нами правят ничтожества, будем считать, что это фундаментальный вопрос русской жизни.

На все руки мастер

Артемий Троицкий сумел проявить себя во многих ипостасях: он редактировал глянцевый журнал, руководил музыкальным отделом на ТВ, писал книги, продвигал рок-группы. И везде был ярким, нестандартным и незабываемым. К примеру, свою рубрику в программе "А" он вел сидя на полу, в окружении каких-то хомячков; в программе "Кафе "Обломов" Троицкий и вовсе лежал на диване; а Playboy под его редакцией превратился из обычного эротического журнала в журнал интеллектуальный. Жаль только, что ни в одном проекте Артемий Троицкий надолго не задерживался... Кроме музыкальной передачи "FM-Достоевский" на "Эхо Москвы", которая выходит уже 11 лет.

Метки:
Загрузка...