Шок от ГИБДД

Новая социальная реклама на тему безопасности дорожного движения вызывает у иркутян двойственные чувства

Вдоль городских дорог недавно были размещены плакаты с социальной рекламой, призывающей водителей и пассажиров автомобильного транспорта пристегиваться ремнями безопасности. Изображение на баннерах настолько шокирующее, что некоторые иркутяне хотят добиться их демонтажа.

Неприятно, зато наглядно

С содержанием плаката вы можете ознакомиться на фотографии. На первый взгляд картинка радостная: через лобовое стекло автомобиля видны двое улыбающихся мужчин, один из них держит в руке цветы. Но если присмотреться на секунду дольше, видно, что это не просто цветы, а гвоздики, и их две. И если водитель пристегнут, то его пассажир обмотан траурной лентой со словом «скорбим». Внизу картинки надпись: «Не испытывай судьбу. Пристегни ремень безопасности!» Такое послание иркутянам и гостям нашего города адресовала областная ГИБДД.

— Когда я впервые увидел этот щит, впал в настоящий ступор! — говорит житель улицы Алмазной Андрей Яковлев. — Каждый день езжу по этому перекрестку и ни разу не испытывал проблем. А теперь, как только подъезжаю и в очередной раз вижу эту картинку, мурашки по телу! Но вместе с тем я согласен с этим плакатом. Он наверняка очень сильно влияет на психологию водителей. К примеру, я раньше пристегивался через раз, да и то только если выезжал за город. А сейчас просто не могу ехать мимо этого баннера непристегнутым, у меня такое суеверие появилось.

— А мне этот плакат очень не нравится, — возмущена пенсионерка Людмила Середкина из Первомайского, — выглядит как какое-то проклятие. Людей будто бы зомбируют, навлекают на них беду. Ведь давно известно, что негативные мысли имеют свойство материализовываться. Поэтому не исключаю, что в связи с появлением таких плакатов аварийность в городе только возрастет.

Главное — реалистичность

Шоковая социальная реклама, призывающая соблюдать правила дорожного движения, впервые появилась в 2006 году во Франции. Полиция этой страны была вынуждена прибегнуть к таким мерам из-за повального несоблюдения французами трех наиглавнейших правил: не пей за рулем, не превышай скорость, пристегивайся ремнем безопасности.

Одним из первых был ролик следующего содержания. Посредине дороги на крыше лежит только что перевернувшийся автомобиль. Из него пытается выбраться женщина. Она кричит, зовет на помощь, но вокруг тишина. Затем возникает нарастающий звук приближающегося автомобиля, и перевернутый джип вместе с несчастной пассажиркой разносит в пух и прах огромный грузовик. Учитывая, что снят ролик будто бы любительской камерой и одним дублем, выглядит все это до боли правдоподобно.

Позднее к французским коллегам присоединились ирландские. Они сняли один из самых кровавых и шокирующих рекламных роликов современности. На парапете сидит девушка, которую обнимает ее молодой человек. На трассе, пролегающей рядом, происходит страшная авария.

Один из автомобилей врезается в возлюбленного и припечатывает его к парапету, зажимая его телом девушку. Далее — приезд скорой, перекошенные ужасом лица прохожих и чудом спасшейся девушки, похороны ее парня... В итоге нам демонстрируют суд над виновником ДТП. Выясняется, что он ехал на большой скорости, под колеса автомобиля бросилась собака, избегая удара, водитель столкнулся с другими машинами, и его автомобиль налетел на парапет. Вскоре подобную социалку заказали и отечественные блюстители порядка на дорогах.

Правда, их пока можно увидеть только в Интернете. Российские рекламщики не уступают законодателям новой моды на шок. Крупным планом нам показывают трехлетнюю девочку, пристегнутую ремнем безопасности на заднем сиденье автомобиля. Девочка спокойно возится с любимой игрушкой. Когда же камера отдаляется от машины, мы видим, что девочка находится в искореженном автомобиле, а на переднем сиденье — труп ее мамы. Голос за кадром объявляет: если не пристегнетесь вы, пристегнут вас. А на экране медики застегивают мешок с телом. Второй ролик про парня, поехавшего на красный свет, его машину протаранил КамАЗ. Голос невесты, ехавшей в том же автомобиле: «Ему повезло, он умер сразу». И сцена, в которой она передвигается на инвалидной коляске.

Никто не спорит, что подобная реклама запоминается гораздо быстрее, чем, скажем, плакаты с бравыми гаишниками и подписью «Ваша безопасность — в наших руках» или с ресторатором Аркадием Новиковым, который призывает ни в коем случае не пить алкоголь перед тем, как садишься за руль. Нужно сто раз прокрутить эту рекламу по всем каналам, чтобы зритель за нее зацепился. А шокирующие ролики достаточно посмотреть один раз — и они моментально действуют на подсознание.

К разочарованию ГИБДД, шоковые ролики не приняли на центральные телеканалы. Их лишь по нескольку раз продемонстрировали в кинотеатрах перед сеансами. Изготовители рекламы из известного столичного агентства провели опрос зрителей, и половина из них сказали, что теперь обязательно будут соблюдать основные правила дорожного движения. Значит, дело было затеяно не зря.

Во Франции же, где кроваво-депрессивные ролики показывают по всем каналам, количество смертельных случаев в ДТП снизилось на треть. Легко подсчитать, что при наших 30 000 ежегодно погибающих в ДТП соотечественниках рекламные нововведения могли бы привести к спасению 10 000 жизней. Это население целого микрорайона Иркутска! Но, наверное, такая социальная реклама на Первом или на «России», да еще и в прайм-тайм, показана будет еще не скоро. Ее, по крайней мере сейчас, представить себе в перерывах между «Танцами со звездами» и «Спокойной ночи, малыши» просто невозможно. Далеко нам до продвинутой Европы.

Вот ГИБДД и нашла выход в рекламе печатной. По словам представителя рекламного агентства, изготовившего плакат, размещенный в Первомайском, изображение было предложено сотрудниками ГИБДД Иркутской области, и, вероятно, на этом они останавливаться не намерены. Что будет изображено на следующих плакатах, пока держится в тайне.

Нравится—не нравится

Замеры реакции россиян, посмотревших жесткие социальные видеоролики, призывающие соблюдать ПДД, подтвердили опасения экспертов. Они не понравились 49% зрителей. Респонденты заявили, что эта реклама чрезмерно кровавая. Однако вместе с тем почти 60% признались, что поменяли свое отношение к проблеме. А 63% опрошенных после киносеанса сказали, что теперь станут чаще пристегиваться.

Метки:
baikalpress_id:  29 118