Как стабилизировать финансовую систему?

«Справедливая Россия» предлагает свой план

Экономисты партии «Справедливая Россия» предлагают собственный план по стабилизации финансовой системы Российской Федерации и перехода к устойчивому развитию в условиях мирового финансового кризиса. Об этом рассказал депутат Государственной думы, глава регионального отделения партии «Справедливая Россия» Иван Грачев. По его словам, фундаментальной причиной кризиса является сырьевой вариант развития страны с неизбежной корреляцией с кризисом в развитых странах, потребляющих сырье. В связи с этим любые антикризисные меры, включая аварийные, должны работать на диверсификацию экономики и противодействовать начинающейся рецессии. Распространение финансового кризиса на Россию при хороших показателях экономического роста (около 7 процентов), значительных положительных сальдо торгового баланса и золотовалютных резервов объясняется грубейшими ошибками в финансовой политике, проводимой в течение последних шести лет. Политика профицитных бюджетов (где доходы больше расходов) и Стабилизационного фонда исходила из того, что она обеспечивает стерилизацию денежной массы и таким образом блокирует инфляцию; страхует национальные риски при снижении цены на нефть в иностранных ценных бумагах.

Цели не достигаются

Оздоровление денежной массы не обеспечивается, поскольку выпадение части доходов бюджета преодолевается либо внешними частными заимствованиями, либо прямыми вливаниями бюджетных средств и средств, эмитируемых ЦБ, на банковские счета.

Так, за 2005—2007 года через прирост Стабфонда была осуществлена стерилизация 132 млрд долларов. При этом через прирост внешнего частного долга ввезли 300 млрд долларов и провели соответствующую эмиссию. При этом разница между процентами потенциально возможными к выплате по нашим вложениям (без учета обесценения) и по процентам за внешние заимствования составляет около 50 млрд долларов.

В 2008 году недостаток ликвидности в условиях разворачивающегося мирового финансового кризиса преодолевали прямым переводом денег бюджета в банковскую систему. Еще до наиболее острого периода кризиса на аукционах было размещено до 500 млрд бюджетных средств на месячные сроки. На данный момент времени в банковской системе размещено и находится 668 млрд рублей бюджетных средств из текущего профицита федерального бюджета. За счет снижения нормативов обязательного резервирования в банковскую систему поступило еще 300 млрд рублей. Лимит по размещению средств бюджета составляет до 1,5 трлн рублей. С точки зрения инфляции — это самая плохая форма поступления денег в экономику, а с точки зрения поддержки экономики — наиболее бесполезная.

Как показал опыт, стратегия вложения доходов от национальной экономики в иностранные ценные бумаги оказалась гораздо более рискованной, чем вложения средств в собственную экономику. Кроме того, подобная стратегия изначально была обречена на неудачу из-за взаимозависимости финансовых кризисов в современном мире. Иными словами, «черный день» наступает у одной страны вслед за другой. В условиях кризиса реализация иностранных ценных бумаг практически невозможна по цене приобретения. Опыт преодоления кризиса в настоящее время показывает, что деньги берутся не от реализации размещенных ценных бумаг, а путем прямой эмиссии Центрального банка за счет текущего положительного сальдо торгового баланса либо использования еще неразмещенного профицита бюджета.

Путь к дефолту?

Поведение финансовых властей в настоящее время полностью воспроизводит действия Правительства и Центрального банка в 1998 году накануне дефолта. Ситуация смягчается все еще высокими ценами на нефть и газ и значительным положительным сальдо торгового баланса. Денежные власти огромными затратами поддерживают фондовый рынок и компенсируют убытки отдельным организациям, в том числе и тем, которые специализировались на финансовых спекуляциях. Такая политика обеспечит временный выход из кризиса с большими потерями, а при упорном продолжении неверной политики приведет к дефолту.

Выход есть

По словам Ивана Грачева, партия «Справедливая Россия» разработала свои предложения по стабилизации финансовой системы Российской Федерации. Они заключаются в следующем.

Переориентировать политику от вложений в иностранную «бумажную экономику» на вложения в реальную экономику внутри страны. В связи с этим следует начиная с 2008 года отказаться от политики профицитного бюджета и сбалансированно распределить средства между снижением налогов, вложением в локомотивные отрасли и социальными расходами, и аварийными расходами на преодоление финансового кризиса.

В частности, в 2008 году фактическое пополнение Резервного фонда и Фонда национального благосостояния произошло лишь в объеме 500 млрд рублей в Резервный фонд. Следовательно, минимум 2 трлн рублей за 2008 год составляет нераспределенный текущий профицит бюджета, из которого 668 млрд рублей распределено в банковскую систему на аукционах. Следовательно, свободных средств в бюджетной системе для ликвидации кризиса осталось около 1 трлн 350 млрд рублей.

Есть ряд предложений по аварийному снижению налогов, в том числе рассрочка платежей по налогу на добавленную стоимость начиная с третьего квартала 2008 года (уже сделано), снижение налога на добавленную стоимость до 10 процентов с третьего квартала 2008 года в режиме налоговых каникул на один год (платежи за третий квартал 2008 года уплачиваются в четвертом квартале 2008 года, платежи за четвертый квартал 2008 уплачиваются в первом квартале 2009 года), налоговые каникулы для субъектов малого предпринимательства, которые являлись таковыми на 1 октября 2008 года, начиная с 1 октября 2008 года по налогу на прибыль, единому налогу по упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства, земельному налогу и налогу на имущество с полной компенсацией выпадающих доходов субъектам Российской Федерации, восстановление с 1 января 2009 года инвестиционной льготы по налогу на прибыль.

Экстренные меры по поддержке малых предприятий

Внести изменения в ФЗ № 159 от 22 июля 2008 года «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с тем, чтобы во всех регионах минимизировать расходы малых предприятий на выкуп арендованных помещений.

Для этого срочно внести в указанный федеральный закон и принятые на его основе в некоторых субъектах РФ законы наиболее оптимальные условия для малого бизнеса по выкупу арендованных помещений. В частности, площадь арендованных помещений следует увеличить до 10 000 кв. метров, срок рассрочки выкупных платежей — 10 лет (как в Чувашской Республике). Это освободит средства малых предприятий и простимулирует их к вложению собственных средств в развитие своих предприятий.

Отказ от прямой господдержки фондового рынка

На фондовом рынке играет не более 2 процентов населения, и его не следует спасать за счет бюджетных средств. В этой связи 250 млрд рублей, которые предлагается предусмотреть для приобретения падающих акций на фондовом рынке, следует направить на приобретение активов непосредственно у проблемного финансового института или корпорации по утвержденному и согласованному с парламентом РФ списку (например, Газпром, Роснефть и т. д.), увеличив тем самым долю государства. При этом следует принять меры, накладывающие жесткие ограничения на вознаграждение топ-менеджмента, их свободу в принятии решений на весь период нахождения акций и залогов в государственной собственности.

Помощь собственникам жилья

Следует помочь гражданам, желающим улучшить жилищные условия, в направлении субсидирования процентных ставок по ипотечным кредитам и субсидирования выплаты основных платежей. Необходимо дополнительно выделить средства клиентам ипотечных институтов для компенсации условий кредитования, вызванных кризисом, — 50 млрд рублей. Разрешить досрочное использование материнского капитала (через год после рождения ребенка) при направлении этих средств на улучшение жилищных условий начиная с 1 января 2009 года. Дополнительные расходы в 2009 году — около 70 млрд рублей.

Срочно принять закон «О строительных сберегательных кассах» с 20-процентной (в первые два года — 40-процентной) поддержкой государством накоплений граждан на приобретение, строительство и ремонт жилья. Эта мера позволит «связать» сбережения граждан и пополнить банковскую ликвидность «снизу» до 600 млрд рублей уже в 2009 году.

Перечисленные и ряд других мер, по мнению экономистов «Справедливой России», помогут реальной стабилизации финансовой системы Российской Федерации и переходу к устойчивому развитию в условиях мирового финансового кризиса.

Метки:
baikalpress_id:  29 127