Что с транспортом?

Маленькие маршрутки могут исчезнуть с улиц Иркутска

В редакции «Пятницы» в последнее время раздается все больше звонков с просьбами выяснить, почему в Иркутске стали так редко ходить маршрутки. Жители многих районов замечают, что по утрам даже на конечных остановках сложно сесть в транспорт. Машин очень мало, и все они заполняются еще до окончания маршрута. Уехать из центра города в спальные районы еще сложнее. В ситуации разбиралась корреспондент «Пятницы».

Дорога длиною в два часа

— Я живу на Синюшиной Горе, а работаю на Советской, — рассказывает иркутянка Марина Петрова. — На работе мне нужно быть в девять часов, поэтому каждое утро я прихожу на остановку около семи утра. Марина говорит, что выходить из дому за два часа до начала рабочего дня приходится из-за того, что с транспортом в последнее время стало очень тяжело: «Маршрутку ждешь иногда по 30 минут, а то и больше! Потом еще час-полтора с пробками ехать до работы. Вот и приходится вставать на час раньше, чем обычно».

Женщина ощутила такие проблемы еще два года назад, но последние месяцы стали совсем тяжелыми: «Я понимаю, что бензин дорожает, но ведь и плату за проезд повысили! Опять же, если частники не хотят возить, то государство могло бы и позаботиться о своих гражданах: поставить автобусы, которые будут ходить четко по расписанию, и тогда не придется угадывать, приспосабливаться и выстаивать часами на остановках!»

По словам Марины, резко сократилось количество маршрутных такси № 48. Раньше был автобус № 41, который ходил по расписанию. Затем его сняли — появились маршрутки. А сейчас нет ни того, ни другого. Уехать после рабочего дня на Синюшку с Советской без пересадок стало практически невозможно. После получасовых ожиданий приходится в итоге уезжать на перекладных.

— Ладно, если бы это было просто, — говорит иркутянка, — а то ведь, проехав полпути, приходится стоять на остановке «Курорт «Ангара» еще минут 10—20, пока не сядешь в проходящую маршрутку. А в час пик и еще дольше.

Маршрутчики уходят с рынка

История Марины Петровой очень похожа на истории других горожан — тех, кто звонит в нашу редакцию, и тех, с кем мы говорили на остановках общественного транспорта. Такие же проблемы испытывают живущие в Университетском, Юбилейном, Ново-Ленино, Солнечном, Первомайском. Практически по всему городу. А виной всему — резкое сокращение транспорта на маршрутах.

— По нашим расчетам, количество транспорта в городе уменьшилось как минимум на 30%, — говорит Алексей Колмаков, представитель Ассоциации частных перевозчиков. — Этот бизнес стал невыгодным: высокая стоимость ГСМ, устаревший автопарк требует больших затрат на ремонт. Стоимость проезда, хоть и увеличилась, но все равно еле-еле покрывает расходы, а о заработках речь идет в последнюю очередь.

Алексей Анатольевич говорит, что по маршруту № 4, Центральный рынок — Университетский, всегда очень востребованном в городе, в последние дни ходит всего 4—8 машин. В то время как еще несколько месяцев назад расписание на день составлялось из 60! «Еще и две-три машины стояли в резерве, на случай если какая-то машина сломается или кому-то из водителей понадобится уйти с маршрута, — рассказывает Алексей. — Люди продают машины и уходят с рынка частных перевозок. Очень серьезные проблемы на 48-м маршруте — тут то же самое, что и на четверке. Каждое утро мы отправляем несколько больших автобусов на десятку, чтобы утром увезти людей на работу. Даже на очень стабильных маршрутах в Ново-Ленино и Зеленом стали появляться такие же проблемы — утром сложно уехать, вечером приехать».

По словам Алексея Колмакова, теперь перевозчики не имеют таких доходов, как раньше, чтобы своевременно менять автопарк. Поэтому возят иркутян старые неухоженные машины, которые часто ломаются. Все перевозчики хотят иметь хорошую машину, но им не позволяют доходы.

В чем причина?

Представитель ассоциации перевозчиков говорит: вся беда в том, что выросли цены на топливо, а цена проезда, увеличенная не так давно на два рубля, еле-еле покрывает расходы, но доходов почти не дает. Как же вернуть транспорт на городские маршруты? Вот какие пути решения проблемы предлагает Алексей Колмаков:

— Лучше всего было бы понизить стоимость ГСМ — это бы исправило ситуацию. Но это практически невозможно. Может быть, помог бы ввод тарификации стоимости проезда по зонам, как в электричке: едешь до рынка — одна цена, едешь дальше — другая. Но это очень сложно организовать. Еще есть вариант — ввод на маршруты муниципального транспорта, который будет ходить по расписанию.

А пока, возможно, в ближайшее время микроавтобусы совсем исчезнут с улиц Иркутска — их заменят большие автобусы. В них входит больше народу, но удобно ли будет нам ездить стоя и как когда-то в советское время штурмовать переполненные автобусы?

Проблемы будут всю зиму

Алексей Колмаков уверен, что проблема с оттоком транспорта быстро не исправится: «В ближайшие полгода точно ничего не изменится: заманить водителей на маршруты сейчас совершенно нечем. Нужно ждать, когда ситуация достигнет критического уровня. Тогда люди начнут перекрывать дороги, и город купит автобусы. Даже стоимость проезда в 15 рублей уже ничего не изменит. А нынешняя ситуация продлится всю зиму, и мы ничего не можем с этим сделать, к сожалению. Будем надеяться, что не станет еще хуже».

Звоните в «Пятницу»

Уважаемые читатели! Если вы испытываете проблемы с проездом в маршрутных такси или у вас есть нарекания на работу водителей, звоните нам в редакцию. Мы ждем от вас ответов на вопросы: «На каких направлениях в городе самая сложная обстановка?», «Как, по-вашему мнению, можно улучшить ситуацию?», «Готовы ли вы платить за проезд больше 12 рублей, если это необходимо для улучшения работы городского транспорта?». Наш телефон 27-28-28

Возить невыгодно

Эдуард, водитель маршрутки № 10, говорит, что на десятке каждый день работает около 60 машин, но утром все равно не хватает транспорта. «Ведь приходится выстаивать в пробках, а это огромные затраты: за круг я заработаю 300 рублей, а в пробках сожгу горючего на 500! Нам работать становится невыгодно! На 48-м маршруте осталось 5—6 машин — все ушли. Скоро и с «десятки» побегут — очень высокие цены на ГСМ, а стоимость проезда не покрывает затрат. Еще ведь нужно и домой деньги принести, и машину отремонтировать, запчасти купить, и масло залить, и автомобиль вымыть! Нужно стоимость проезда повышать либо снижать цену на бензин и солярку. Так дальше нельзя. Наступит зима — станет еще хуже. Возить пассажиров становится невыгодно».

Появятся автобусы

О том, знают ли о проблеме с транспортом в администрации Иркутска, мы спросили у Юрия Гамзулина, начальника отдела транспорта и связи: «В этом году администрацией города будет приобретено 26 автобусов большой вместимости. Это случится где-то в течение месяца-двух. На данный момент не решено, на какие маршруты они будут распределены, но, скорее всего, автобусы пустят по маршрутам, которые уже утверждены мэром Иркутска».

Однако Юрий Гамзулин заметил, что вряд ли автобусы появятся на таком маршруте, как 48-й: «Этот маршрут обслуживается частными перевозчиками, и ставить там большой автобус не имеет смысла. У нас уже был опыт введения муниципального транспорта на подобный маршрут — люди просто отказались ездить на автобусе: зайдут 20 человек, займут сидячие места, и больше ехать никто не желает — ждут маленькую маршрутку». Кроме автобусов в Иркутске появятся 26 новых троллейбусов и 6 трамваев.

Метки:
baikalpress_id:  29 109